БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 43.4.8-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Взаимодействие выборочно-целенаправленное человека с информацией

5 Общие положения

 

5.1 Выборочно-целенаправленное взаимодействие человека (специалиста) с информацией может быть осуществлено с использованием регулирующих волевых возможностей человека с образованием соответствующих СЧИ, в которых воля представляет человеческие составляющие части СЧИ, оказывающие регулирующее влияние на информационные составляющие части СЧИ в процессе образования необходимой информации.

Человеческие составляющие в образующихся СЧИ с учетом регулирующих волевых возможностей могут повышать семантическую емкость информационных составляющих в этих СЧИ, а также вследствие этого повышать эффективность функционирования образовавшихся СЧИ.

5.2 Техническая информационная, предметно-информационная деятельность по выборочно целенаправленному взаимодействию специалиста с информацией с использованием его психических свойств, относящихся к воле, может им продуктивно быть осуществлена с необходимой подготовкой при эффективном (гармонизированном) функционировании образующихся при возникновении определенных ЧИВ, с появлением ИОП соответствующих СЧИ, в которых может быть использована информация, грамматически и семантически адаптированная к возможностям специалиста, ее воспринимающего, осмысливающего, преобразующего и применяющего.

5.3 Направленное образование функционирующих СЧИ при выборочно-целенаправленном взаимодействии специалиста с информацией с использованием его психических свойств, относящихся к воле, может быть осуществлена на основе положений той области знаний, которая связана с информационной психологией, позволяющей транслировать (распространять) возможности техники в осуществлении ее цифровизированного функционирования на управляемое проведение психической деятельности человеком с учетом синергетизированно-синергизированных СЧИ, специально организованных ЧИВ.

5.4 Функционирование СЧИ - это изменение в СЧИ ее человеческих, информационных составляющих при осуществлении специалистом соответствующих ЧИВ.

5.5 Умственная деятельность специалиста с выборочно-целенаправленным взаимодействием с воспринимаемой ЛСИ при использовании его психических свойств, относящихся к воле, может быть проведена при возникновении ИОП с образованием синергетизированно-синергизированных СЧИ, направленно влияющих на осуществление соответствующих неорганизованных, организованных взаимодействий специалиста с воспринимаемой ЛСИ.

5.6 В направленно образующихся системах СЧИ, являющихся психоинформационными формами выполнения деятельности (образовательной, трудовой и творческой) по выборочно-целенаправленному взаимодействию специалиста с информацией с использованием его психических свойств, относящихся к воле, происходит пространственно-временное, локализованно-упорядоченное осуществление его взаимодействия с данной информацией при участии возникающих при этом ИОП с обеспечением отражения действительности и проведения регуляции, саморегуляции его поведения на основе этого отражения.

Направленное образование и использование возможностей СЧИ при проведении умственной деятельности с учетом его волевых качеств могут быть осуществлены согласно ГОСТ Р 43.4.1.

5.7 Воля - это сознательное регулирование специалистом своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые действия осуществляются при сознательной рефлексии на разных уровнях:

- первый уровень - осознание специалистом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности;

- второй уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

5.8 Воля - это особая форма активности специалиста, включающая сознательную саморегуляцию, которая возникает при осуществлении трудовой деятельности.

5.9 Функции воли в деятельности специалиста приведены на рисунке 1.

 

ГОСТ Р 43.4.8-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Взаимодействие выборочно-целенаправленное человека с информацией

 

Рисунок 1 - Функции воли в деятельности специалиста

 

5.10 При осуществлении технической деятельности могут возникать такие случаи, когда необходима волевая регуляция ее выполнения. Примеры данных случаев и проведения волевой регуляции по ступеням ее выполнения представлены на рисунке 2.

 

ГОСТ Р 43.4.8-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Взаимодействие выборочно-целенаправленное человека с информацией

 

Рисунок 2 - Применение волевой регуляции в деятельности

 

5.11 Воля связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации.

5.12 Включение воли в действие заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

5.13 Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в сознании объект, над которым размышляет специалист, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

5.14 Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций, таких как ощущения, восприятие, воображение, память, мышление и речь.

Развитие этих познавательных процессов означает приобретение специалистом волевого контроля над ними.

5.15 Волевое действие связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

В технической деятельности может возникать необходимость придания определенной цели особого смысла; в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы найти соответствующий смысл, повышающий значение данной деятельности.

Может возникать необходимость в использовании дополнительных стимулов для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности.

Целью может быть также обучение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с обучением.

5.16 Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом этапе ее осуществления, например: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля выполнения.

5.17 Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что специалист, сознательно отказывается от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их непосредственными побуждениями.

5.18 Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, специалист избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него.

5.19 Волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что специалист сознательно направляет себя на тщательную проверку правильности выполненных действий в тот момент, когда желание делать это отсутствует.

5.20 Особые трудности в волевой регуляции представляет для специалиста такая деятельность, при осуществлении которой проблемы волевого контроля возникают на всем пути выполнения деятельности - от начала и до конца.

Случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с преодолением отрицательного влияния друг на друга трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.

В этом случае сознание и мышление специалиста, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившихся обстоятельствах больший смысл, что означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности.

5.21 Воля может проявляться не только в неуклонном стремлении к осознаваемой цели, но и в отказе от определенных действий, от ранее сложившихся целей, привычек (например, нежелательных, вредных).

5.22 Достижение той или иной цели связано с преодолением трудностей, как внешних, так и внутренних.

Внешние трудности - это препятствия самого действия: отсутствие необходимых условий для осуществления действий, противодействие со стороны других специалистов.

Внешние трудности характеризуются фрустрациями - психическими состояниями, переживаниями, возникающими при объективно существующей (или кажущейся) недостижимости намеченной цели.

Внутренние трудности - это психические преграды: чувства и побуждения, противоречащие друг другу и целям специалиста, также его намерениям (сомнения, страх, неуверенность и т.д.).

Внутренние трудности характеризуются фрустрациями - трудностями субъективного порядка, кажущимися непреодолимыми вследствие психических особенностей конкретного специалиста.

5.23 Процесс преодоления трудностей требует от специалиста определенных усилий и субъективно переживается как состояние нервного напряжения и как волевое усилие.

5.24 В результате волевого усилия специалист совершает трудные для него действия или отказывается от импульсивных, ситуативных побуждений в пользу действий, определяемых сознательно.

5.25 Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозящей.

Побудительная функция обеспечивается активностью специалиста, она характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью.

Тормозящая функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Регулирование поведения было бы незначительным без тормозящей функции.