БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

19 Грузоподъемные операции

 

19.1 Общие сведения

 

В настоящем разделе приведены рекомендации и руководство для проектирования и выполнения грузоподъемных операций (на берегу, у берега и в море) плавучими кранами, крановыми судами и плавучими полупогружными крановыми судами. Раздел также распространяется на грузоподъемные операции, по погрузке сооружения или его элементов на транспортную баржу, выполняемые береговыми кранами.

Дополнительные требования к грузоподъемным операциям представлены в [21] и в разделах 9 и 23.

Суда технического флота, выполняющие грузоподъемные операции на акваториях с ледовым режимом в условиях низких температур, должны быть пригодными для эксплуатации в условиях рабочей полярной температуры.

Строповочные элементы, установленные в точках подъема на поднимаемых конструкциях, такелаж и гак подъемного крана являются важными элементами во всех грузоподъемных операциях.

В грузоподъемных операциях применяют следующие строповочные элементы и такелаж:

- обухи, интегрированные в поднимаемую конструкцию;

- цапфы, вокруг которых обеспечивается вращение петлевых или кольцевых стропов и передача нагрузок от поднимаемой конструкции на них;

- неповоротные цапфы, не позволяющие осуществлять перевод поднимаемой конструкции из горизонтального в вертикальное положение или наоборот;

- стальные петлевые стропы;

- стальные петлевые стропы кабельтовой свивки;

- волоконные петлевые стропы;

- стальные кольцевые стропы;

- волоконные кольцевые стропы;

- такелажные скобы;

- грузовые траверсы.

Для обеспечения безопасности грузоподъемных операций необходимо определять и сравнивать воздействия и эффекты воздействия при помощи структурированной и последовательной технической процедуры. Для проверки соответствия проектируемых конструкций заданным требованиям возможно применение двух методов: расчета по частным коэффициентам и расчета по допустимым напряжениям. Основной принцип в обоих методах одинаков: реакции, возникающие в результате действующих нагрузок, должны быть меньше, чем прочность точек подъема и такелажа. Эти два метода отличаются в деталях и в используемой терминологии.

Допускаются оба метода. Метод расчета по частным коэффициентам PFD, лежащий в основе всего комплекса стандартов по морской нефтегазодобыче, является предпочтительным методом расчета для грузоподъемных операций. Однако на практике для грузоподъемных операций наиболее часто применяется метод расчета по допустимым напряжениям WSD.

Воздействия и эффекты воздействия рассмотрены в 19.3; проверка прочности стропов и такелажных скоб рассмотрена в 19.4, проектные проверки строповочных элементов, такелажа, конструкций в соответствии с обоими методами рассмотрены в 19.5.

В дополнение к проектным проверкам конструкций на прочность рекомендации и руководства по некоторым вопросам проектирования и эксплуатации для грузоподъемных операций приведены в 19.6 - 19.12.

Определенные по методу PFD нагрузки не должны превышать соответствующую принятую по методу PFD проектную прочность точек подъема, строповочных элементов и такелажа.

Определенные по методу WSD нагрузки не должны превышать соответствующую принятую по методу WSD проектную прочность точек подъема, строповочных элементов и такелажа, называемую предельной рабочей нагрузкой, деленную на конкретный коэффициент безопасности.