ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
6.4 Полосы для поворота налево
6.4.1 Общие данные
Минимальный состав полосы для поворота налево - полоса торможения и, при необходимости, накопления очереди автомобилей.
6.4.2 Условия использования полосы левого поворота
Следует устраивать отдельную полосу для поворота налево в следующих случаях:
а) на главном направлении движения:
1) на нерегулируемых пересечениях и примыканиях на дорогах категорий I - III - всегда; на дорогах категории IV - в соответствии с рисунком 8;
2) на регулируемых пересечениях и примыканиях - при наличии отдельной фазы светофора для левого поворота либо в соответствии с рисунком 8;
б) на второстепенном направлении движения на регулируемых пересечениях - при наличии отдельной фазы светофора для левого поворота либо в соответствии с рисунком 8.
- требуется устройство для левого поворота
Рисунок 8 - Диаграмма для определения
необходимости полосы для левого поворота
На второстепенном направлении нерегулируемых пересечений устраивать отдельную полосу для поворота налево не допускается.
На дорогах категории IV, не удовлетворяющих условиям рисунка 8, категории V и на дорогах с интенсивностью движения менее 400 приведенных автомобилей в сутки или при капитальном ремонте, если имеющейся территории недостаточно для полноценного развития полосы для поворота налево, допускается добавление полосы справа (рисунок 13).
6.4.3 Геометрические параметры
6.4.3.1 Полосу для левого поворота на подходе к пересечению (рисунки 9, 10) следует принимать длиной, равной сумме длин участка торможения (согласно 6.2.5) и предполагаемой длины очереди ожидания, не превышаемой в 95% случаев (согласно 6.2.6). Точкой начала торможения, как правило, считается точка на отгоне, в которой ширина полосы торможения равна 3,0 м.
Рисунок 9 - Полоса для поворота налево при наличии
центральной разделительной полосы
Рисунок 10 - Принципиальные схемы отгона полосы
для поворота налево на главной дороге
6.4.3.2 Применение полосы для поворота налево допускается по следующим схемам:
- на дорогах с центральной разделительной полосой (рисунок 9) за счет разделительной полосы, в том числе с уширением такой полосы при необходимости. Значение отгона уширения центральной разделительной полосы - не круче 1:V/2, где V - разрешенная скорость на автомобильной дороге на подходе к пересечению или примыканию. Допускается смещение полосы для поворота налево к встречному направлению движения;
- на дорогах без центральной разделительной полосы - за счет отклонения полос движения прямого направления и применения направляющих островков, расширяющихся по мере приближения к пересечению или примыканию (рисунки 10 а, 10 б). Отгон центрального разделительного островка на приближении к отгону полосы для левого поворота следует принимать не круче 1:V/2. На автомобильных дорогах категории IV и при капитальном ремонте допускается отклонение полос движения прямого направления для устройства полосы для левого поворота без применения центрального направляющего островка (рисунок 10 в), отгон полосы для левого поворота в этом случае следует принимать не круче 1:V/2.
6.4.3.3 Отгон уширения полосы для поворота налево следует принимать не более 1:V/4, где V - разрешенная скорость подхода к пересечению или примыканию.
6.4.3.4 На второстепенном направлении регулируемого пересечения или примыкания, на котором разрешенная скорость подхода не превышает 40 км/ч, отгон полосы для поворота налево следует принимать 1:10.
6.4.3.5 Длина параллельного участка для добавленной справа полосы (см. рисунок 11) должна составлять не менее 30 м и может быть увеличена исходя из состава транспортного потока, отгон - не более 1:V/4, а на дорогах с низкой интенсивностью движения - на протяжении не менее 10 м.
Рисунок 11 - Принципиальная схема построения полосы
для поворота налево на главной дороге
при низкой интенсивности движения
6.4.4 Полоса разгона после левого поворота
6.4.4.1 Полосу разгона после левого поворота следует располагать с левой стороны от основных полос движения для данного направления только на пересечениях, не регулируемых светофором.
6.4.4.2 Применение полосы разгона допускается на автомобильных дорогах категории I и при капитальном ремонте - на автомобильных дорогах категорий II и III в случае превышения расчетной интенсивности движения согласно СП 34.13330.
6.4.4.3 Форма полосы разгона - параллельная, расчет длины участка разгона выполняют согласно 6.2.7, начальную скорость при разгоне следует принимать 20 км/ч. Отгон полосы разгона - согласно рисунку 7.
6.4.4.4 Полосу разгона левого поворота допускается превращать в полосу главной дороги, при этом необходимо отогнать полосу справа. Правую полосу следует закончить на расстоянии от 500 до 700 м от острого конца направляющего островка левого поворота или полосы, отделяющей левоповоротное движение от основного прямого движения.