БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

19.8 Кранцы и направляющие устройства

 

19.8.1 Общие сведения

Кранцы и направляющие устройства для установки сооружений должны быть предусмотрены подрядчиком на проведение морских операций там, где это целесообразно. Кранцы и направляющие устройства должны быть спроектированы в соответствии с 19.8.2 - 19.8.5.

19.8.2 Ограничения колебаний конструкций

Ограничения колебаний поднимаемых конструкций при монтаже определяют в зависимости от кранового судна и гидрометеорологической обстановки на площадке установки. Максимальные амплитуды колебаний не должны превышать следующих значений:

- вертикальные колебания +/- 1,00 м;

- горизонтальные колебания +/- 1,50 м;

- продольный наклон +/- 2°;

- поперечный наклон +/- 2°;

- вращательные колебания по горизонтали +/- 3°.

Ограничения вращательных колебаний по горизонтали применяются в случае, когда конструкция находится в непосредственной близости к своему монтажному положению или к другой конструкции на транспортной барже.

19.8.3 Размещение кранцев и направляющих устройств

Размещение кранцев и направляющих устройств необходимо предусматривать с учетом точек опирания монтируемых конструкций.

Отчетные документы о фактических размерах изготовленных кранцев и направляющих устройств должны быть уточнены перед их монтажом в море.

Зазоры безопасности между кранцами, направляющими устройствами и монтируемыми конструкциями должны составлять 25 мм для учета возможных проектных допусков. Значения зазоров могут быть уменьшены на основании подгонки, выполненной по месту.

19.8.4 Нагрузки на кранцы и направляющие устройства

Оценка воздействий на кранцы и направляющие устройства должна быть основана на рассмотрении условий воздействия и энергии деформации, которая, в свою очередь, основана на реалистических предположениях о скоростях, нагрузках и видах деформации.

При отсутствии детальных расчетов типовые условия для проектирования кранцев и направляющих устройств для морских грузоподъемных операций приведены в таблице 17 как процент Wst, где Wst - статическая нагрузка на гак крана, равная сумме полной массы W и массы такелажа Wrw.

 

Таблица 17

 

Нагрузки на кранцы и направляющие устройства

 

Наименование нагрузки

Значение нагрузки

Горизонтальные скользящие кранцы

Горизонтально направленная нагрузка (на кранец и направляющую) Fh

0,10Wst

Горизонтально направленная нагрузка (трение монтируемой конструкции о кранец и направляющую) Fl

0,05Wst

Вертикально направленная нагрузка (трение монтируемой конструкции о кранец и направляющую) Fv

0,01Wst

Направляющие штыри и ловители

Горизонтально направленная нагрузка (на штырь и ловитель) Fh

0,05Wst

Вертикально направленная нагрузка (на поверхностях штыря и ловителя при их соударении) Fv

0,10Wst

Горизонтальные рогообразные скользящие кранцы с вертикальными направляющими устройствами

Горизонтально направленная нагрузка (на кранец и направляющую или трение конструкции о кранец и направляющую) Fh или/и Fl

0,10Wst

Вертикально направленная нагрузка (трение монтируемой конструкции о кранец и направляющую) Fv

0,01Wst

Горизонтальные скользящие кранцы с вертикальными рогообразными направляющими устройствами

Горизонтально направленная нагрузка (на кранец и направляющую или трение конструкции о кранец и направляющую) Fh или/и Fl

0,05Wst

Вертикально направленная нагрузка (на поверхностях направляющей и кранца при их соударении) Fv

0,10Wst

Примечание - Общий вид конструкций кранцев и направляющих устройств и действующие на них нагрузки представлены на рисунках А.1 - А.4 в А.4 (приложение А).

 

Конфигурации амортизаторов и направляющих устройств, данных в таблице 17, приведены в А.4.

Дополнительные требования и рекомендации в части нагрузок на кранцы и направляющие устройства представлены в А.4 (приложение А).

Для каждого вида кранцев и направляющих устройств, приведенных в таблице 17, нагрузки во всех соответствующих направлениях должны суммироваться, чтобы учесть самые неблагоприятные условия нагружения.

Для береговых и прибрежных грузоподъемных операций в контролируемых условиях нагрузки на кранцы и направляющие устройства могут приниматься равными 70% нагрузок, приведенных в таблице 17.

19.8.5 Конструкции кранцев и направляющих устройств

Присоединительные элементы, а также места крепления кранцев и направляющих устройств должны быть не менее прочными, чем самый прочный кранец или направляющее устройство.

Жесткость кранцев и направляющих устройств должна быть такой, чтобы они могли упруго деформироваться без повреждений.

Конструкции кранцев и направляющих устройств должны обеспечивать легкое скольжение кранцев по направляющим устройствам. Наклонные элементы конструкций должны находиться под хорошо спроектированным углом к вертикали. На участках возможного контакта следует избегать выступов и острых углов, а сварные швы должны быть хорошо зачищены.

Для кранцев и направляющих устройств, которые предусматриваются одноразовыми, допустимые напряжения при проектировании этих устройств с использованием метода расчета по допустимым напряжениям могут быть увеличены. При проектировании этих устройств, при использовании метода расчета по частным коэффициентам значение коэффициента частичного действия (коэффициента снижения нагрузки) может быть уменьшено. Не следует увеличивать допустимые напряжения или снижать значение коэффициента частичного действия (коэффициента снижения нагрузки) при проектировании присоединительных элементов кранцев и направляющих устройств к несущей конструкции.