БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

20.2 Планирование демонтажа

 

20.2.1 Обследования

Для определения состояния сооружения в целом или его конструкций, подтверждения возможности выполнения демонтажа и установления перечня подготовительных мероприятий необходимо выполнить соответствующие обследования, которые должны включать, но не ограничиваться следующим:

- обследование ВС для оценки изменений массы и положении центра тяжести ВС. Требуемая точность этой оценки зависит от предложенного(ых) метода(ов) и от подъемной системы, погрешности в местоположении центра тяжести и оценки массы;

- обследование оборудования и трубопроводов ВС для установления требований по их очистке и промывке от рабочих сред для предотвращения риска загрязнения окружающей среды. Если очистку и промывку технологического оборудования будут выполнять уже после его демонтажа и доставки на береговые предприятия, особое внимание необходимо уделить подготовке мероприятий по безопасному и экологически чистому отсоединению технологических трубопроводов от оборудования в условиях открытого моря;

- обследование конструкций ВС и ОЧ для определения их фактического технического состояния;

- обследование сооружения в целом для подготовки к демонтажу, выявление мест разрезов и оценку швартовки, грузов и связей с сооружением;

- оценку состояния балластной системы и определение возможности восстановления ее работоспособности;

- обследование скважин, фонтанной арматуры, противовыбросового оборудования, узлов подсоединения трубопроводов и т.д.;

- обследование акватории и морского дна вокруг сооружения для обнаружения посторонних предметов;

- обследование маршрута морской буксировки для обеспечения беспрепятственной и безопасной доставки демонтированного сооружения или его элементов к месту утилизации.

20.2.2 Эксплуатационные технические процедуры

До операций по демонтажу необходимо разработать последовательный план действий с учетом специфики проведения операций на море, на всех производственных стадиях, в том числе:

- подготовительные работы по демонтажу и удалению;

- спецификация на демонтаж вспомогательных и швартовных устройств;

- удаление верхних конструкций, морское раскрепление и транспортирование;

- удаление структур поддержки, морское раскрепление и транспортирование;

- морские операции по транспортировке;

- морские операции для завершения работ на месте демонтажа и удаления.

20.2.3 Дебалластировка

20.2.3.1 Твердый балласт

При необходимости удаления твердого балласта из ОЧ перед демонтажем и/или перед мероприятиями по восстановлению плавучести сооружения следует определить метод выполнения работ, подобрать необходимое оборудование и разработать детальную техническую процедуру выполнения данной операции. Необходимо принимать во внимание требования к обеспечению остойчивости демонтируемого сооружения или его элементов в соответствии с 20.2.4 - 20.2.6.

20.2.3.2 Жидкий балласт

Требования раздела 11 применимы к любым балластным системам и связанным с ними операциям. Для дебалластировки сооружения или его элементов в целях последующего демонтажа возможно применение более упрощенных балластных систем в части производительности, технологической оснащенности и укомплектованности контрольно-измерительными приборами. При применении упрощенных балластных систем необходимо учитывать требования, в соответствии с 6.6 и 20.1 в части необходимости выполнения идентификации опасностей и оценки рисков негативного воздействия на окружающую среду и определения уровней безопасности.

Балластные воды после дебалластировки необходимо собирать для выполнения их последующей очистки или утилизации.

При вводе в действие системы дебалластировки необходимо принимать во внимание имеющуюся балластную систему, используемую ранее при установке сооружения.

Если в качестве жидкого балласта применялась забортная вода, а балластная цистерна изолирована от технологических трубопроводов и не загрязнена химическими веществами и нефтепродуктами, то решение о месте и требованиях к сбросу необходимо принимать после выполнения анализа образцов воды.

20.2.4 Контроль нагрузки масс

Масса элементов демонтируемого сооружения должна быть определена на основе данных от эксплуатирующей организации (см. раздел 9). Эти данные должны включать полную массу и положение центра тяжести. При проектировании грузоподъемных операций необходимо принимать во внимание уровень достоверности получаемых данных о массе.

Важным условием для получения достоверных данных о массе является возможное увеличение массы сооружения в течение расчетного срока службы. Увеличение массы сооружения, вызываемое морским обрастанием конструкций, грунтовыми отложениями на ОЧ, возможным затоплением отсеков сооружения и цистерн балластной системы, находящихся под водой, а также проводимыми модернизациями и перевооружением ВС, оказывает негативное влияние на положение центра тяжести. При планировании этапов демонтажа, связанных с отрывом стационарных МНГС от грунта морского дна, следует учитывать силы присоса к грунту, в особенности для вязких грунтов.

На демонтируемых МНГС на натяжных связях после отсоединения натяжных элементов необходимо провести кренование для определения положения центра тяжести до балластировки и изменения осадки сооружения.

20.2.5 Проверка конструкций

Стойкость конструкций к действиям, вызванным операциями демонтажа, транспортирования и утилизации, должна быть проверена с учетом структурного износа.

Кроме того, проверка конструкций должна касаться подкреплений, новых креплений, точек крепления, подъемного оборудования и соединений буксирных линий.

20.2.6 Проверка остойчивости

При планировании буксировки демонтированных сооружений к месту утилизации на плаву требуется учитывать необходимость постоянного контроля за фактической остойчивостью сооружений.

20.2.7 Демонтаж стационарных бетонных сооружений

Проверке должны подвергаться прочность конструкций и остойчивость сооружения на этапах отрыва от дна моря, удаления балласта и нахождения сооружения на плаву, см. раздел 10.

При планировании операций по демонтажу стационарных бетонных сооружений необходимо выполнить оценку и учет особых гидродинамических эффектов, возникающих при отрыве сооружения и связанных с присасыванием днища к морскому дну. Необходимо установить фактическую остойчивость сооружения путем проведения кренования при выполнении демонтажа. Для сопоставления данных фактической и расчетной остойчивости сооружения необходимо использовать проектную документацию на сооружение. На всех этапах демонтажа необходимо осуществлять контроль за влиянием положения центра тяжести на крен и остойчивость сооружения.

В случае принятия решения о выполнении размыва грунта под днищем сооружения необходимо выполнить оценку влияния на эксплуатационную надежность и конструктивную целостность сооружения.

20.2.8 Швартовные и буксирные устройства

Для проектирования временных швартовных систем применимы требования и рекомендации раздела 14. Требования и рекомендации к буксирным устройствам и буксирам приведены в разделе 13.

20.2.9 Транспортирование и разгрузка на морских площадках утилизации

При транспортировании и разгрузке демонтированных сооружений или их элементов на морских площадках утилизации необходимо принимать во внимание следующие аспекты:

- надежность раскрепления демонтированных конструкций на палубах транспортных барж и их конструктивной целостности во время транспортирования;

- разгрузка методами горизонтального перемещения по грузовым путям, на трейлерах или при помощи грузоподъемного оборудования;

- плавучесть, остойчивость и конструктивная целостность плавучих сооружений при их буксировке.

20.2.10 Разгрузка на береговых площадках утилизации

При разгрузке демонтированных сооружений или их элементов на береговой площадке утилизации необходимо принимать во внимание следующие аспекты:

- разгрузка методами горизонтального перемещения по грузовым путям с баржи на причал или на трейлерах (см. раздел 12);

- разгрузка при помощи грузоподъемного оборудования (см. разделы 18 и 19).

Также допускается вариант разборки сооружения непосредственно на палубе баржи, пришвартованной к причальной стенке.