БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

13.3 Требуемое тяговое усилие, буксиры и буксирное оборудование

 

13.3.1 Требуемое тяговое усилие

Буксировка должна выполняться буксирами, обладающими достаточной мощностью, чтобы обеспечить требуемую скорость буксировки, управляемость буксирного ордера и удержание буксируемого сооружения в расчетных условиях. Сопротивление буксируемого сооружения возможно определять расчетным путем, на основе модельных испытаний опытных образцов (результатов ранее выполненных испытаний) или фактическими измерениями.

Требуемое тяговое усилие буксира на гаке буксира FPR должно быть рассчитано для удержания буксируемого плавучего сооружения на месте относительно морского дна при следующих параметрах гидрометеорологических условий: скорости ветра 20 м/с, высоте волны 3% обеспеченности 6,7 м, значительной высоте волны 5 м и скорости течения 0,5 м/с, которые действуют одновременно и в одном направлении. В расчете также необходимо учитывать рыскания буксира и буксируемого плавучего сооружения.

Для районов с благоприятными погодными условиями при расчете требуемого тягового усилия на гаке буксира FPR могут рассматриваться меньшие параметры гидрометеорологических условий. При этом параметры не должны быть ниже скорости ветра 15 м/с, высоты волны 3% обеспеченности 2,7 м, значительной высоты волн 2 м и скорости течения 0,5 м/с, действующих одновременно и в одном направлении.

Для буксировок в районах, частично защищенных от воздействий волн, но открытых для воздействия сильных ветров, критерии должны быть согласованы с РМРС и МГС.

Если маршрут буксировки проходит через районы ограниченной навигации, непрерывного неблагоприятного течения или погоды, или если в условиях умеренной погоды требуется более высокая скорость буксировки, может потребоваться большее требуемое тяговое усилие на гаке буксира FPR. Для операций, не ограниченных по погодным условиям, в районах с ограниченной навигацией, FPR необходимо определять с учетом критериев, представленных в разделе 8.

Для буксировки сооружения из дока к береговой строительной площадке или к месту хранения FPR следует определять с учетом гидрометеорологических критериев, представленных в 8.4, и при минимальной скорости хода 0,25 м/с.

Соотношение между требуемым тяговым усилием на гаке буксира FPR (равным полному буксировочному сопротивлению буксируемого сооружения согласно [1]) и тяговым усилием на гаке буксира. FPR рассчитывают по формуле

 

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции (6)

 

где FBP - тяговое усилие на гаке буксира, кН;

Teff - эффективное тяговое усилие буксира, %;

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции - тяговое усилие FPR каждого буксира, кН.

Эффективное тяговое усилие буксира Teff зависит от технических характеристик буксира, параметров волнения и достигнутой скорости буксировки. При отсутствии соответствующих данных Teff допускается принимать в соответствии с таблицей 10.

 

Таблица 10

 

Эффективное тяговое усилие буксира

 

Тяговое усилие на гаке буксира FBP, кН

Эффективное тяговое усилие буксира Teff для различных высот волн, %

штиль

Hs = 2,0 м

Hs = 5,0 м

FBP <= 300

80

50 + FBP/10

FBP/10

300 < FBP < 900

80

80

30 + 0,75[(FBP/10) - 30]

FBP >= 900

80

80

75

 

13.3.2 Буксиры

Эффективность буксировки по скорости и контролю положения зависит от конфигурации буксирного ордера, количества буксиров и мощности каждого из них. Эффективное тяговое усилие существенно ниже суммы тяговых усилий всех буксиров, особенно при работе на коротких буксирных линиях и в непосредственной близости буксиров друг от друга.

Буксиры, участвующие в буксировке, должны соответствовать требованиям приложения 28 к руководству [23].

Для операций буксировки с использованием нескольких буксиров или буксировок одним буксиром, в случае когда сооружение чувствительно к воздействиям ветра или его маневрирование затруднено, должен быть предусмотрен буксир сопровождения. Буксир сопровождения должен иметь достаточное тяговое усилие и должен быть готов к немедленному использованию в случае, когда любой из действующих буксиров запросит помощь.

Кормовые буксиры не требуется рассматривать при определении эффективного тягового усилия буксиров.

13.3.3 Буксирное оборудование

Минимальное разрывное усилие буксирной линии следует определять в зависимости от значения тягового усилия на гаке буксира FBP в соответствии с таблицей 11.

 

Таблица 11

 

Минимальное разрывное усилие буксирной линии

 

Тяговое усилие на гаке буксира FBP, кН

Минимальное разрывное усилие буксирной линии, кН

Районы с благоприятными погодными условиями

Прочие районы

FBP <= 400

2,0FBP

3,0FBP

400 < FBP <= 900

2,0FBP

(3,8 - FBP/500)·FBP

FBP > 900

2,0FBP

2,0FBP

 

Разрывная нагрузка элементов буксирной линии должна приниматься дифференцированной и соответствующей Правилам РМРС [1]:

- для устройств крепления буксирной линии на буксируемом сооружении - не менее 1,3 минимального разрывного усилия буксирной линии (буксирного каната);

- для остальных элементов буксирной линии (канатные шкентели, соединительные скобы, треугольные планки, цепные вставки, усы полубраг и т.д.) - не менее 1,1 минимального разрывного усилия буксирной линии (буксирного каната).

Должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее извлечение (подъем) части буксирной линии, непосредственно подсоединенной к буксируемому сооружению, в случае обрыва какой-либо другой части буксирной линии.

Суда буксирного ордера должны быть оснащены запасными буксирными канатами, значения минимального разрывного усилия которых не ниже представленных в таблице 11. Запасной буксирный канат должен быть оснащен подъемным канатом.

13.3.4 Длины буксирных линий

Длины буксирных линий должны обеспечивать амортизацию рывков и восприятие нагрузок во время буксировки в пределах значений безопасной рабочей нагрузки на буксирные линии. Для сложных буксировок рекомендуется проведение анализа характеристик буксирных линий. С целью сокращения длин буксирных линий допускается использовать упругие вставки.

Зависимость между величиной провисания буксирной линии при различных вариантах ее натяжения и длины рекомендуется сгруппировать в табличной форме в целях получения безопасного соотношения между длиной буксирной линии и требуемым зазором безопасности между буксирной линией и морским дном.

Определение геометрических характеристик буксирных линий и упругих вставок следует выполнять в соответствии с требованиями Правил РМРС [1].