БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

Приложение В

(рекомендуемое)

 

РАСЧЕТ ДЛИН ОЧЕРЕДЕЙ И ЗАДЕРЖЕК НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ

ИЛИ ПРИМЫКАНИИ (КРОМЕ КОЛЬЦЕВЫХ)

 

В.1 Нерегулируемое пересечение

 

В.1.1 Базовая пропускная способность

Базовую пропускную способность второстепенного x-го потока приведенных автомобилей в час Gx вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.1)

 

где qp - интенсивность движения приоритетного направления (поток 1-го ранга), приведенных автомобилей в час;

e - основание натурального логарифма, математическая константа, приблизительно равно 2,71828;

tg - средний граничный интервал, с (см. таблицу В.1);

tf - средний интервал следования, с (см. таблицу В.2).

 

Таблица В.1

 

Значения граничных интервалов

 

Направление

Граничный интервал tg, с

вне застроенной территории

на застроенной территории

Поток направо присутствует

Поток направо отсутствует

Налево с главного направления

6,0

5,5

5,5

Направо с второстепенного направления

6,5

6,5

Прямо с второстепенного направления

6,5

6,5

Налево из второстепенного направления

6,6

6,6

Прямо и налево с второстепенного направления для случая одностороннего движения

5,6

5,6

 

Таблица В.2

 

Значения интервалов следования из очереди

 

Направление

Интервалы следования tf, с

вне застроенной территории

на застроенной территории

Поток направо присутствует

Поток направо отсутствует

Налево из главного направления

2,9

2,6

2,6

Направо из второстепенного направления

3,1

3,1

3,7

Прямо из второстепенного направления

3,5

3,5

4,0

Налево из второстепенного направления

3,4

3,4

3,8

Прямо и налево из второстепенного направления для случая одностороннего движения

3,4

3,4

3,8

 

Базовую пропускную способность определяют для всех второстепенных потоков 2 - 4-го рангов. Далее значения базовой пропускной способности потоков 3-го и 4-го рангов корректируют. То есть базовые значения умножают на вероятность отсутствия транспортных средств:

- потоков 2-го ранга для потоков 3-го ранга;

- потоков 2-го и 3-го рангов для потоков 4-го ранга.

В.1.2 Средняя задержка

Среднюю задержку d, с, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.2)

 

где Vx - интенсивность движения рассматриваемого второстепенного потока, приведенных автомобилей в час;

Cmx - пропускная способность рассматриваемого второстепенного направления движения на нерегулируемом пересечении, приведенных автомобилей в час;

T - продолжительность анализируемого периода, доля часа (например, T = 0,25 для периода 15 мин).

В.1.3 Длина очереди 95%-ной обеспеченности

Длину очереди 95%-ной обеспеченности Q95, м, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.3)

 

В.2 Регулируемое пересечение

 

В.2.1 Пропускная способность

Пропускную способность Pji группы полос j в течение фазы регулирования i, приведенных автомобилей в час, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.4)

 

где Sji - поток насыщения группы полос j в течение фазы регулирования i, приведенных автомобилей в час;

gi - эффективная длительность фазы регулирования i, с;

C - длительность цикла регулирования, с.

Для расчета пропускной способности одной полосы движения необходимо разделить пропускную способность группы полос Pji на число полос движения в группе.

В.2.2 Средняя задержка

Среднюю задержку регулирования на один легковой автомобиль d, с, на один приведенный автомобиль, вычисляют по формуле

 

d = d1(Kпр) + d2, (В.5)

 

где Kпр - коэффициент прогрессии для стандартной задержки, учитывающий прогрессию регулирования (т.е. степень координации с предыдущим пересечением и наличие пачек в потоке) (см. таблицу В.3);

d1 - стандартная задержка, предполагающая одинаково повторяющееся прибытие автомобилей к пересечению, с, на один приведенный автомобиль, вычисляемая по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.6)

 

где C - длительность цикла регулирования, с;

g - длительность зеленого сигнала, с;

X - уровень загрузки для рассматриваемой группы полос движения (коэффициент насыщения);

d2 - дополнительная задержка, учитывающая случайность прибытия автомобилей, с, вычисляемая по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.7)

 

где T - продолжительность анализируемого периода, доля ч;

k - коэффициент, учитывающий влияние адаптивного регулирования на величину дополнительной задержки;

l - коэффициент, учитывающий удаленность предыдущего (по направлению движения) регулируемого пересечения от рассматриваемого.

Примечания

1 Коэффициент прогрессии Kпр - данные (таблица В.3) для шести типов прибытия автомобилей (таблица В.4). Если пересечение рассматривается как изолированное, то Kпр = 1.

2 Коэффициент k - данные (таблица В.5), применяемые только при координированном регулировании (зеленая волна).

3 Коэффициент l - данные (таблица В.6), применяемые только для близко расположенных регулируемых пересечений.

 

Таблица В.3

 

Коэффициент прогрессии Kпр для расчета

стандартной задержки d1

 

Относительная продолжительность разрешающего сигнала светофора (g/C)

Значения коэффициента прогрессии Kпр для типа прибытия ТП (таблица В.4)

ТП 1

ТП 2

ТП 3

ТП 4

ТП 5

ТП 6

0,2

1,167

1,007

1,000

1,000

0,833

0,750

0,3

1,286

1,063

1,000

0,986

0,714

0,571

0,4

1,445

1,136

1,000

0,895

0,555

0,333

0,5

1,667

1,240

1,000

0,767

0,333

0,000

0,6

2,001

1,395

1,000

0,576

0,000

0,000

0,7

2,556

1,653

1,000

0,256

0,000

0,000

 

Таблица В.4

 

Типы прибытия транспортных средств и качество прогрессии

 

Тип прибытия ТП

Диапазон значений показателя качества прогрессии Kp, по результатам натурных обследований

Значения показателя качества прогрессии Kp для вновь проектируемых пересечений

Качество прогрессии

ТП 1

От 0,50 включ.

0,333

Очень низкое

ТП 2

Св. 0,50 - 0,85 включ.

0,667

Низкое

ТП 3

Св. 0,85 - 1,15 включ.

1,000

Случайное прибытие

ТП 4

Св. 1,15 - 1,50 включ.

1,333

Высокое

ТП 5

Св. 1,50 - 2,00 включ.

1,667

Очень высокое

ТП 6

Св. 2,00

2,000

Исключительное

 

Примечания

1 Показатель качества прогрессии Kp является отношением доли транспортных средств, прибывающих к перекрестку на зеленый сигнал P, к доле зеленого сигнала в цикле g/C рассматриваемой группы полос:

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.8)

 

2 Для вновь проектируемых перекрестков долю транспортных средств P, прибывающих на зеленый сигнал, вычисляют с учетом прогнозируемого качества прогрессии по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.9)

 

Таблица В.5

 

Коэффициент k, учитывающий тип регулирования

 

Регулирование

Коэффициент k для уровня загрузки X

<= 0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

>= 1,0

Экипажное время при адаптивном регулировании, с:

 

 

 

 

 

 

<= 2,0

0,04

0,13

0,22

0,32

0,41

0,50

2,5

0,08

0,16

0,25

0,33

0,42

0,50

3,0

0,11

0,19

0,27

0,34

0,42

0,50

3,5

0,13

0,20

0,28

0,35

0,43

0,50

4,0

0,15

0,22

0,29

0,36

0,43

0,50

4,5

0,19

0,25

0,31

0,38

0,44

0,50

5,0

0,23

0,28

0,34

0,39

0,45

0,50

Жесткое регулирование

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

 

Таблица В.6

 

Коэффициент l для дополнительной задержки d2

 

Уровень загрузки на предыдущем пересечении Xпр

0,40

0,40

0,60

0,70

0,80

0,90

>= 1,0

l

0,922

0,858

0,769

0,650

0,500

0,314

0,090

 

В.2.3 Длина очереди

Среднюю длину очереди Q приведенных автомобилей вычисляют по формуле

 

Q = Q1 + Q2, (В.10)

 

где Q1 - первая составляющая длины очереди, приведенных автомобилей, вычисляемая по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.11)

 

где Q2 - вторая составляющая длины очереди, приведенных автомобилей, вычисляемая по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.12)

 

где C - длительность цикла регулирования, с;

g - длительность зеленого сигнала, с;

Nп - интенсивность движения, приходящаяся на одну полосу в группе, приведенных автомобилей в час;

Cп - пропускная способность полосы рассматриваемой группы полос, приведенных автомобилей в час;

Xп - уровень загрузки полосы;

kp - дополнительный коэффициент приведения, вычисляемый по формулам:

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.13)

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (В.14)

 

где l - коэффициент, учитывающий тип прибытия автомобилей к пересечению;

Sп - поток насыщения полосы рассматриваемой группы полос, приведенных автомобилей в час.

 

 

 

 

TOC