ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции
17.2 Планирование операций по установке систем позиционирования
17.2.1 Общие сведения
При проектировании систем позиционирования необходимо предусматривать разработку морских операций по их установке.
Независимо от типов систем позиционирования, при разработке и планировании операций по их установке, необходимо выполнять идентификацию опасностей и оценку рисков.
Планы операций должны быть включены в техническую документацию на морские операции и в инструкции для персонала и экипажей судов, обеспечивающие выполнение операции.
17.2.2 Требования к проектированию
При планировании и проектировании операций по предварительной установке систем позиционирования необходимо принимать во внимание:
- конфигурацию систем позиционирования, спецификации элементов систем и индивидуальные конструктивные особенности, обеспечивающие развертывание систем;
- руководства и требования для выполнения подсоединения к предварительно установленной системе позиционирования;
- существующие строительные блоки, подводное оборудование, суда обеспечения и другие действия, выполняемые или планируемые на площадке установки;
- условия окружающей среды (ветер, волны, течения, морской лед, снег и обледенение) и возможные экстремальные явления (штормы, ураганы или тайфуны);
- расчетные критерии для операций, ограниченных по погодным условиям;
- состояние грунтов морского дна для установки якорей и якорных линий;
- наличие других препятствий, в особенности на поверхности морского дна.
17.2.3 Документация на оборудование систем позиционирования
Элементы систем позиционирования должны пройти освидетельствование, иметь действующие сертификаты и/или проектную документацию и должны быть однозначно идентифицируемыми.
При проектировании, планировании и выполнении операций следует использовать документацию по следующим характеристикам оборудования систем позиционирования:
- размеры с допусками;
- спецификации на материалы;
- массы;
- длины;
- прочность при освидетельствовании;
- особые условия;
- свойства натяжения-удлинения, первоначальное удлинение и жесткость волоконных канатов;
- осевые жесткости стальных канатов;
- характеристики изгибаний и скручиваний стальных и волоконных канатов;
- сопротивление механическим и химическим воздействиям;
- рекомендации или инструкции изготовителей;
- минимальные радиусы изгиба (как функция от натяжения каната);
- характеристики якорей.
Документация на оборудование должна быть подготовлена до начала операций по предварительной установке систем позиционирования.
17.2.4 Подготовительные работы
До начала операций по предварительной установке систем позиционирования необходимо выполнить:
- освидетельствование и сертификацию элементов системы позиционирования;
- обследование коридоров укладки якорных линий и мест заложения якорей;
- испытание элементов, проверки, обоснование их соответствия проекту;
- калибровку систем позиционирования.
Обследования поверхности дна моря при помощи НПА необходимо выполнять для обнаружения препятствий вдоль коридора укладки якорных линий и в местах заложения якорей. Не допускается укладка якорных линий, если обследованием морского дна не подтверждено, что коридор шириной не менее 20 м свободен от препятствий. Обследованная ширина коридора должна учитывать точность проведения технической процедуры обследования.
Пример - Если точность обследования составляет +/- 15 м, коридор обследования необходимо увеличить на 5 м, для получения коридора, свободного от препятствий, шириной 20 м.
При применении акустических систем позиционирования для определения положений якорей и якорных линий после установки необходимо учитывать допуски на установку и глубины воды. Расположение мест заложения якорей, укладки якорных линий и будущего положения плавучего сооружения должно быть обозначено буями.
Оборудование НПА должно обеспечивать использование системы обследования для определения фактического местоположения.
17.2.5 Последовательность установки элементов систем позиционирования
Конфигурация системы позиционирования, как правило, определяет последовательность установки ее элементов. При планировании и проектировании морских операций необходимо определить безопасную и контролируемую последовательность работ с элементами систем позиционирования, порядок действий персонала и оптимальное использование судов технического флота, осуществляющих монтажные работы.
Конец цепи якорной линии, уложенной на поверхности морского дна, должен быть оставлен с гарантией того, что его можно легко обнаружить и поднять на поверхность воды без задержки или повреждения. Положение каждой якорной линии на поверхности морского дна должно быть документировано. При невозможности подъема якорной линии определенным способом должно быть предусмотрено резервное устройство, которое следует использовать в сложившейся ситуации. Это устройство должно быть спроектировано таким образом, чтобы якорная линия могла быть извлечена с использованием подъемного каната, опущенного с судна обеспечения с применением НПА с дистанционным управлением.
17.2.6 Мероприятия после установки элементов систем позиционирования
После завершения установки систем позиционирования необходимо выполнить их визуальное обследование. Результаты обследований следует записывать на видео и документировать. Расположение мест заложения якорей необходимо документировать вместе с данными об уровне точности, который обеспечивается применяемой системой обследования.
При обследовании необходимо фиксировать следующее:
- расположение якорных линий после укладки;
- расположение мест заложения якорей и предварительно уложенных якорных линий;
- техническое состояние, форму и расположение вспомогательных средств, необходимых для выполнения работ на промежуточных этапах работ, этапах подъема якорных линий и подсоединения систем позиционирования к плавучим МНГС;
- любые повреждения и скручивания якорных линий, которые произошли при установке.