ГОСТ Р 58742-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Причальные сооружения малого флота. Требования функциональной безопасности
4 Общие требования
4.1 Причалы размещаются в естественной защищенной акватории или при необходимости огораживаются волнозащитными сооружениями. Создание волнозащитных сооружений необходимо при нормальной среднегодовой высоте волны на незащищенной акватории свыше 0,3 м.
4.2 Береговая линия должна иметь достаточные берегозащитные сооружения, способные выдерживать природные и механические нагрузки.
4.3 Организация причалов в акватории должна обеспечить маневрирование судов по принципу большие суда вблизи выходных каналов, малые суда в глубине причальных сооружений.
4.4 Причальные стенки в зависимости от проекта и условий должны соответствовать типу стояночных мест:
- бортом к мостику, пальцу;
- под углом, кормой или носом к мостику.
4.5 Минимальная ширина внутреннего канала должна быть не менее 20 метров или 1,5*L м, где L - максимальные габариты самого большого судна, м.
4.6 При сильных боковых течениях или ветрах минимальная ширина должна быть увеличена.
4.7 При эксплуатации пальцев на мягких концах ширина канала должна быть 2*L м.
4.8 При швартовке судна к причалу без пальцев (на якорях или буях) ширина судоходного канала должна быть 2,5*L м.
4.9 Ширина мест стоянки для судов до 20 метров между пальцами должна быть не меньше (B + 1,5) метров - для одинарных мест стоянки, и (B1 + B2 + 2,0) метров - для двойных мест стоянки, где B, B1 и B2 - максимальная ширина судов, в метрах, размещенных в месте стоянки, включая их кранцы.
4.10 Ширина мест стоянки судов больше 20 метров между пальцами должна быть не меньше, чем (B + 2) метров - для одинарных мест стоянки, и (B1 + B2 + 3,0) метров - для двойных мест стоянки.
4.11 Пирсы и эстакады для стоянок до 50 судов должны иметь минимальную ширину 2 метра.
4.12 Для пирсов и эстакад на стоянках свыше 50 судов, а также длины пирсов и эстакад свыше 100 метров минимальная ширина 2,5 метра.
4.13 При использовании пирсов и эстакад для движения транспорта минимальная ширина пирсов и эстакад должна быть не менее 3,5 метров.
4.14 Ширина вспомогательных мостиков для судов менее 10 м должна быть не менее 1,5 м.
4.15 Ширина вспомогательных мостиков для судов более 10 м должна быть не менее 2 м.
4.16 Конструкция плавучих причальных сооружений должна обеспечивать остойчивость и плавучесть, а также прочность корпуса, достаточную в том числе и для эксплуатации в зимний период.
4.17 Высота надводного борта плавучего причального сооружения для судов до 20 м должна быть не менее 0,5 м, для судов свыше 20 м - не менее 0,65 м - 0,75 м, в зависимости от конструкций судна.
4.18 Причальные пальцы на плавучих сооружениях должны иметь минимальную длину 0,75L.
Ширина причального пальца на плавучих сооружениях для судов длиной:
- до 9 м - 0,65 м;
- 9 - 12 м - 1 м;
- 12 - 15 м - 1,4 м;
- 15 - 20 м - 2,0 м;
- более 20 м - 2,5 м.
4.19 Ширина причальных пальцев на стационарных причальных сооружениях должна быть для коротких пальцев - 0,6 м, для длинных пальцев - 0,9 м.
4.20 Концы причальных пальцев длиной более 12 м должны быть заякорены.
4.21 Суда на месте стоянки должны швартоваться так, чтобы носовые площадки, якоря и другое палубное оборудование не нависало над настилом пирса, мостика.
4.22 Трапы не должны иметь уклон больше, чем 1:4. Ширина трапов должна быть достаточной для прохода людей с тележками в обоих направлениях.
4.23 Переходы пирсов, мостиков и трапов не должны иметь ступенек.
4.24 Переходы при мягких соединениях, имеющие перепады высот, должны сопровождаться предупреждающими указателями.
4.25 Швартовые скобы, утки, кнехты, сервисные колонки и другое оборудование должны быть установлены непосредственно по краям пирсов так, чтобы не препятствовать свободному проходу людей.
4.26 Причальные сооружения должны иметь прочно закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рамы и др.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района.
4.27 Причальные сооружения должны иметь привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке.
4.28 Причальные сооружения должны иметь надежное ограждение (леерное) высотой не менее 1,1 м при расстоянии между стойками не более 1,5 метров и между леерами не более 45 сантиметров.
4.29 Причальные сооружения должны иметь спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10 - 15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра.
4.30 Все стационарные и плавучие причальные сооружения должны иметь бортовые кромки с защитными покрытиями или демпферные устройства, предохраняющие корпуса стоящих судов от трения и повреждения при качке и продольных перемещениях.
4.31 Покрытие причала должно выполняться из прочных материалов и иметь нескользкую, в том числе в мокром состоянии, поверхность.
4.32 Покрытие должно закрывать всю ширину элемента причального сооружения.
4.33 Зазоры настила на переходах не должны превышать 18 см, зазоры между элементами настила не должны превышать 0,8 мм.
4.34 Крепление покрытия конструкции причального сооружения должно исключать выпучивание элементов крепления (саморезов, гвоздей и т.п.).
4.35 Стыки элементов покрытия должны быть согласованы и не иметь перепадов и щелей.
4.36 Причальные сооружения должны иметь комплект из огнетушителя (типа порошковых), кошмы, спасательного круга и спасательного линя на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.
4.37 На пирсах и основных мостиках должны быть установлены аварийные постоянные трапы (лестницы, для спуска человека в воду и обратно).
4.38 Не допускается подключение шлангов, проброс швартовых концов, пересекающих проходы.
4.39 При оснащении причальных сооружений сервисными колонками необходимо предусматривать подвижные соединения кабель-каналов в местах переходов. Кабель-каналы должны быть выполнены в влагозащищенном исполнении.
4.40 При проектировании электрической схемы обязательно предусматривают устройство защитного отключения при перегрузке.
4.41 Корпуса сервисных колонок, металлические трубопроводы, металлические мостики, трапы, кнехты и другие металлические части и узлы должны иметь цепи защитного заземления, иметь соответствующее сечение и маркировку проводов и выводиться к одной общей шине на берегу.
4.42 Электрические выходы должны быть выполнены в соответствии со стандартами:
- для судов менее 12 м - 220/240 В, 16 А, 1,5 кВт;
- для судов более 12 м - 220/240 В, 32 А, 2,5 кВт.
4.43 Для отдельных мест стоянки суперъяхт необходимо производить специальные расчеты мощности, сечений электрокабелей и параметры оконечных устройств.
4.44 На колонках должны быть размещены необходимые надписи и указания по безопасному подключению.
4.45 Освещение на причальных сооружениях должны обеспечивать безопасные подходы к причалам, берегу, переходам, трапам и в местах потенциальной опасности.
4.46 На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причалах, пирсах или иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 м от настила белые огни, видимые по горизонту на 360° на расстоянии не менее 4 км. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 м и должны гореть от захода до восхода солнца.
4.47 Трубопроводы для подачи питьевой и технической воды на причальные сооружения должны быть соответствующим образом маркированы.
4.48 На причальных сооружениях запрещается размещение приемных емкостей для сбора отходов.
4.49 Причальные сооружения в процессе эксплуатации должны обеспечивать безопасность экипажей судов, судов, окружающей среды. Для достижения этих целей при эксплуатации сооружений должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
- прочность конструктивных элементов и устойчивость сооружения должны соответствовать требованиям проекта;
- значения физико-механических характеристик материалов конструкций, геометрические размеры конструктивных элементов и их пространственное положение в процессе эксплуатации не должны выходить за установленные проектом или нормативными документами пределы;
- глубины и габариты акваторий причального сооружения и судоходных каналов должны соответствовать проектным значениям;
- при выполнении технологических операций на эксплуатируемом сооружении должны исключаться превышения установленных эксплуатационных нагрузок и воздействий и возникновение нештатных ситуаций.
4.50 Причальное сооружение может использоваться по назначению только при соблюдении режима эксплуатации, в том числе норм эксплуатационных нагрузок, указанных в их паспорте.
Примечание - Паспорт причального сооружения является документом, определяющим его фактическое техническое состояние, уровень безопасности, допускаемый режим эксплуатации при использовании по назначению, а также технические решения по их ремонту или реконструкции (при необходимости).
4.51 Безопасность маневрирования судов у причалов, их стоянки обеспечивается выполнением требований, устанавливаемых при технологическом проектировании причалов, а также требований безопасности настоящего стандарта.
4.52 Швартовка судна может осуществляться при условии, что длина причала, глубина акватории причала, расположение швартовных устройств на причале соответствует данному типу судна и обеспечивает безопасную для людей и судов швартовку при любом уровне воды.
4.53 Швартовное оборудование причалов должно соответствовать условиям эксплуатации и находиться в работоспособном состоянии.
4.54 Переходные мостики, связывающие бычки или палы с берегом, должны иметь перильное ограждение высотой 1,1 м.
4.55 Металлические поверхности лестничных сходов, тумбовых ниш, каналов и др., по которым возможно передвижение людей, должно иметь рифление.
4.56 В нишах необходимо предусматривать электроосвещение в водонепроницаемом исполнении.
4.57 Спасательные средства должны находиться в работоспособном состоянии.
