ГОСТ Р 58742-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Причальные сооружения малого флота. Требования функциональной безопасности
5 Нагрузки и воздействия
5.1 Нагрузки, действующие на сооружения, подразделяются на постоянные и временные (длительные, кратковременные и особые).
5.2 К постоянным нагрузкам относятся:
- вес элементов сооружения;
- нагрузки от постоянных конструкций, устройств или технологического оборудования, расположенных на сооружении;
- вес грунта, постоянно расположенного на сооружении;
- боковое давление грунта (активное, пассивное и реактивное) с учетом постоянных нагрузок, расположенных на его поверхности;
- нагрузки от предварительного напряжения.
К временным длительным нагрузкам относятся:
- нагрузки от перегрузочных и транспортных средств;
- боковое давление грунта от временных нагрузок на территории;
- фильтрационное давление воды (в том числе гидростатическое) при нормальной работе дренажных устройств.
К временным кратковременным нагрузкам относятся:
- волновые;
- ледовые;
- от судов;
- действующие в строительный период;
- вызванные изменением температуры.
5.3 К временным особым нагрузкам относятся:
- дополнительное фильтрационное давление воды при нарушении работы противофильтрационных и дренажных устройств;
- ледовые, при нарушении специально предусмотренных проектом мероприятий по снижению ледовых нагрузок (например, дробление ледяных полей, околка льда около сооружения и др.);
- сейсмические;
- от взрывов.
5.4 Требования безопасности в период эксплуатации
5.5 Эксплуатация причальных сооружений включает в себя использование их по назначению, а также их техническую эксплуатацию (техническое обслуживание и ремонт).
5.6 Техническое обслуживание причальных сооружений включает в себя комплекс операций по поддержанию их работоспособности, в том числе контроль их технического состояния.
5.7 Техническая эксплуатация должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и долговечность причальных сооружений при их взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при воздействии неблагоприятных и опасных природных явлений.
5.8 Безопасность причальных сооружений при эксплуатации обеспечивается:
- соблюдением установленного в проектной, эксплуатационной документации и паспорте причальных сооружений режима эксплуатации;
- своевременным и качественным техническим обслуживанием и ремонтом причальных сооружений.
5.9 В процессе технической эксплуатации причальных сооружений должно обеспечиваться соответствие их состояния и режима эксплуатации требованиям действующих противопожарных и санитарных норм и правил, а также требованиям охраны труда и техники безопасности.
5.10 Для каждого причального сооружения должны быть разработаны следующие инструкции, утверждаемые руководством предприятия:
- по предотвращению загрязнения территории, акватории, а также атмосферы;
- по режиму эксплуатации причальных сооружений и допускаемым нагрузкам на причалы по защите причальных сооружений от действия льда;
- по наблюдениям за причальными сооружениями, выполняемыми эксплуатационным персоналом.
5.11 На каждый причал или причальное сооружение должен быть составлен паспорт.
5.12 Кроме того, эксплуатант причальных сооружений должен иметь:
- проект (рабочий проект) и исполнительную документацию по всем сооружениям, а также проекты и исполнительную документацию капитальных ремонтов;
- утвержденный акт комиссии по приемке в эксплуатацию сооружений и коммуникаций, а также другие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- схему проектных эксплуатационных нагрузок и перечень запрещенных грузов;
- схемы размещения судов;
- календарный план проведения мероприятий, обеспечивающих нормальную эксплуатацию сооружений;
- комплект нормативных документов и необходимой технической документации (на бумажных или электронных носителях).
5.13 При возникновении существенных изменений в условиях эксплуатации причальных сооружений (изменение глубин, изменение технического состояния элементов конструкций сооружений и грунтов их основания и т.п.) режим эксплуатации должен быть соответственно изменен.
5.14 Режим эксплуатации причальных сооружений должен учитывать возможность возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, предусматривать изменение и прекращение работ на причалах при получении штормового предупреждения.
5.15 Нормы эксплуатационных нагрузок указывают в паспорте причального сооружения.
5.16 Нормы эксплуатационных нагрузок следует периодически пересматривать с учетом фактического состояния конструктивных элементов причальных сооружений и соответствия условий их службы первоначально принятым при проектировании и строительстве. Как правило, пересмотр норм эксплуатационных нагрузок следует проводить не реже одного раза в пять лет, а также при изменении технического состояния причальных сооружений.
5.17 При изменении условий эксплуатации причальных сооружений и их технического состояния должны быть проведены поверочные расчеты сооружений, результаты которых должны учитываться при назначении нового режима их эксплуатации.
5.18 Границы причалов с различными глубинами у кордона и различной несущей способностью должны быть обозначены.
5.19 Для каждого причала или причального сооружения должны быть установлены допускаемая осадка швартующихся судов, условия их подхода и швартовки, безопасной стоянки, перестановки и меры по предупреждению повреждений сооружений судами.
5.20 Стоянка судов, по своим параметрам превышающих параметры расчетного судна, указанного в проектной документации и паспорте причала или портового причального сооружения, без выполнения дополнительных исследований и усиления сооружения (при необходимости) запрещается.
5.21 Понижение отметки дна у причала или причального сооружения относительно отметки, указанной в проектной документации и паспорте причала или причального сооружения, без выполнения дополнительных исследований и усиления сооружения (при необходимости) запрещается.
5.22 В целях обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причалов и причальных сооружений должны выполняться следующие требования:
- швартовные и отбойные устройства должны находиться в исправном техническом состоянии и соответствовать по своим характеристикам швартующимся судам;
- фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями нормативных документов;
- подход к причалу должен осуществляться в водоизмещающем режиме на малом ходу;
- перед подходом судна к причалу выступающие за борт судна предметы должны быть заблаговременно убраны и закреплены в таком положении, чтобы они не могли повредить причалы, находящиеся на них устройства и оборудование;
- в случае необходимости оборудование должно быть перемещено на участок причала, где оно не подвергается опасности повреждения.
5.23 Швартовка судов должна производиться швартовными канатами только за швартовные устройства. На швартовные устройства разрешается подавать только швартовные канаты, разрывные усилия которых не превышают допускаемые для данного класса судов.
5.24 Швартовка судов после получения штормового предупреждения должна производиться за штормовые швартовные устройства.
5.25 На поверхности головы каждой швартовной тумбы должны быть нанесены следующие цифровые обозначения, читаемые со стороны берега: сверху - порядковый номер тумбы, отсчитываемой с начала данного причала, и ниже, под горизонтальной чертой, - расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные друг от друга вертикальной чертой.
5.26 При отходе от причала судна должны работать машиной самым малым ходом, пока судно не будет на достаточном расстоянии от причала.
5.27 Эксплуатант судна, повредивший причальное сооружение или его элемент, обязан немедленно сообщить об этом эксплуатанту причального сооружения и принять участие в составлении и подписании акта о причиненном повреждении.
5.28 Через трубопроводы и другие коммуникации, выступающие над поверхностью причала, должны быть установлены переходные мостики для безопасного прохода людей.
5.29 В тех случаях, когда сооружения или их отдельные элементы могут быть повреждены льдом, следует принимать специально разработанные эксплуатирующей организацией охранные меры.
5.30 Техническое обслуживание причальных сооружений должно включать в себя поддержание работоспособности:
- конструктивных элементов сооружений;
- технологического оборудования;
- швартовных устройств;
- отбойных устройств;
- лестничных сходов и промежуточных площадок для удобного сообщения с судном;
- покрытия прикордонной полосы территории;
- устройств, обеспечивающих безопасное ведение работ (колесоотбоя, ограждений, стремянок и пр.);
- деформационных швов (температурных и температурно-осадочных);
- дренажных устройств (при необходимости снижения уровня воды за сооружением);
- шапочных балок, соединяющих по верху лицевые элементы причалов;
- элементов защиты от выноса грунта засыпки;
- защиты дна перед сооружением от размыва его течением и движителями судов;
- антикоррозийного покрытия металлических элементов;
- инженерных сетей (ливнесточных, водопроводных, электрических и др.);
- контрольно-измерительной аппаратуры.
5.31 Кроме того, необходимо:
- поддерживать навигационные глубины у сооружения;
- обеспечивать чистоту территории и акватории.
5.32 Возникающие опасные повреждения на причальных сооружениях следует оперативно устранять, а эксплуатация поврежденного участка до устранения повреждения запрещается.
5.33 К признакам опасных повреждений причальных сооружений относятся:
- осадки причала у кордона, превышающие 15 см;
- деформация отдельных элементов или сооружения;
- появление вдоль линии кордона причалов трещин или заколов в грунтовом массиве;
- наличие напора воды за причалом более 1,5 м;
- повреждение причалов льдом, судном или другими плавающими телами;
- полностью или частично разрушившиеся шпунтовые сваи или лицевые панели причалов количеством более 15% общего числа;
- коррозионное повреждение в металлических шпунтинах более чем на 20% первоначального сечения;
- снижение прочности материалов строительных конструкций более чем на 10%.
5.34 Для получения данных о смещениях и деформациях сооружений и фактических эксплуатационных нагрузках причальные сооружения должны быть оборудованы средствами контроля.
5.35 Работы по очистке дна и другие подводные работы, связанные с техническим обслуживанием сооружений, следует проводить силами специализированных организаций.
5.36 В случае если швартовные и отбойные устройства в процессе эксплуатации причалов и причальных сооружений получили повреждения, немедленно должны быть приняты меры по устранению этих повреждений. Для проведения ремонта этих устройств эксплуатирующая организация должна иметь запас тумб, кнехтов, рымов, а также деталей отбойных устройств или их готовых секций.
