БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58654-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Трубы металлические гофрированные спиральновитые. Технические условия

4 Технические требования

 

4.1 Основные показатели и/или характеристики

 

4.1.1 Спиральновитые металлические гофрированные трубы (СВМГТ) предназначены для устройства искусственных дорожных сооружений, строящихся в климатических условиях с расчетной минимальной температурой наиболее холодной пятидневки не ниже минус 40 °C, в районах с сейсмичностью до 8 баллов (СВМГТ диаметром более 3,0 м - в районах с сейсмичностью до 7 баллов), в условиях воздействия агрессивной среды, при наличии в основании слабых грунтов при условии обеспечения надежной и безопасной эксплуатации сооружений. СВМГТ не допускается применять при наличии ледохода и карчехода, а также в местах возможного схода селей и образования наледи. СВМГТ должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по чертежам конструкторской документации, технических условий, стандартов организаций, специальных технических условий и заданий, технологических регламентов, включающих, при необходимости, технические требования на изготовление и поставку конкретных марок и типов труб, утвержденных в установленном порядке, в том числе непосредственно при поставке по разовым заказам конструкций СВМГТ единичного и мелкосерийного производства, когда технические условия и стандарты на них не разработаны. Конструкции искусственных дорожных сооружений из СВМГТ должны быть обоснованы соответствующими расчетами, подтверждающими их надежную и безопасную работу, в соответствии с СП 35.13330.2011, СП 26.13330.2011, СП 34.13330.2012, а также с документом [1].

4.1.2 СВМГТ различаются по диаметру, параметрам гофра, толщине металла и виду защитного покрытия.

4.1.3 По форме трубы изготовляют круглого поперечного сечения. Номинальный внутренний диаметр СВМГТ должен быть от 500 до 3600 мм. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается изготовление труб с иным диаметром.

4.1.4 По параметру гофра СВМГТ изготавливают с длиной волны гофра 68, 125, 150 мм и глубиной волны 13, 26, 50 мм. Допускается применение профилей гофра, отличных от указанных, при условии проведения соответствующих расчетов, гарантирующих требуемую прочность, устойчивость и стабильность конструкции искусственного дорожного сооружения и проектируемой над ним насыпи.

4.1.5 В зависимости от размера гофра трубы изготавливают следующих диаметров:

- для гофра 68 x 13 мм - от 500 до 1000 мм;

- для гофра 125 x 26 мм - от 800 до 3600 мм;

- для гофра 150 x 50 мм - от 1500 до 3600 мм.

4.1.6 Соединение гофрированных листов стали должно быть выполнено путем загиба плотно прижатых друг к другу кромок. Общий вид замкового соединения приведен в приложении А, минимальные размеры тела замка зависят от параметра гофра и составляют:

- для гофра 68 x 13 мм - 6,5 мм;

- для гофра 125 x 26 мм - 8,0 мм;

- для гофра 150 x 50 мм - 10,0 мм.

4.1.7 СВМГТ изготавливают из металла толщиной от 2,0 до 4,0 мм. Для СВМГТ на автомобильных дорогах всех категорий толщину гофрированного листа следует принимать по расчету, но она должна быть не менее 2,0 мм.

4.1.8 По виду защитного покрытия СВМГТ разделяют на трубы с одиночным, двойным и дополнительным покрытием. Трубы должны иметь основное защитное антикоррозионное покрытие: в виде одиночного двухстороннего металлизированного, либо двойного: нижний слой - металлизированное, верхний слой - полимерное. Допускается применение дополнительных видов защитных покрытий из полимерных мастик и специальных антикоррозийных составов. Вид, качество и толщина защитных покрытий должны соответствовать указанным в проектной документации.

4.1.9 СВМГТ выпускают секциями длиной до 13,5 м. По соглашению предприятия-изготовителя с потребителем и согласованию с проектной организацией допускается изготовление секций большей длины.

4.1.10 СВМГТ должны иметь конфигурацию и геометрические размеры в соответствии с приложением А.

4.1.11 Отклонения геометрических размеров секций СВМГТ не должны превышать допустимых значений, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Отклонения геометрических размеров секций СВМГТ и бандажей

 

Параметр, единица измерения

Допустимые отклонения, не более

Длина волны гофра, мм

+/- 2,0

Глубина (высота) волны гофра, мм

+/- 1,0

Отклонения внутреннего (вертикального) диаметра, %

+/- 1,5

Отклонение длины секции, %

+/- 0,5

Отклонение размеров бандажа, %

+/- 2,0

Отклонение торцевой плоскости от нормали, °:

 

- для труб диаметром от 500 до 1500 мм

2,0

- для труб диаметром от 1500 до 2500 мм

1,5

- для труб диаметром от 2500 до 3600 мм

1,0

Отклонения от номинальной толщины металла, мм:

 

- при толщине 2,0 мм

+/- 0,16

- при толщине 2,5 мм

+/- 0,18

- при толщине 3,0 мм

+/- 0,19

- при толщине 3,5 мм

+/- 0,20

Отклонения диаметров отверстий в бандажном соединении, мм:

 

- при диаметре отверстий до 17 мм

+1,0

- при диаметре отверстий более 17 мм

+1,5

Отклонения положения центров отверстий в бандажном соединении, мм:

+/- 1,0

Размеры стягивающего уголка бандажного соединения, мм:

 

- ширина полки

+/- 1,5

- толщина полки

+0,3; -0,5

- длина уголка

+30,0

 

4.1.12 Соединения секций СВМГТ на строительной площадке выполняют бандажными соединениями с болтовой или шпилечной стяжкой. Бандажи изготавливают в виде спиральной гофрированной стальной полосы разъемными из двух половин. Толщина металла и параметры гофра применяемых бандажей и соединяемых ими секций СВМГТ должны быть одинаковыми. Бандажи шириной не менее 500 мм применяют для СВМГТ диаметром до 1,0 м. Для СВМГТ диаметром более 1,0 м применяют бандажи шириной не менее 800 мм.

4.1.13 Стягивающие уголки изготавливают размером не менее 5 по ГОСТ 8509 с диаметром отверстий не менее 17,0 мм для пропуска шпилек (болтов), и прикрепляют к полосам бандажей сваркой по ГОСТ 14771 или ГОСТ 5264. Сваркой также соединяют отдельные листы стального проката из разных рулонов. Допускаются непровары, несплавления, цепочки и скопления наружных дефектов при их длине не более 15 мм. Поверхность сварного шва должна быть равномерно-чешуйчатая, без прожогов, наплывов, сужений и перерывов. Временное сопротивление разрыву металла сварного соединения должно быть не ниже временного сопротивления основного металла (при диаметре СВМГТ до 3,0 м - не менее 330 мПа; при диаметре СВМГТ 3 м и более - не менее 370 мПа).

4.1.14 Для стяжки уголков применяют резьбовые соединения из крепежных изделий (болты, гайки, шпильки, шайбы).

4.1.15 Конструкцию бандажных соединений изготавливают в соответствии с приложением Б.

 

4.2 Требования к материалам и изделиям

 

4.2.1 Материалы и изделия, применяемые для изготовления СВМГТ, должны соответствовать требованиям нормативных документов, иметь сопроводительную документацию, подтверждающую их соответствие, включая установленные законодательством сертификаты, паспорта качества, и должны подвергаться входному контролю по ГОСТ 24297.

4.2.2 СВМГТ, использующиеся в температурных условиях с расчетной минимальной температурой не ниже минус 40 °C, следует изготавливать из стали по ГОСТ Р 52246 (с типами покрытия Ц, ЦА, ЦАМ), ГОСТ 14918 (класс покрытия не менее 450), либо по ГОСТ 16523 (группа прочности не менее К330В) с пределом текучести не менее 245 МПа, временным сопротивлением разрыву не менее 330 МПа.

4.2.3 Крепежные изделия, применяемые в бандажных соединениях, должны изготавливаться: болты - по ГОСТ 7798 или ГОСТ Р ISO 4017; шпильки - по ГОСТ 22032 классов прочности не ниже 4.6; гайки - по ГОСТ 5915 или ГОСТ ISO 4032 класса прочности не ниже 5; шайбы - по ГОСТ 11371; стягивающие уголки - из сталей марок Ст3сп по ГОСТ 380 или марки 15 по ГОСТ 1050. Резьба болтов, шпилек и гаек метрическая с крупным шагом согласно ГОСТ 24705.

4.2.4 При средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки от минус 40 °C до минус 25 °C в бандажных соединениях должны применяться крепежные изделия из стали марок 35Х, 38ХА, 40Х по ГОСТ 4543, класс прочности болтов не ниже 8.8, класс прочности гаек не ниже 8, стягивающие уголки из стали марки 10ХСНД по ГОСТ 19281.

4.2.5 При соответствующем технико-экономическом обосновании при изготовлении СВМГТ допускается применение материалов и изделий других марок, в том числе зарубежного производства, качества по химическому составу и физико-механическим характеристикам не ниже, чем указанное в 4.2.1 - 4.2.4.

 

4.3 Требования к защитным покрытиям

 

4.3.1 Вид и толщина защитного покрытия СВМГТ должны соответствовать требованиям СП 28.13330.2017 (в зависимости от климатических условий, агрессивности окружающей среды) и обеспечивать расчетный срок службы сооружения.

4.3.2 Одиночное защитное покрытие из цинка по ГОСТ 3640, наносимое на внутреннюю и наружную поверхности элементов СВМГТ, должно изготовляться с массой нанесенного покрытия не ниже 300 г/м2 с каждой стороны, по ГОСТ Р 52246 (класс 600), ГОСТ 14918 (см. также [2]).

4.3.3 Одиночное защитное покрытие из алюминия, из цинка и алюминия, из цинка и алюмомагния, наносимое на внутреннюю и наружную поверхности элементов СВМГТ, изготавливают с массой нанесенного покрытия не ниже 150 г/м2 с каждой стороны по ГОСТ Р 52246 (класс 300), ГОСТ 14918 либо по ГОСТ 9.307, ГОСТ 9.315 (см. также [3]).

4.3.4 Двойное защитное покрытие должно изготовляться из цинкового, алюминиевого, цинк-алюминиевого, цинк-алюмомагниевого покрытия по 4.3.1.1 - 4.3.1.2, а также нанесением с двух сторон в заводских условиях полимерного покрытия толщиной не менее 300 мкм с каждой стороны по ГОСТ 34180, а также из других типов покрытий с аналогичными или более высокими показателями качества.

4.3.5 Нанесение дополнительного защитного покрытия из лакокрасочных составов и мастик рекомендуется при применении одиночного защитного покрытия. Вид и характеристики дополнительного защитного покрытия должны быть обоснованы в соответствии с утвержденной проектной (рабочей) документацией. Нанесение осуществляют непосредственно после производства СВМГТ или на строительной площадке перед ее монтажом в соответствии с требованиями [4] и инструкциями предприятий-изготовителей.

4.3.6 Исправление поверхностных дефектов защитного покрытия, в том числе на участках сварных соединений и торцов СВМГТ, а также окраска элементов и деталей, изготовленных из неоцинкованного листового и фасонного проката, осуществляются путем нанесения цинксодержащего лакокрасочного покрытия по ГОСТ 9.307 (минимальной толщиной 90 мкм, с массовой долей цинка в сухой пленке от 80 до 85%), а при двойном защитном покрытии - битумными гидроизоляционными мастиками по ГОСТ 30693 (после восстановления поверхностных дефектов металлизированного покрытия).

4.3.7 Все крепежные изделия должны быть защищены цинковым покрытием толщиной от 30 до 80 мкм или другим покрытием, обеспечивающим расчетный срок службы изделия в конструкции. Крепежные изделия, изготавливаемые из стали марки 10ХСНД по ГОСТ 19281, должны иметь защитное покрытие из цинконаполненных, полимерных или лакокрасочных материалов, выполненное в заводских условиях.

4.3.8 На поверхности металлизированного защитного покрытия СВМГТ не должно быть трещин, забоин, вздутий. Полимерное покрытие (в том числе на замковом соединении) должно быть сплошным, без дефектов, проникающих до металлической основы.

 

4.4 Требования к маркировке

 

4.4.1 Каждая секция СВМГТ и бандажа должна иметь четкую, легкочитаемую маркировку. Маркировку наносят на внутреннюю поверхность секции и внешнюю поверхность бандажа на расстоянии (225 +/- 25) мм от края.

4.4.2 Маркировку наносят поверх защитного покрытия с помощью влагоустойчивой и солнцезащитной наклейки, либо несмываемым маркером, используя трафарет или штамп, а также другими методами, обеспечивающими сохранность маркировки до сдачи изделия в эксплуатацию.

4.4.3 Маркировка должна содержать:

- наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак (логотип);

- наименование и основные характеристики секции или бандажа (марку или тип, размер гофра, диаметр трубы, толщину металла, длину секции, тип покрытия, класс прочности металла, массу секции в килограммах);

- номер партии;

- отметку лица предприятия-изготовителя, ответственного за приемку (отдела технического контроля);

- стыковое обозначение;

- дату изготовления.

4.4.4 Транспортную маркировку наносят в соответствии с ГОСТ 14192.

 

4.5 Требования к упаковке

 

4.5.1 В процессе обращения СВМГТ не требуют тары и не подлежат пакетированию и упаковыванию.

4.5.2 Элементы монтажа поставляются в пакетах весом не более 500 кг по ГОСТ 26663, а крепежные детали - в ящиках, весом не более 50 кг.

4.5.3 Паспорт (документ, подтверждающий качество) на СВМГТ помещают в отдельную упаковку из полиэтиленовой пленки марки Н по ГОСТ 10354 и передают потребителю при получении готового изделия.