ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции
19.6 Проектирование точек подъема
19.6.1 Общие сведения
В дополнение к требованиям, изложенным в 19.1 - 19.5, рекомендуется, чтобы на ранней стадии проектирования точек подъема разработчик проекта морской операции согласовал с предполагаемым подрядчиком на проведение морских операций размеры и прочность соответствующих точек подъема конструкции для присоединения соответствующих строповочных элементов.
19.6.2 Зазор для навешивания петли стропа
Зазор между внутренними поверхностями цапф должен обеспечивать исключение смятия каната стропа под воздействием прикладываемых нагрузок. Зазор для стропа, выполненного из каната (стального, волоконного), должен составлять не менее 1,25d + 25 мм, где d - номинальный диаметр каната в миллиметрах. При выполнении грузоподъемных операций могут потребоваться большие зазоры, которые необходимо учесть при планировании и проектировании операций.
В случае применения неповоротных цапф их форма должна полностью соответствовать геометрическим размерам петель применяемых стропов.
19.6.3 Направление прокатки стальных листов для изготовления точек подъема
Как правило, для изготавливаемых точек подъема направление нагрузки должно соответствовать направлению прокатки стальных листов, из которых изготовлены точки подъема. В чертежах точек подъема необходимо показывать направление прокатки листов. Следует избегать нагрузки по всей толщине точек подъема и их крепления к сооружению.
Следует избегать нагрузки по всей толщине точек подъема и их крепления к конструкции. Если нельзя избежать такой нагрузки, необходимо использовать сертифицированный материал, не склонный к расслоению, гарантированной толщины или проводить местные испытания ультразвуком.
19.6.4 Отверстия в обухах
Отверстия в обухах должны соответствовать размерам применяемых такелажных скоб.
Для центровки штифта такелажной скобы относительно обуха необходимо предусматривать применение шайб-прокладок.
При подборе диаметра отверстия необходимо принимать во внимание:
- для штифта такелажной скобы диаметром не более 50 мм, dh = dp + 2 мм;
- для штифта такелажной скобы диаметром более 50 мм, dh <= 1,04dp, но не более dp + 4 мм,
где dp - диаметр штифта такелажной скобы;
dh - диаметр отверстия обуха.
19.6.5 Литые неповоротные цапфы и сварные цапфы
При проектировании литых неповоротных цапф и сварных цапф необходимо принимать во внимание:
- геометрическое положение, указанное в 19.6.2;
- перемещение груза, геометрия цапфы, место расположения стропов, включая эффекты положения стропа;
- процесс воздействия проектных решений на конечный элемент (моделирование и применение нагрузок);
- производственный процесс и контроль качества.
Защита петель стропов от повреждений при подъеме должна быть учтена при проектировании литых неповоротных и сварных цапф. Защита не должна препятствовать работе стропов.
19.6.6 Накладные кольца
Толщина применяемых накладных колец не должна превышать 50% толщины основной пластины обуха для сохранения ее целостности при распределении действующих нагрузок и обеспечения устойчивости к восприятию боковых нагрузок.
Для уменьшения боковых усилий, действующих на обухи при размещении накладных колец на основных пластинах необходимо учитывать известные и неизвестные отклонения во взаимном расположении точек подъема и осей стропов в соответствии с 18.3.6.3.
Для центровки штифта такелажной скобы относительно обуха необходимо предусматривать применение шайб-прокладок. Отверстия шайб-прокладок должны быть больше диаметра отверстия в обухе в соответствии с 19.6.4.