ГОСТ Р 58769-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации
8 Эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения
8.1 Общие требования
8.1.1 Основной задачей эксплуатации дорог является осуществление в течение всего года (с учетом сезона) комплекса профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями, элементами обустройства, а также устранение деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается требуемое транспортно-эксплуатационное состояние дорог в соответствии с ГОСТ Р 50597 и настоящим стандартом.
8.1.2 В процессе эксплуатации автомобильных дорог с НИД следует обеспечивать круглогодичное, непрерывное и безопасное движение транспортных средств с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.
Обустройство автомобильных дорог средствами организации дорожного движения и элементами обустройства следует выполнять в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными и утвержденными в установленном порядке.
8.1.3 Порядок содержания автомобильных дорог установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами [1].
8.1.4 Работы по содержанию автомобильных дорог следует выполнять в соответствии с классификацией работ по содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства [1].
8.1.5 В том случае, когда эксплуатационное состояние дорог не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцы дорог, а также организации, осуществляющие их содержание, принимают меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
8.2 Требования к покрытию проезжей части
8.2.1 Продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части в соответствии с ГОСТ Р 50597 при измерении по ГОСТ Р 56925 профилометром должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1, при измерении трехметровой рейкой - требованиям таблицы 2.
Таблица 1
Значения показателей продольной ровности
покрытия при измерении профилометром
Категория дороги | Ровность по индексу IRI, м/км, не более | ||
Тип дорожной одежды | |||
Капитальный | Облегченный | Переходный | |
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 6,0 | 6,5 | |
VА, VБ | - | 7,5 | 8,0 |
Примечание - IRI (International Roughness Index), Международный индекс ровности. |
Таблица 2
Значения показателей продольной ровности
покрытия при измерении трехметровой рейкой
Категория дороги | Тип дорожной одежды | Число просветов под рейкой <*>, %, не более | Максимальный просвет под рейкой, мм, не более |
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | Капитальный | 14 | 20 |
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | Облегченный, переходный | 20 | 25 |
VА, VБ | 25 | 30 | |
<*> Число просветов под трехметровой рейкой, превышающих значения: - 6 мм для асфальтобетонных, цементобетонных покрытий и покрытий из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими; - 15,0 мм для всех остальных видов покрытий. |
Допускается продольную ровность покрытия измерять приборами типа ПКРС-2 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56925.
8.2.2 Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении стандартным измерительным колесом с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078 на всех типах покрытий, за исключением низших и не обработанных вяжущим.
8.2.3 Продольную ровность покрытия приводят в соответствие с нормативными требованиями при проведении работ по ремонту дорог, а коэффициент сцепления - при проведении работ по ремонту и содержанию дорог. Сроки проведения работ по ремонту и содержанию определяют при их планировании в установленном порядке.
8.2.4 До проведения соответствующих работ перед участками дорог, ровность и сцепные качества которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, устанавливают дорожные знаки по ГОСТ Р 52289.
8.2.5 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений в соответствии с таблицей А.1 приложения А ГОСТ Р 50597-2017, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения
Вид дефекта | Категория дороги | Размер | Срок устранения, сут, не более |
Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 0,06 | 10 |
VА, VБ | 0,06 | 12 | |
Повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 2,1 | 14 |
VА, VБ | 5,2 | 20 | |
Сдвиг, волна глубиной, см, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 5 | 12 |
Гребенки на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 30,0 | 10 |
VА, VБ | 52,5 | 14 | |
Колея <*> глубиной, см, более, и длиной, м, более, на участке полосы движения длиной 100 м | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 3,0/9,0 | 14 |
Отдельное необработанное место выпотевания вяжущего площадью, м2, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 1,0 | 4 |
Необработанные места выпотевания вяжущего площадью не более 1,0 м2, длиной, м, более, на участке полосы движения длиной 100 м | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 4,0 | 4 |
Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части, см, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 1,0 | 1 |
Отклонение по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка, см, более | 2 | ||
Отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, см, более | |||
Возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на железнодорожных переездах, см, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 1,0 | 2 |
Неровность в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной, см, более | |||
<*> Колею глубиной более 5 см устраняют при осуществлении капитального ремонта дорог. |
8.2.6 На дорогах с переходными и низшими типами покрытий работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части следует выполнять с периодичностью и в сроки, установленные проектом содержания автомобильной дороги с НИД, утвержденным владельцем дороги.
8.2.7 Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см. Их устранение на категориях дорог IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ осуществляют в течение 7 сут с момента обнаружения.
8.2.8 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
8.2.9 Не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3 ч с момента обнаружения на категориях дорог IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ.
8.3 Требования к обочинам
8.3.1 Обочины не должны иметь дефектов в соответствии с таблицей А.2 приложения А ГОСТ Р 50597-2017, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Размеры дефектов обочин, разделительных
полос и сроки их устранения
Вид дефекта | Категория дороги | Размер | Срок устранения, сут, не более |
Занижение обочины, см, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 4 | 7 |
Повреждения (деформации и разрушения) глубиной, см, более на 1000 м2 общей площади неукрепленных обочин, м2, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 10,00/15,00 | 7 |
Отдельная выбоина, просадка или пролом на краевых полосах длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 0,06 | 10 |
Отдельная просадка, выбоина или пролом на укрепленной части обочины длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 0,06 | 14 |
Превышение поперечного уклона относительно нормативного значения, | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 30,00 | 14 |
Трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой, см, более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 15,00 | 14 |
8.3.2 Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на категориях дорог IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ. Срок устранения возвышения обочины - 1 сут.
8.3.3 Требования к показателям ровности укрепительных полос у обочин установлены в таблицах 1 или 2.
8.4 Требования к элементам обустройства, оборудованию железнодорожных переездов, видимости, видам дефектов и предельные сроки их устранения
Требования к элементам обустройства, оборудованию железнодорожных переездов, видимости, видам дефектов и предельные сроки их устранения должны соответствовать ГОСТ Р 50597. Для дорог категорий IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п установлены требования категории IV, для дорог категорий VА, VБ - категории V.
8.5 Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период
8.5.1 На покрытии проезжей части дорог не допускается наличие рыхлого или талого снега и зимней скользкости в соответствии с таблицей В.1 приложения В ГОСТ Р 50597-2017 после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки, приведенные в таблице 5.
Таблица 5
Сроки устранения рыхлого или талого снега
и зимней скользкости на проезжей части
Вид снежно-ледяных образований | Категория дороги | Срок устранения <*>, ч, не более |
Рыхлый или талый снег | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 6 |
VА, VБ | 12 | |
Зимняя скользкость | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п | 6 |
VА, VБ | 12 | |
<*> Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывают с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определена проектами содержания автомобильных дорог. |
8.5.2 Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 2 (4) см.
8.5.3 Снежные валы на обочинах дорог категорий IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п рекомендуется устраивать высотой не более 1,0 м.
8.5.4 Формирование снежных валов не допускается:
- на мостовых сооружениях;
- перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости с размерами сторон в соответствии с 7.2 ГОСТ Р 50597-2017 вне обочины высотой более 0,5 м;
- перед пересечениями в одном уровне в зоне треугольника видимости с размерами сторон в соответствии с 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 вне обочины высотой более 0,5 м;
- перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств высотой более 0,5 м в соответствии с таблицей 8.5 ГОСТ Р 50597-2017.
8.5.5 На дорогах с НИД допускается наличие уплотненного снежного покрова (далее - УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог в соответствии с требованиями 8.5.6 - 8.5.10.
На дорогах с УСП должно быть установлено ограничение максимальной скорости 60 км/ч с помощью дорожных знаков 3.24 по ГОСТ Р 52289, также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 "Скользкая дорога".
8.5.6 Показатель ровности УСП должен быть не более 5,5 м/км по показателю IRI, число просветов под трехметровой рейкой, превышающих 15 мм, - не более 22%. Срок устранения несоответствия не должен превышать 2 сут.
8.5.7 УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, установленные в таблице 8.6 ГОСТ Р 50597-2017.
8.5.8 Участки дорог с уплотненным снегом должны быть обработаны фрикционными или химико-фрикционными противогололедными материалами, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 33387.
8.5.9 Удаление УСП при наступлении среднесуточной положительной температуры воздуха должно быть осуществлено в срок не более 2 сут.
8.5.10 Оценки экономической эффективности, технологии и качества работ (услуг) при содержании автомобильных дорог, эксплуатируемых под УСП, проводят в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами для автомобильных дорог общего пользования.
8.5.11 Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 (см. таблицу 6).
Таблица 6
Требования к состоянию обочин, тротуаров
и пешеходных дорожек к остановочным пунктам
маршрутных транспортных средств
Вид снежно-ледяных образований | Категория дороги | Размер | Срок снегоочистки <*>, не более |
Наличие рыхлого (талого) снега на обочине толщиной слоя, не более, см | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | Не нормируется | 15 ч |
Наличие рыхлого (уплотненного) снега на тротуарах и пешеходных дорожках толщиной слоя, см, не более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 5 (10) | 1 сут |
Наличие рыхлого (уплотненного) снега на тротуарах и служебных проходах мостовых сооружений толщиной слоя, см, не более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 5 (3) | 1 сут |
Наличие снежных валов у ограждений или высоких бордюров <**> со стороны проезжей части шириной не более 0,5 м, высотой, м, не более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 1 | 5 сут |
<*> Срок снегоочистки отсчитывают с момента окончания работ по ликвидации зимней скользкости и уборки снега с проезжей части. <**> Бордюры высотой более 20 см над покрытием проезжей части. |
8.5.12 Состояние элементов обустройства дорог (заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок транспортных средств) после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 (см. таблицу 7).
Таблица 7
Требования к состоянию элементов обустройства
Вид снежно-ледяных образований | Категория дороги | Размер | Срок снегоочистки <*>, ч, не более |
Наличие рыхлого (уплотненного) снега на заездных карманах и посадочных площадках остановочных пунктов маршрутных транспортных средств толщиной слоя, см, не более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 8 (6) | 6 |
Наличие рыхлого (уплотненного) снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств толщиной слоя, см, не более | IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ | 12 (8) | 24 |
<*> Срок снегоочистки отсчитывают с момента окончания снегопада. |
8.6 В районах с неблагоприятными и опасными погодными явлениями в зимний период, когда снег создает на автомобильной дороге прирост осадков 20 мм и более в течение 12 ч (прирост высоты снега 20 см и более в течение 12 ч), допускается принимать срок устранения рыхлого и талого снега (срок снегоочистки) в соответствии со сроками, установленными проектом содержания автомобильной дороги с НИД, утвержденным владельцем дороги (см. таблицы 5, 7 - 9).
8.7 Методы контроля характеристик эксплуатационного состояния дорог, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляют приборами, включенными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке в соответствии с разделом 9 ГОСТ Р 50597-2017.
8.8 Требования к содержанию автомобильных дорог
8.8.1 Работы по содержанию автомобильных дорог подразделяют на зимнее и весенне-летне-осеннее (далее - летнее) содержание.
8.8.2 Полосы отвода, обочины и откосы следует содержать в чистоте и порядке с очисткой от мусора и посторонних предметов, включая их последующую утилизацию.
8.8.3 Трава на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне должна быть скошена, деревья и кустарник вырублены, порубочные остатки утилизированы.
8.8.4 При обнаружении повреждений и размывов земляного полотна, откосов выемок и насыпей они должны быть исправлены и спланированы, при необходимости должен быть добавлен грунт и проведено укрепление засевом трав.
8.8.5 Элементы системы водоотвода следует содержать в чистоте и порядке, должны быть выполнены прочистка и планировка водоотводных канав и кюветов, устранены повреждения дренажных устройств, подводящих и отводящих русел у труб и мостов.
8.8.6 При обнаружении деформаций и повреждений на укрепленных и неукрепленных обочинах они должны быть устранены.
8.8.7 При необходимости проведения противопаводковых мероприятий они должны быть заранее запланированы и проведены до начала снеготаяния.
8.8.8 Проезжая часть дороги должна быть очищена от мусора, грязи и посторонних предметов.
8.8.9 Повреждения покрытия в виде выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов и деформаций должны быть устранены.
8.8.10 Заделку выбоин на асфальтобетонных и других черных покрытиях следует выполнять с использованием горячих или холодных асфальтобетонных смесей черного щебня, влажных органоминеральных смесей (ВОМС) или струйно-инъекционным методом.
8.8.11 Восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием осуществляют как с добавлением нового материала, так и без него. Разравнивание материала и планировку ремонтируемой поверхности следует выполнять автогрейдером, уплотнение - самоходными пневмоколесными или комбинированными катками. Для достижения требуемой степени уплотнения осуществляют увлажнение щебеночного или гравийного материала водой, ориентировочно из расчета от 10 до 15 л/м2.
8.8.12 Колея глубиной не более 50 мм должна быть фрезерована, либо должен быть срезан гребень выпора и неровностей по колеям с заполнением колеи черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя.
8.8.13 Для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин и разрушений асфальтобетонных покрытий следует выполнять защиту от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, обеспечивать устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или поверхностной обработки, устройство защитных слоев или слоев износа.
8.8.14 Восстановление сцепных свойств асфальтобетонных покрытий в местах выпотевания битума осуществляют путем присыпки высевками минеральных материалов или крупнозернистым песком с крупностью зерен не более 5 мм в соответствии с ГОСТ 8736. Работы следует проводить при температуре воздуха не ниже 20 °C.
Распределение высевок или крупнозернистого песка по поверхности мест с выпотеванием битума следует производить, как правило, вручную с забором материала из ковша фронтального погрузчика, который осуществляет перемещение по мере выполнения работ.
8.8.15 Восстановление сцепных свойств асфальтобетонных покрытий на отдельных участках или на всем протяжении дороги следует осуществлять путем устройства поверхностной обработки.
8.8.16 Допускается восстановление сцепных свойств путем устройства защитного слоя по технологии устройства тонких износостойких слоев из горячих битумоминеральных смесей, литых эмульсионно-минеральных смесей, битумоминеральных открытых смесей.
8.8.17 Решение об устройстве защитного слоя должно быть принято на основе технико-экономического обоснования вне зависимости от стадии жизненного цикла автомобильной дороги.
8.8.18 Слой износа следует восстанавливать в процессе эксплуатации автомобильной дороги путем его замены на новый слой аналогичной толщины из материалов, не уступающих по своим физико-механическим характеристикам материалу восстанавливаемого слоя.
8.8.19 Назначению работ по устройству слоев износа и защитных слоев на эксплуатируемых участках автомобильных дорог должно предшествовать обследование состояния существующего дорожного покрытия.
8.8.20 Поврежденные дорожные знаки и стойки должны быть заменены, разрушенные бермы подсыпаны и спланированы.
8.8.21 Вертикальная и горизонтальная, разрушенная и изношенная разметка должна быть восстановлена или нанесена вновь.
8.8.22 Дорожные ограждения, сигнальные столбики, катафоты, светоотражающие щитки на дорожном ограждении должны быть чистыми, а при повреждениях восстановлены или заменены на новые.
8.8.23 Остановки общественного транспорта, павильоны следует содержать в чистоте. Мусор из урн на автобусных остановках должен быть вывезен на утилизацию, мелкие повреждения устранены.
8.8.24 Пешеходные дорожки следует содержать в чистоте и порядке. Устраняют повреждения покрытий пешеходных дорожек.
8.8.25 Обеспыливание проезжей части автомобильных дорог с переходными и низшими типами дорожных одежд следует выполнять путем нанесения на проезжую часть обеспыливающих материалов. Обеспыливание дорожных покрытий следует осуществлять путем:
- увлажнения водой с расходом от 1 до 2,5 л/м2;
- обработки жидким битумом, битумной эмульсией или лигносульфонатами;
- распыления материалов, адсорбирующих влагу из воздуха (NaCl, CaCl2, MgCl2 и др.).
Расход обеспыливающих материалов принимают на основании пробных розливов в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий, материала и состояния покрытия.
Ориентировочный расход обеспыливающих материалов на 1 м2 покрытия и продолжительность их действия приведены в таблице 8.
Таблица 8
Расход обеспыливающих материалов
на 1 м2 покрытия и срок обеспыливающего действия
Наименование материала | Единица измерения | Норма расхода материала на 1 м2 покрытия | Срок обеспыливающего действия, сут | ||
гравийного | щебеночного | грунтового | |||
Гигроскопические | |||||
Кальций хлористый технический: |
| ||||
кальцинированный | кг | 20 - 40 | |||
гидратированный | кг | 20 - 40 | |||
жидкий | л | 15 - 25 | |||
Техническая соль сильвинитовых отвалов: |
| ||||
твердая | кг | 15 - 25 | |||
жидкая | л | 15 - 20 | |||
Морская лиманная вода или вода соленых озер | л | 3 - 5 | |||
Техническая вода | л | 1,0 - 2,0 | 0,5 - 1,5 | 1,5 - 2,5 | 0,04 - 0,12 (1 - 3 ч) |
Органические | |||||
Лигносульфонаты технические (ЛСТ марки B, 50%-ной концентрации) | л | 20 - 30 | |||
Лигнодор | л | 40 - 45 | |||
Сульфитный щелок 10%-ной концентрации | л | 15 - 20 | |||
Жидкие битумы | л | 0,8 - 1,0 | 0,7 - 1,0 | 1,0 - 1,2 | 30 - 90 |
Битумные эмульсии | л | 1,2 - 1,5 | 1,0 - 1,3 | 1,5 - 2,0 | 30 - 90 |
Сырые нефти | л | 0,8 - 1,0 | 0,7 - 1,0 | 1,0 - 1,2 | 30 - 90 |
Примечания 1 В числителе даны значения для I - III, в знаменателе - для IV - V дорожно-климатических зон. 2 Органические материалы (битумы, сырые нефти и др.) применяют при вязкости по стандартному вискозиметру не более 25 с. 3 Меньшие нормы расхода относят к дорогам с интенсивностью движения не более 300 авт./сут, большие - 300 авт./сут и более. 4 Продолжительность обеспыливающего действия дана после первой обработки. |
При повторных обработках норму расхода обеспыливающих материалов уменьшают в два раза. Повторную обработку следует производить при появлении первых признаков пылеобразования.
Рекомендуемая температура розлива органических обеспыливающих материалов, при которых обеспечивается их нормальное впитывание покрытиями, приведена в таблице 9.
Таблица 9
Температура розлива органических обеспыливающих материалов
Наименование материала | Температура розлива, °C |
Разжиженные нефтяные битумы | 50 - 70 |
Сырая нефть | 10 - 25 |
Технический лигносульфонат марки B (50%-ной концентрации) | 30 - 70 |
Лигнодор | 30 - 70 |
Сульфитный щелок | Без подогрева |
Катионные битумные эмульсии | Без подогрева |
Примечание - Температуру розлива корректируют в зависимости от погодных условий: при более низкой температуре воздуха принимают более высокую температуру материала, и наоборот. |
8.8.26 При зимнем содержании автомобильных дорог с НИД следует осуществлять:
- заготовку, установку, перестановку, уборку и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех;
- закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной;
- очистку водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов;
- формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
- очистку от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, берм дорожных знаков, ограждений, пешеходных дорожек и других объектов;
- патрульную снегоочистку и расчистку снежных заносов;
- удаление снега и зимней скользкости на покрытии проезжей части и обочинах или устройство УСП, если установлено содержание автомобильных дорог с УСП.
8.8.27 Оценку и прогноз состояния автомобильной дороги в процессе ее эксплуатации следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 33388.
8.8.28 Текущую оценку состояния автомобильных дорог следует выполнять путем:
- текущих осмотров, выполняемых инженерно-техническими работниками первичного звена дорожно-эксплуатационной службы;
- периодических осмотров, осуществляемых руководителями первичного звена дорожно-эксплуатационной службы;
- сезонных осмотров, выполняемых комиссиями, назначаемыми федеральными, региональными или межмуниципальными органами управления автомобильными дорогами, органами местного самоуправления, руководителями дорожно-эксплуатационных организаций.
Периодичность осмотров установлена приказами федеральных, региональных или межмуниципальных органов управления автомобильными дорогами, органов местного самоуправления, руководителями дорожно-эксплуатационных организаций.
8.8.29 Результаты оценки состояния автомобильных дорог являются основой для формирования мероприятий по содержанию основных конструктивных элементов автомобильной дороги и элементов обустройства в летний и зимний периоды года, а при необходимости и исходным материалом для разработки проекта (раздела инженерного проекта) содержания автомобильной дороги.
8.8.30 При утверждении владельцем автомобильной дороги уровня содержания автомобильную дорогу эксплуатируют в соответствии с требованиями к уровню летнего содержания, установленными ГОСТ 33180, и требованиями к уровню зимнего содержания, определенными ГОСТ 33181.
