ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
6.5 Проектирование направляющих островков
6.5.1 Общие данные
6.5.1.1 Допускается применять направляющие островки следующих типов:
- островки, разделяющие противоположные направления движения - располагаются, как правило, по оси дороги и на второстепенной дороге имеют каплевидную форму;
- островки, разделяющие движения автомобилей одного направления, как правило, имеют треугольную форму (рисунок 12).
Рисунок 12 - Пример устройства полосы для поворота налево
на примыкании при наличии центральной разделительной полосы
с устройством направляющих островков
6.5.1.2 Для выделения поднятых над поверхностью проезжей части островков следует применять пониженный бортовой камень возвышением 0,05 - 0,07 м по всему периметру островка или возвышение бортового камня над отметкой проезжей части не менее 0,15 м, с понижением бортового камня до уровня проезжей части в вершине, направленной навстречу движению автомобилей. В зонах пешеходных переходов, проходящих через островок, возвышение бортового камня должно быть не более 0,005 м.
Краевая полоса вдоль бортового камня должна быть:
- на главной дороге - не менее ширины укрепленной части обочины или краевой полосы на автомобильной дороге;
- на второстепенной дороге - согласно 6.2.8.3 и 6.2.8.4.
6.5.1.3 При проектировании центральных разделительных островков следует принимать:
- радиус поворота налево на дорогах категорий IV и V - не менее 12,5 м, при интенсивном движении грузовых автомобилей и автобусов - не менее 15,0 м;
- на дорогах категорий I - III на нерегулируемых и регулируемых пересечениях - не менее 15,0 м.
6.5.2 Геометрические параметры треугольного островка
6.5.2.1 Минимальная площадь треугольного островка с бортовым камнем должна быть 6,5 м2, минимальная длина стороны треугольника такого островка с учетом закруглений углов - не менее 3,0 м.
6.5.2.2 Форму треугольного островка определяют траекторией расчетного автомобиля, выполняющего маневр правого поворота. Края треугольного островка выполняют с закруглением. Радиус закругления следует принимать не менее 0,30 м, рекомендуемое значение - 0,75 м.
6.5.3 Геометрические параметры центрального направляющего островка
6.5.3.1 Центральный направляющий островок каплевидной формы применяют на примыкании на второстепенной дороге. Длину такого островка следует принимать от 10,0 до 25,0 м, в зависимости от разрешенной скорости. Большее значение, равное 25,0 м, принимают для разрешенной скорости 90 км/ч, меньшее - 50 км/ч и менее. При разрешенной скорости 60 км/ч длина островка составляет 14,0 м.
6.5.3.2 Форма и размеры центрального направляющего островка должны позволить расчетному транспортному средству обогнуть островок с правой стороны без того, чтобы заехать на соседнюю полосу или на тротуар.
6.5.3.3 Ширина центрального направляющего островка при наличии движения пешеходов через автомобильную дорогу должна быть не менее 2,0 м. При отсутствии движения пешеходов через островок ширина должна быть не менее 1,5 м.
6.5.3.4 Рекомендуемый радиус закругления края островка - 0,75 м, минимальная ширина краевой полосы островка при наличии бортового камня - 0,5 м, минимальный радиус закругления края островка - 0,3 м.
6.5.4 Разрыв центральной разделительной полосы/центральных направляющих островков
6.5.4.1 Расстояние между окончаниями центральных направляющих островков или центральной разделительной полосы должно обеспечивать разъезд одновременно поворачивающих налево расчетных автомобилей встречных направлений главной дороги с зазором между ними не менее 0,5 м.
6.5.4.2 Указанное требование следует применять в двух случаях:
- на любом пересечении в одном уровне, с двух противоположных направлений;
- на регулируемом светофором пересечении в одном уровне при повороте налево одновременно с двух противоположных направлений.
6.5.4.3 Минимальное расстояние между внутренними радиусами левых поворотов должно быть не менее 9,0 м (см. рисунок 13).
Рисунок 13 - Организация движения при одновременном левом
повороте с противоположных направлений
6.5.4.4 На второстепенном направлении максимальное расстояние от вершины центрального направляющего островка или центральной разделительной полосы до края проезжей части главной дороги должно составлять не менее ширины укрепленной части обочины, но не превышать 2,0 м (см. рисунок 14).
X - ширина полосы движения при въезде на пересечение;
Y - ширина полосы при выезде с пересечения
Рисунок 14 - Схема построения центрального направляющего
островка, используемого как с целью направления движения,
так и с целью безопасного движения пешеходов