ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции
19 Грузоподъемные операции
19.1 Общие сведения
В настоящем разделе приведены рекомендации и руководство для проектирования и выполнения грузоподъемных операций (на берегу, у берега и в море) плавучими кранами, крановыми судами и плавучими полупогружными крановыми судами. Раздел также распространяется на грузоподъемные операции, по погрузке сооружения или его элементов на транспортную баржу, выполняемые береговыми кранами.
Дополнительные требования к грузоподъемным операциям представлены в [21] и в разделах 9 и 23.
Суда технического флота, выполняющие грузоподъемные операции на акваториях с ледовым режимом в условиях низких температур, должны быть пригодными для эксплуатации в условиях рабочей полярной температуры.
Строповочные элементы, установленные в точках подъема на поднимаемых конструкциях, такелаж и гак подъемного крана являются важными элементами во всех грузоподъемных операциях.
В грузоподъемных операциях применяют следующие строповочные элементы и такелаж:
- обухи, интегрированные в поднимаемую конструкцию;
- цапфы, вокруг которых обеспечивается вращение петлевых или кольцевых стропов и передача нагрузок от поднимаемой конструкции на них;
- неповоротные цапфы, не позволяющие осуществлять перевод поднимаемой конструкции из горизонтального в вертикальное положение или наоборот;
- стальные петлевые стропы;
- стальные петлевые стропы кабельтовой свивки;
- волоконные петлевые стропы;
- стальные кольцевые стропы;
- волоконные кольцевые стропы;
- такелажные скобы;
- грузовые траверсы.
Для обеспечения безопасности грузоподъемных операций необходимо определять и сравнивать воздействия и эффекты воздействия при помощи структурированной и последовательной технической процедуры. Для проверки соответствия проектируемых конструкций заданным требованиям возможно применение двух методов: расчета по частным коэффициентам и расчета по допустимым напряжениям. Основной принцип в обоих методах одинаков: реакции, возникающие в результате действующих нагрузок, должны быть меньше, чем прочность точек подъема и такелажа. Эти два метода отличаются в деталях и в используемой терминологии.
Допускаются оба метода. Метод расчета по частным коэффициентам PFD, лежащий в основе всего комплекса стандартов по морской нефтегазодобыче, является предпочтительным методом расчета для грузоподъемных операций. Однако на практике для грузоподъемных операций наиболее часто применяется метод расчета по допустимым напряжениям WSD.
Воздействия и эффекты воздействия рассмотрены в 19.3; проверка прочности стропов и такелажных скоб рассмотрена в 19.4, проектные проверки строповочных элементов, такелажа, конструкций в соответствии с обоими методами рассмотрены в 19.5.
В дополнение к проектным проверкам конструкций на прочность рекомендации и руководства по некоторым вопросам проектирования и эксплуатации для грузоподъемных операций приведены в 19.6 - 19.12.
Определенные по методу PFD нагрузки не должны превышать соответствующую принятую по методу PFD проектную прочность точек подъема, строповочных элементов и такелажа.
Определенные по методу WSD нагрузки не должны превышать соответствующую принятую по методу WSD проектную прочность точек подъема, строповочных элементов и такелажа, называемую предельной рабочей нагрузкой, деленную на конкретный коэффициент безопасности.
