ГОСТ 31610.0-2019 (IEC 60079-0:2017). Межгосударственный стандарт. Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования
Приложение H
(справочное)
НАПРЯЖЕНИЕ НА КОНЦАХ ВАЛА, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ ИСКРЕНИЕ
В ПОДШИПНИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ИЛИ НА ШЕЙКЕ.
РАСЧЕТ ЭНЕРГИИ РАЗРЯДА
H.1 Общие требования
Потенциальным источником воспламенения для мощных машин и двигателей любого размера с питанием через преобразователь может быть искрение подшипника или вала из-за синфазного напряжения (СФН) или циркулирующих токов вала. Напряжение, наведенное или переданное валу машины, может вызвать ток, величина которого ограничена полным сопротивлением смазочной пленки в подшипнике. Напряжение вала обычно считают напряжением заряженного конденсатора, при этом емкость создается ротором, статором и подшипниками. Когда потенциал вала на смазочной пленке достигает значения напряжения диэлектрического пробоя, происходит разряд. Разряд может вызвать образование ямок в подшипнике. Отказ подшипника может привести к нагреву подшипника.
Соединительное устройство вала, которое подключает вал машины к тому же напряжению, что и раму (корпус) машины рядом с подшипником, может быть установлено внутри и снаружи машины, чтобы способствовать продлению срока службы подшипников в основном за счет закорачивания конденсатора и, таким образом, уменьшения до минимума искрения на подшипнике и продления его срока службы.
Соединительные устройства вала или подшипники, установленные внутри машины или оболочки с видом взрывозащиты "d" или "p", не являются источником воспламенения для окружающей взрывоопасной среды. Соединительные устройства вала или подшипники, установленные внутри или с внешней стороны машины с видом взрывозащиты "e" или с внешней стороны машины с видом взрывозащиты "d" или "p", могут представлять риск воспламенения, который должен быть снижен. В настоящем приложении содержится руководство по оценке возможности применения соединительных устройств вала, если не применяются виды взрывозащиты "d" или "p".
H.2 Оценка риска воспламенения с помощью расчета энергии воспламенения
Пиковые значения энергии воспламенения могут быть измерены или рассчитаны, если известны некоторые параметры. Затем полученная энергия разряда может быть сравнена с минимальной энергией воспламенения конкретного горючего материала или группы оборудования, как показано в таблице H.1.
Максимальная энергия емкостного разряда в искре E, Дж, может быть рассчитана с помощью следующего уравнения:
E = 1/2CU2, (H.1)
где C - общая емкость ротора и подшипников, в которых возникает напряжение U (Ф);
U - наивысшее возможное пиковое напряжение вала с учетом влияния переходных процессов (В).
Емкость определяют для распределенной площади поверхностей от вращающегося узла до заземленных частей машины. Эти поверхности обычно находятся между ротором и статором и между опорными несущими поверхностями на каждом конце вала. Все значения емкости складывают для получения общего значения емкости, которое используется для расчета максимальной энергии разряда E.
Примечание - Для машин с питанием через преобразователь значение U оценивают с запасом, как равное 10% синфазного напряжения преобразователя. Напряжение вала можно также вывести из эффекта взаимосвязи синфазного режима между емкостью обмотка/ротор и емкостью ротор/корпус.
Значение емкости конденсатора C (Ф) может быть определено с помощью соответствующей формулы с учетом геометрических параметров конденсатора. Например, для конденсатора, состоящего из концентрических цилиндров, можно применить любую из приведенных ниже формул:
(H.2)
где - диэлектрическая проницаемость материала, кроме воздуха, между поверхностями (Ф/м);
l - длина цилиндра, м;
a <*> - внешний диаметр, м;
b <*> - внутренний диаметр, м.
Примечание - Для воздуха диэлектрическая проницаемость равна 8,85·10-12 Ф/м. Для масла или консистентной смазки диэлектрическая проницаемость составляет от 18·10-12 до 25·10-12 Ф/м.
--------------------------------
<*> Внутренний диаметр и внешний диаметр частей двигателя, для которого рассчитывают C, например статора, ротора, вала, подшипникового щита, подшипника и т.д. Допускается использовать радиус вместо диаметра, если его будут использовать вместо диаметров для обеих частей.
Риск воспламенения эффективно предотвращается, когда определенная максимальная энергия разряда E ниже, чем минимальная энергия воспламенения конкретного горючего материала или значений, указанных в таблице H.1, для соответствующих групп/подгрупп оборудования. Для практической оценки в отдельных случаях следует использовать кривые, приведенные на рисунке H.4.
Таблица H.1
Максимально допустимая энергия
Группа I | Подгруппа IIA | Подгруппа IIB | Подгруппа IIC | Группа III |
0,2 мДж | 0,2 мДж | 0,06 мДж | 0,02 мДж | 0,2 мДж |
H.3 Определение напряжения вала для вращающейся машины
Выходное напряжение инвертера имеет измеримый компонент синфазного напряжения. Синфазное напряжение индуцирует напряжение вала в машине с питанием через инвертер. В то время как синфазное напряжение стремится в среднем к нулю в течение определенного периода времени, появляющиеся пиковые отклонения представляют интерес.
Необходимо использовать осциллограф и датчик для электрического подключения к вращающемуся валу двигателя с помощью небольшой проводящей щетки. Контрольный контакт датчика заземлен через корпус машины. Скачки напряжения вала и тока, вызванные широтно-импульсным выходом приводов двигателя, могут быть очень малы, часто в микросекундном диапазоне измерения. Это необходимо учитывать при выборе установочных параметров.
H.4 Расчет емкости C для вращающейся машины
Емкость C зависит от распределенной площади поверхностей от вращающегося узла до заземленных частей двигателя. Изоляция, разделяющая эти металлические части, - это воздух в зазоре между ротором и статором или смазочные материалы, например масло и консистентная смазка, в подшипниках вала.
Значение емкости конденсатора может быть определено с помощью соответствующей формулы с учетом геометрических параметров той части вращающейся машины, которая создает эту емкость.
Для вращающейся машины возможно возникновение емкости между следующими частями:
1) корпусом внутреннего подшипника и валом;
2) корпусом внешнего подшипника и валом;
3) валом и подшипниками для машины с подшипниками скольжения;
4) внутренней и внешней обоймами подшипника, находящимися в контакте с каждым шариком шариковых подшипников;
5) ротором и статором;
6) статором и корпусом.
Необходимо получить от изготовителя подробные геометрические параметры вращающейся машины, чтобы использовать в уравнениях соответствующие размеры.
Каждое значение емкости может быть определено по формуле для цилиндрической части, как показано в уравнении (H.2). Описание подшипника скольжения приведено на рисунке H.1. Зазор между ротором и статором показан на рисунке H.2.
a - внешний диаметр; b - внутренний диаметр
Примечания
1 Подшипник скольжения может быть цилиндрическим (ровный зазор подшипника), или с двумя (эллиптическими), или с четырьмя выступами. Можно уменьшить зазор подшипника на коэффициент несущей способности в зависимости от типа подшипника, как объяснено выше.
2 Поскольку в нормальных условиях работы зазоры подшипника несимметричны и вал не вращается концентрично с подшипником, при расчете емкости, как правило, учитывают меньшие значения зазора вал-подшипник.
3 В подшипниках скольжения часто устанавливают изоляцию между корпусом подшипника и стойкой подшипника, и последовательный монтаж уменьшает общую емкость подшипника. Эту изоляцию обычно учитывают при расчете общей емкости подшипника, за исключением случаев, когда емкость изоляции была шунтирована проводником.
Рисунок H.1 - Емкость в зазоре подшипника скольжения
между шейкой и внешним корпусом подшипника
a - внешний диаметр; b - внутренний диаметр
Рисунок H.2 - Воздушный зазор между статором и ротором
Шариковый подшипник показан на рисунке H.3. Для шариковых подшипников общая емкость - это сумма емкостей, рассчитанных для каждой отдельной секции шарикового подшипника. Cb - емкость подшипника Ф, рассчитываемая по формуле
(H.3)
где Nb - число шариков;
- относительная диэлектрическая проницаемость смазки;
- диэлектрическая проницаемость вакуума, Ф/м;
Rb - радиус шарика подшипника, м;
Rc - радиальный зазор подшипника, м.
1 - воздушный зазор; 2 - подшипник; 3 - крышка подшипника
Рисунок H.3 - Типичные поверхности, образующие
конденсаторы между валом двигателя и землей
H.5 Расчет энергии разряда E для вращающейся машины
Все значения емкости, определенные для элементов вращающейся машины, складывают для получения значения общей емкости, которое используют для расчета максимальной энергии разряда E с помощью формулы (H.1).
Рассчитанная минимальная энергия воспламенения должна быть меньше, чем указанная в таблице H.1 для соответствующего газа, чтобы подтвердить возможность применения устройства вал-заземление во взрывоопасной зоне.
H.6 Оценка с применением эталонных кривых
Для оценки можно использовать рисунок H.4. Как правило, применяют следующую методику:
- определяют условия наиболее неблагоприятного случая для получения напряжения и емкости рассматриваемой вращающейся машины;
- проверяют, что параметры полученной цепи приемлемы в соответствии с эталонными кривыми на рисунке H.4.
Любая точка слева от кривой, где напряжение и емкость для наиболее неблагоприятного случая пересекаются, будет не способна вызвать зажигание материала указанной группы.
Цепь, полученная для целей этой оценки, может быть испытана с помощью искрообразующего механизма, если испытание предпочтительнее оценки.
Рисунок H.4 - Графики воспламенения при емкостной нагрузке