БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

19.7 Зазоры безопасности

 

19.7.1 Общие сведения

Требуемые зазоры безопасности зависят от характеристик грузоподъемного оборудования, массогабаритных характеристик поднимаемых конструкций, ограничений по погодным условиям, расположения направляющих и амортизирующих устройств, размера и особенностей движения кранового судна и транспортной баржи.

Требования к зазорам безопасности при выполнении грузоподъемных операций в море, изложенные в 19.7.2 - 19.7.4, следует учитывать на каждой стадии работ. Для грузоподъемных операций при строительстве на берегу и достройке на плаву возможно применение меньших значений зазоров безопасности. Представленные ниже зазоры безопасности определены для условий подъема конструкций из горизонтального положения. Дополнительные зазоры безопасности могут потребоваться для конструкций, поднимаемых из наклонного положения или при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести.

Значения зазоров безопасности, представленные в 19.7.2 - 19.7.4, установлены в стандарте ПКО DNV GL [31]. Меньшие значения зазоров безопасности возможно использовать только при условии сохранения требуемого уровня безопасности. Уменьшение зазоров безопасности может привести к ограничению возможности выполнения грузоподъемных операций по погодным условиям.

19.7.2 Зазоры безопасности вокруг поднимаемых конструкций

Для безопасного выполнения грузоподъемных операций вокруг поднимаемых конструкций учетом зоны их перемещения должны быть предусмотрены следующие зазоры безопасности:

- 3 м между любой частью поднимаемой конструкции (включая траверсы и точки подъема) и стрелой крана;

- 3 м по вертикали между нижней стороной поднимаемой конструкции и любой другой ранее установленной конструкцией, за исключением случаев, когда монтаж поднимаемой конструкции выполняют непосредственно в данную точку;

- 5 м между поднимаемой конструкцией и другими конструкциями, размещенными на той же транспортной барже, за исключением применения специальных кранцев и направляющих устройств, применяемых для подъема;

- 3 м по горизонтали между поднимаемой конструкцией и ранее установленной конструкцией;

- 3 м между верхним неподвижным грузовым блоком и нижним подвижным грузовым блоком при максимальной отметке подъема.

При применении для подъема специальных кранцев и направляющих устройств значения зазоров безопасности вокруг поднимаемых конструкций могут быть уменьшены.

19.7.3 Зазоры безопасности вокруг крановых судов

Требования распространяются на зазоры безопасности вокруг крановых судов, границ области перемещений крановых судов и перемещений якорных линий к препятствиям (подводным или другим элементам).

Если крановое судно размещают у установленного на морском дне сооружения, необходимо обеспечить следующие зазоры безопасности:

- 3 м между любым элементом кранового судна и установленным на морское дно сооружением, на которое будет осуществляться монтаж поднимаемых конструкций;

- 5 м между любой частью оконечности корпуса кранового судна или полупогружного кранового судна и установленным на морское дно сооружением;

- 10 м между любой якорной линией кранового судна и установленным на морское дно сооружением.

Если крановое судно динамически устойчиво, необходимо обеспечить зазор безопасности 5 м между любым элементом кранового судна и установленным на морское дно сооружением.

Зазоры безопасности вокруг кранового судна, удерживаемого на площадке установки при помощи швартовной системы или системы динамического позиционирования, и любой плавучей конструкцией или плавучим сооружением, следует определять как особые случаи на основе анализа условий позиционирования конкретной плавучей конструкции, плавучего сооружения и кранового судна.

При выполнении грузоподъемных операций необходимо обеспечить зазор безопасности, равный 3 м между днищем кранового судна (подруливающими устройствами, при их наличии) и морским дном с учетом возможных приливно-отливных колебаний, перемещений судна, изменением осадки, крена и дифферента в период работ.

Для грузоподъемных операций должно быть разработано оборудование, обеспечивающее точную установку конструкций, а монтаж должен осуществляться в соответствии с техническими процедурами, обеспечивающими минимальные зазоры безопасности для соответствующих операций и их минимальную продолжительность.

19.7.4 Зазоры безопасности вокруг якорных линий и якорей крановых судов

При применении значений зазоров безопасности, изложенных ниже, необходимо принимать во внимание следующее:

- глубину воды;

- расстояние до подводных объектов, точность измерений;

- способность позиционирования судна обслуживания якорей;

- состояние морского дна;

- расчетное сползание якоря при заглублении;

- вероятность отказа одной из якорных линий при стоянке кранового судна;

- вероятные погодные и морские условия во время установки якорей.

Требования к зазорам безопасности, предъявляемым заказчиком и подрядчиком, должны иметь приоритетное значение, в случае если их значения более жесткие, чем представленные ниже.

Зазоры безопасности должны учитывать возможные положения кранового судна при выполнении грузоподъемных операций.

Якорные линии не допускается укладывать таким образом, чтобы они могли соприкасаться с подводными объектами обустройства (трубопроводами, кабелями, шлангокабелями, райзерами или подводными конструкциями). Данное требование не распространяется на заглубленные подводные трубопроводы, которые не подвергаются прямому воздействию якорных линий.

Якорные линии не допускается укладывать поверх подводного заканчивания скважин.

При завозке якорь кранового судна должен быть надежно закреплен на палубе судна обслуживания якорей.

Вертикальный зазор безопасности между любой якорной линией и подводным объектом должен составлять не менее 20 м при глубине воды более 40 м и 50% от значения глубины воды при глубине менее 40 м.

Зазор безопасности между любой якорной линией и любой конструкцией, кроме подводного объекта, должен составлять не менее 10 м.

Если якорь кранового судна размещен между судном и существующим подводным объектом, зазор безопасности от объекта должен составлять не менее 200 м.

Снижение требований к зазорам безопасности возможно для вариантов подводного монтажа на площадках с законсервированными объектами.

Если подводные объекты располагаются между якорем и крановым судном, схему швартовки необходимо размещать с учетом зазоров безопасности. Снижение требований к зазорам безопасности допускается в зависимости от глубины воды и точности системы управления якорями.

При выполнении грузоподъемных операций пересечения якорных линий следует избегать. Если пересечений якорных линий не избежать, расстояние между действующими провисающими якорными линиями должно составлять не менее 30 м при глубине воды более 100 м и 30% от значения глубины воды при глубине менее 100 м. Идентичные зазоры безопасности применимы к провисающим райзерам и шлангокабелям.

Если обеспечение представленных выше зазоров безопасности невозможно вследствие конфигурации схем швартовки или рельефа морского дна, следует рассмотреть возможность снижения значений зазоров безопасности после выполнения идентификации опасностей и оценки рисков, подтверждающих требуемый уровень надежности при соблюдении безопасных условий проведения операций.