ГОСТ Р 58769-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации
7 Требования к разработке проекта производства работ для дорог с низкой интенсивностью движения
7.1 ППР для автомобильных дорог с НИД разрабатывают с учетом:
- применения прогрессивных форм и методов организации планирования и управления строительством, сокращающих нормативную продолжительность строительства;
- применения технологических процессов, обеспечивающих повышение качества строительства;
- требований ГОСТ 32731 к проведению строительного контроля, ГОСТ 32756 к проведению промежуточной приемки выполненных работ, ГОСТ 32755 к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ;
- комплексной поставки на строительство конструкций, изделий, полуфабрикатов и материалов;
- первоочередного выполнения работ подготовительного периода;
- максимального использования фронта работ, совмещения строительных процессов с обеспечением их непрерывности и поточности, равномерного использования ресурсов и производственных мощностей;
- применения конструкций и материалов, снижающих стоимость строительства; основное внимание должно быть уделено использованию местных материалов, в т.ч. материалов из местных и притрассовых карьеров и резервов, укреплению материалов органическими и минеральными вяжущими, химическими добавками, а также использованию отходов промышленности;
- внедрения комплексной механизации работ с максимальным использованием наиболее производительных машин, а также применения средств малой механизации;
- ограничения объема строительства временных зданий и сооружений за счет использования постоянных зданий и сооружений; применения передвижных, контейнерных и сборно-разборных инвентарных зданий, сооружений и механизированных установок, типовых приспособлений и инвентаря, а также сокращения количества и площадей складов на строительной площадке за счет монтажа конструкций непосредственно с транспортных средств;
- соблюдения правил по технике безопасности, требований по взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности, а также производственной санитарии в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами для автомобильных дорог общего пользования;
- выполнения запроектированных мероприятий по охране природы и рекультивации сельскохозяйственных земель и лесных угодий, нарушенных при производстве строительных работ.
ППР разрабатывают на строительство автомобильной дороги в целом, на этап, годовой объем работ или на выполнение отдельных видов работ.
ППР разрабатывают на основе ПОС и проектной документации с целью детального моделирования процесса строительства автомобильной дороги.
7.2 В состав ППР на строительство автомобильной дороги включают:
- пояснительную записку;
- схематический план трассы автомобильной дороги;
- транспортную схему поставки материалов;
- технологические карты и схемы на выполнение дорожно-строительных работ, калькуляции трудовых затрат;
- технологическую схему потока;
- линейный календарный график;
- графики потребности в материальных и трудовых ресурсах;
- график поступления на объект строительных материалов и конструкций;
- график потребности в рабочих кадрах;
- графики потребности в основных строительных машинах;
- контроль и оценку качества дорожно-строительных работ;
- мероприятия по организации безопасности дорожного движения на объекте строительства;
- мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды при производстве работ.
7.2.1 В пояснительной записке (схеме) должны быть указаны:
- характеристика автомобильной дороги (характеристика общего направления дороги, протяженность строящегося участка, технические нормативы автомобильной дороги, конструкция дорожной одежды);
- размещение и характеристика производственных предприятий, баз, сосредоточенных резервов грунта и обеспечение строительства материалами (следует указывать местоположение производственных предприятий, асфальтобетонных заводов, цементобетонных заводов, грунтосмесительных установок, полигонов, карьеров и т.п.), баз материально-технического снабжения и сосредоточенных резервов грунта, их характеристики и мощности (приводится потребность в основных дорожно-строительных материалах, изделиях и конструкциях, в том числе в материалах, заготавливаемых в осенне-зимний период);
- организация и методы производства дорожно-строительных работ (приводятся объемы и порядок производства дорожно-строительных работ с обоснованием принятых решений), используемые средства механизации, специализированные отряды и комплексные бригады;
- технико-экономические показатели.
При необходимости выделяют объем сосредоточенных работ и приводят способы их производства.
Следует указывать продолжительность и сроки производства работ по их видам с учетом общей технологической взаимосвязи:
- подготовительные работы;
- строительство малых искусственных сооружений и средних мостов при включении в проектную документацию;
- возведение земляного полотна и проведение укрепительных работ;
- устройство дорожной одежды, пересечений и примыканий;
- линейные комплексы дорожной и автотранспортной службы;
- обустройство дороги и рекультивация земель.
Следует указывать организации, а также объемы и сроки выполняемых этими организациями видов работ.
Из общего объема дорожно-строительных работ выделяют работы, подлежащие выполнению в зимнее время, и приводят специальные указания по их производству.
Определяют продолжительность строительства и трудоемкость дорожно-строительных работ.
7.2.2 В схематическом плане трассы автомобильной дороги необходимо указать ее общее направление, выделить вводы и заделы, установить места переходов через препятствия, размещение производственных баз, карьеров, резервов и т.д.
На плане необходимо указать расположение постоянных и временных транспортных путей, объектов энерго- и теплоснабжения, сетей связи, складов и других сооружений и устройств, необходимых на период строительства.
7.2.3 На транспортной схеме поставки материалов отражают обеспечение строительства основными дорожно-строительными материалами (привозными и местными), изделиями, конструкциями.
Приводят способы транспортирования и дальность возки материалов.
Следует указывать характер погрузочно-разгрузочных работ, состояние подъездных путей, наличие и состояние железнодорожных веток, тупиков и разгрузочных площадок.
7.2.4 При разработке технологических карт используют типовые варианты технологических карт с привязкой к местным условиям строительства или технологические схемы с описанием последовательности и методов работ, подсчетом трудовых затрат и потребности в машинах и материалах, с определением сроков и стоимости работ. Осуществляют разработку технологических карт на работы, не имеющие типовых технологических карт, или на работы, выполняемые по новым технологиям.
Разработку технологических карт осуществляют в соответствии с требованиями к технологическим картам при выполнении дорожной деятельности на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения.
На простые работы допускается составлять калькуляции трудовых затрат.
Калькуляция трудовых затрат включает в себя подробное описание и объемы подлежащих выполнению работ в их технологической последовательности, нормы затрат рабочего времени по данному виду работ на измеритель конечной продукции, а также затраты труда на весь объем работ.
Калькуляции трудовых затрат составляют на основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН), территориальных единичных расценок (ТЕР) и других обоснованных норм. Для тех работ, на которые отсутствуют ГЭСН и ТЕР, затраты труда определяют расчетом.
7.2.5 На технологической схеме потока приводят технологическую последовательность работ при строительстве автомобильной дороги. На схеме следует указывать составы отрядов, машины и механизмы на все виды работ, а также коэффициенты их внутрисменной загрузки.
7.2.6 Линейный календарный график производства работ является основным документом, на котором должны быть отражены:
- объемы работ, подлежащие выполнению в течение планируемого периода, с разбивкой их по конструктивным элементам и распределением по километрам (пикетам);
- время выполнения работ;
- скорость движения специализированных подразделений или отдельных бригад и звеньев, работающих в составе комплексных или специализированных потоков;
- сосредоточенные работы, а также работы, подлежащие выполнению в зимнее время.
На линейном календарном графике кроме общестроительных работ должны быть показаны работы специализированных и монтажных субподрядных организаций.
7.2.7 Графики поступления и потребности в строительных материалах и конструкциях, потребности в рабочих кадрах и основных строительных машинах следует разрабатывать в соответствии с линейным календарным графиком работ.
Степень детализации графиков по времени (месяцы, декады, дни) может быть различной и зависит от сложности объекта строительства и организации работ.
7.2.8 Для осуществления контроля и оценки качества дорожно-строительных работ в состав ППР должны быть включены:
- схемы операционного контроля качества выполняемых работ;
- перечень актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения по работам, конструкциям и участкам сетей, которые включены в перечень, приложенный к договору на осуществление работ по авторскому надзору.
Схемы операционного контроля качества должны содержать:
- эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым характеристикам качества материалов;
- перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверять производитель работ (мастер);
- данные о составе и сроках осуществления контроля, указания о способах контроля;
- перечень операций или процессов, контролируемых с участием работников лаборатории, геодезической службы и группы строительного контроля.
7.2.9 В мероприятиях по организации безопасности дорожного движения на объекте строительства должны предусматривать схемы движения построечного транспорта и дорожных машин на объекте, а также организацию движения при съездах с дорог общего пользования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58350. Мероприятия должны исключить попадание транспортных потоков с дорог общего пользования на участки строительства дороги.
7.2.10 В ППР включают решения по охране труда и технике безопасности, требующие проектной разработки (крепление стенок траншей, насыпей и выемок земляного полотна, временное крепление конструкций и др.), а также нестандартные мероприятия по охране окружающей среды при производстве работ. В остальных случаях необходимо ссылаться на действующие нормативные документы.
7.2.11 Состав ППР для автомобильных дорог с НИД, строящихся в течение одного строительного сезона, по согласованию с техническим заказчиком может быть сокращен и включать:
- линейный календарный график;
- схематический план трассы;
- схемы производства основных видов работ;
- схемы операционного контроля качества работ;
- мероприятия по охране труда и технике безопасности;
- краткую пояснительную записку.
