ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
Приложение В
(рекомендуемое)
РАСЧЕТ ДЛИН ОЧЕРЕДЕЙ И ЗАДЕРЖЕК НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ
ИЛИ ПРИМЫКАНИИ (КРОМЕ КОЛЬЦЕВЫХ)
В.1 Нерегулируемое пересечение
В.1.1 Базовая пропускная способность
Базовую пропускную способность второстепенного x-го потока приведенных автомобилей в час Gx вычисляют по формуле
(В.1)
где qp - интенсивность движения приоритетного направления (поток 1-го ранга), приведенных автомобилей в час;
e - основание натурального логарифма, математическая константа, приблизительно равно 2,71828;
tg - средний граничный интервал, с (см. таблицу В.1);
tf - средний интервал следования, с (см. таблицу В.2).
Таблица В.1
Значения граничных интервалов
Направление | Граничный интервал tg, с | ||
вне застроенной территории | на застроенной территории | ||
Поток направо присутствует | Поток направо отсутствует | ||
Налево с главного направления | 6,0 | 5,5 | 5,5 |
Направо с второстепенного направления | 6,5 | 6,5 | |
Прямо с второстепенного направления | 6,5 | 6,5 | |
Налево из второстепенного направления | 6,6 | 6,6 | |
Прямо и налево с второстепенного направления для случая одностороннего движения | 5,6 | 5,6 |
Таблица В.2
Значения интервалов следования из очереди
Направление | Интервалы следования tf, с | ||
вне застроенной территории | на застроенной территории | ||
Поток направо присутствует | Поток направо отсутствует | ||
Налево из главного направления | 2,9 | 2,6 | 2,6 |
Направо из второстепенного направления | 3,1 | 3,1 | 3,7 |
Прямо из второстепенного направления | 3,5 | 3,5 | 4,0 |
Налево из второстепенного направления | 3,4 | 3,4 | 3,8 |
Прямо и налево из второстепенного направления для случая одностороннего движения | 3,4 | 3,4 | 3,8 |
Базовую пропускную способность определяют для всех второстепенных потоков 2 - 4-го рангов. Далее значения базовой пропускной способности потоков 3-го и 4-го рангов корректируют. То есть базовые значения умножают на вероятность отсутствия транспортных средств:
- потоков 2-го ранга для потоков 3-го ранга;
- потоков 2-го и 3-го рангов для потоков 4-го ранга.
В.1.2 Средняя задержка
Среднюю задержку d, с, вычисляют по формуле
(В.2)
где Vx - интенсивность движения рассматриваемого второстепенного потока, приведенных автомобилей в час;
Cmx - пропускная способность рассматриваемого второстепенного направления движения на нерегулируемом пересечении, приведенных автомобилей в час;
T - продолжительность анализируемого периода, доля часа (например, T = 0,25 для периода 15 мин).
В.1.3 Длина очереди 95%-ной обеспеченности
Длину очереди 95%-ной обеспеченности Q95, м, вычисляют по формуле
(В.3)
В.2 Регулируемое пересечение
В.2.1 Пропускная способность
Пропускную способность Pji группы полос j в течение фазы регулирования i, приведенных автомобилей в час, вычисляют по формуле
(В.4)
где Sji - поток насыщения группы полос j в течение фазы регулирования i, приведенных автомобилей в час;
gi - эффективная длительность фазы регулирования i, с;
C - длительность цикла регулирования, с.
Для расчета пропускной способности одной полосы движения необходимо разделить пропускную способность группы полос Pji на число полос движения в группе.
В.2.2 Средняя задержка
Среднюю задержку регулирования на один легковой автомобиль d, с, на один приведенный автомобиль, вычисляют по формуле
d = d1(Kпр) + d2, (В.5)
где Kпр - коэффициент прогрессии для стандартной задержки, учитывающий прогрессию регулирования (т.е. степень координации с предыдущим пересечением и наличие пачек в потоке) (см. таблицу В.3);
d1 - стандартная задержка, предполагающая одинаково повторяющееся прибытие автомобилей к пересечению, с, на один приведенный автомобиль, вычисляемая по формуле
(В.6)
где C - длительность цикла регулирования, с;
g - длительность зеленого сигнала, с;
X - уровень загрузки для рассматриваемой группы полос движения (коэффициент насыщения);
d2 - дополнительная задержка, учитывающая случайность прибытия автомобилей, с, вычисляемая по формуле
(В.7)
где T - продолжительность анализируемого периода, доля ч;
k - коэффициент, учитывающий влияние адаптивного регулирования на величину дополнительной задержки;
l - коэффициент, учитывающий удаленность предыдущего (по направлению движения) регулируемого пересечения от рассматриваемого.
Примечания
1 Коэффициент прогрессии Kпр - данные (таблица В.3) для шести типов прибытия автомобилей (таблица В.4). Если пересечение рассматривается как изолированное, то Kпр = 1.
2 Коэффициент k - данные (таблица В.5), применяемые только при координированном регулировании (зеленая волна).
3 Коэффициент l - данные (таблица В.6), применяемые только для близко расположенных регулируемых пересечений.
Таблица В.3
Коэффициент прогрессии Kпр для расчета
стандартной задержки d1
Относительная продолжительность разрешающего сигнала светофора (g/C) | Значения коэффициента прогрессии Kпр для типа прибытия ТП (таблица В.4) | |||||
ТП 1 | ТП 2 | ТП 3 | ТП 4 | ТП 5 | ТП 6 | |
0,2 | 1,167 | 1,007 | 1,000 | 1,000 | 0,833 | 0,750 |
0,3 | 1,286 | 1,063 | 1,000 | 0,986 | 0,714 | 0,571 |
0,4 | 1,445 | 1,136 | 1,000 | 0,895 | 0,555 | 0,333 |
0,5 | 1,667 | 1,240 | 1,000 | 0,767 | 0,333 | 0,000 |
0,6 | 2,001 | 1,395 | 1,000 | 0,576 | 0,000 | 0,000 |
0,7 | 2,556 | 1,653 | 1,000 | 0,256 | 0,000 | 0,000 |
Таблица В.4
Типы прибытия транспортных средств и качество прогрессии
Тип прибытия ТП | Диапазон значений показателя качества прогрессии Kp, по результатам натурных обследований | Значения показателя качества прогрессии Kp для вновь проектируемых пересечений | Качество прогрессии |
ТП 1 | От 0,50 включ. | 0,333 | Очень низкое |
ТП 2 | Св. 0,50 - 0,85 включ. | 0,667 | Низкое |
ТП 3 | Св. 0,85 - 1,15 включ. | 1,000 | Случайное прибытие |
ТП 4 | Св. 1,15 - 1,50 включ. | 1,333 | Высокое |
ТП 5 | Св. 1,50 - 2,00 включ. | 1,667 | Очень высокое |
ТП 6 | Св. 2,00 | 2,000 | Исключительное |
Примечания
1 Показатель качества прогрессии Kp является отношением доли транспортных средств, прибывающих к перекрестку на зеленый сигнал P, к доле зеленого сигнала в цикле g/C рассматриваемой группы полос:
(В.8)
2 Для вновь проектируемых перекрестков долю транспортных средств P, прибывающих на зеленый сигнал, вычисляют с учетом прогнозируемого качества прогрессии по формуле
(В.9)
Таблица В.5
Коэффициент k, учитывающий тип регулирования
Регулирование | Коэффициент k для уровня загрузки X | |||||
<= 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | >= 1,0 | |
Экипажное время при адаптивном регулировании, с: |
|
|
|
|
|
|
<= 2,0 | 0,04 | 0,13 | 0,22 | 0,32 | 0,41 | 0,50 |
2,5 | 0,08 | 0,16 | 0,25 | 0,33 | 0,42 | 0,50 |
3,0 | 0,11 | 0,19 | 0,27 | 0,34 | 0,42 | 0,50 |
3,5 | 0,13 | 0,20 | 0,28 | 0,35 | 0,43 | 0,50 |
4,0 | 0,15 | 0,22 | 0,29 | 0,36 | 0,43 | 0,50 |
4,5 | 0,19 | 0,25 | 0,31 | 0,38 | 0,44 | 0,50 |
5,0 | 0,23 | 0,28 | 0,34 | 0,39 | 0,45 | 0,50 |
Жесткое регулирование | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 |
Таблица В.6
Коэффициент l для дополнительной задержки d2
Уровень загрузки на предыдущем пересечении Xпр | 0,40 | 0,40 | 0,60 | 0,70 | 0,80 | 0,90 | >= 1,0 |
l | 0,922 | 0,858 | 0,769 | 0,650 | 0,500 | 0,314 | 0,090 |
В.2.3 Длина очереди
Среднюю длину очереди Q приведенных автомобилей вычисляют по формуле
Q = Q1 + Q2, (В.10)
где Q1 - первая составляющая длины очереди, приведенных автомобилей, вычисляемая по формуле
(В.11)
где Q2 - вторая составляющая длины очереди, приведенных автомобилей, вычисляемая по формуле
(В.12)
где C - длительность цикла регулирования, с;
g - длительность зеленого сигнала, с;
Nп - интенсивность движения, приходящаяся на одну полосу в группе, приведенных автомобилей в час;
Cп - пропускная способность полосы рассматриваемой группы полос, приведенных автомобилей в час;
Xп - уровень загрузки полосы;
kp - дополнительный коэффициент приведения, вычисляемый по формулам:
(В.13)
(В.14)
где l - коэффициент, учитывающий тип прибытия автомобилей к пересечению;
Sп - поток насыщения полосы рассматриваемой группы полос, приведенных автомобилей в час.