ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
6.3 Полосы для поворотов направо
6.3.1 Общие данные
6.3.1.1 Полоса для поворота направо может включать в себя следующее:
- полосу торможения и, при необходимости, накопления очереди автомобилей;
- поворотный съезд, отделенный треугольным направляющим островком;
- полосу разгона.
6.3.1.2 Допускается применять для организации поворота направо полосы, показанные на рисунке 6.
Рисунок 6, лист 1 - Варианты планировочного решения
полосы для поворота направо
Рисунок 6, лист 2
6.3.2 Условия использования поворотного съезда для поворота направо
6.3.2.1 Съезд для поворота направо следует применять:
- на регулируемом пересечении или примыкании при выделении отдельной фазы светофора только для поворота направо;
- при интенсивности пешеходного движения вдоль главной дороги более 300 пешеходов в час;
- при необходимости организации правоповоротного движения со скоростью 25 км/ч и выше;
- при малых углах пересечения для поворотных движений в остром угле пересечения.
6.3.2.2 Съезд для поворота направо следует, как правило, устраивать с одной полосой движения. Допускается применение двух и более полос движения на съезде для поворота направо на регулируемом пересечении или примыкании в случае движения без конфликта с другими потоками автомобилей.
6.3.3 Полоса торможения
6.3.3.1 Полосу торможения следует применять:
- при устройстве съезда, отделенного треугольным направляющим островком, кроме случая устройства съезда для поворота направо в остром угле пересечения или примыкания при малых углах пересечения (примыкания) - на автомобильных дорогах категорий IV и V;
- при интенсивности съезжающих или въезжающих на дорогу 50 и более приведенных автомобилей в сутки - на дорогах категории I;
- при интенсивности съезжающих или въезжающих на дорогу 200 и более приведенных автомобилей в сутки - на дорогах категорий II и III.
6.3.3.2 Допускается применять две основные формы полосы торможения в составе полосы для поворота направо:
- параллельная форма, с участком отгона полосы - во всех случаях;
- клиновидная форма в виде отгона уширения на всем протяжении полосы - на главной дороге категорий III и IV на нерегулируемом пересечении, при обосновании.
6.3.4 Длина параллельной полосы торможения
6.3.4.1 Полосу торможения следует принимать:
- на главном направлении нерегулируемого пересечения - длиной, равной длине участка торможения, необходимой для снижения скорости до расчетной скорости правого поворота (согласно 6.2.5). Точкой начала торможения, как правило, считается точка на отгоне, в которой ширина полосы торможения равна 3,0 м;
- на второстепенном направлении нерегулируемого пересечения - длиной, равной длине предполагаемой длины очереди ожидания, не превышаемой в 95% случаев (согласно 6.2.6);
- на регулируемом пересечении - длиной, равной сумме длин участка торможения (согласно 6.2.5) и предполагаемой длины очереди ожидания, не превышаемой в 95% случаев (согласно 6.2.6). Точкой начала торможения, как правило, считается точка на отгоне, в которой ширина полосы торможения равна 3,0 м.
6.3.4.2 На регулируемом пересечении в стесненных условиях и при отсутствии отдельной фазы для правого поворота во всех случаях допускается принимать длину параллельного участка равной длине очереди ожидания, не превышаемой в 95% случаев.
6.3.4.3 Значение отгона следует принимать по таблице 11. На второстепенных дорогах нерегулируемых пересечений допускается принимать отгон 1:10.
Таблица 11
Значение отгона параллельной полосы торможения
Расчетная скорость дороги, км/ч | Максимальный угол отгона полосы на главной дороге при применении параллельной полосы правого поворота |
До 80 | 1:18 |
От 80 до 90 | 1:20 |
От 90 до 110 | 1:22 |
110 и более | 1:25 |
6.3.5 Длина клиновидной полосы торможения
Длину клиновидной полосы допускается принимать по таблице 12.
Таблица 12
Параметры отгона полосы для правого поворота
Разрешенная скорость по главной дороге, км/ч | Длина отгона для условий продольного уклона менее | Длина отгона на участке подъема | Длина отгона на участке подъема | Длина отгона на участке спуска | Длина отгона на участке спуска | Максимальный угол отгона |
70 | 60 | 55 | 50 | 70 | 80 | 1:15 |
80 | 70 | 65 | 55 | 85 | 95 | 1:20 |
90 | 90 | 80 | 70 | 110 | 120 | 1:20 |
100 и более | 105 | 95 | 85 | 125 | 140 | 1:25 |
6.3.6 Полоса разгона после правого поворота
6.3.6.1 Полосы разгона следует применять:
- при применении полосы поворота направо с использованием треугольного направляющего островка и с примыканием к проезжей части пересекаемой дороги под углом менее 70° на дорогах всех категорий;
- при повороте с второстепенной дороги на дорогу категории I при интенсивности 50 и более приведенных автомобилей в сутки, съезжающих или въезжающих на дорогу;
- при повороте с второстепенной дороги на дорогу категорий II и III при интенсивности 200 и более приведенных автомобилей в сутки, съезжающих или въезжающих на дорогу.
6.3.6.2 Допускается не применять полосу разгона при наличии светофорного регулирования с организацией движения правоповоротного потока без конфликта с другими потоками автомобилей.
6.3.6.3 Следует применять две формы полосы разгона (см. рисунок 7):
- диагональная (клиновидная) полоса разгона - в виде отгона уширения на всем протяжении полосы;
- параллельная полоса разгона.
Рисунок 7 - Схема организации
полосы разгона для поворота направо
6.3.6.4 Отгон полосы разгона при применении диагональной формы - не более 1:30. Точные параметры полосы разгона определяют на основании расчета длины участка ускорения.
6.3.6.5 Длину полосы разгона следует принимать на основании длины участка разгона. Участок разгона заканчивается в точке отгона параллельной или клиновидной полос разгона, в которой ширина полосы разгона равна 3,0 м (см. рисунок 7). Длину участка разгона следует принимать по 6.2.7.
6.3.6.6 В случае устройства полосы разгона при примыкании съезда с двумя полосами движения или второстепенной дороги с односторонним движением и двумя полосами движения допускается применение только параллельной полосы разгона в соответствии с рисунком 7 в).