БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

6.2 Основные геометрические параметры пересечений и примыканий

 

6.2.1 Общие положения

6.2.1.1 Ширина полос движения для прямого движения должна соответствовать ширине полос на участке дороги на подходах к пересечению. Ширину полос для поворота на участках торможения, накопления очереди автомобилей и разгона, параллельных полосам прямого движения, определяют согласно требованиям ГОСТ 33475 и СП 34.13330 к ширине переходно-скоростных полос.

6.2.1.2 При наличии на подходе к пересечению обеих полос - для правого и левого поворотов - как правило, следует разносить точки начала отгона полос для правого и левого поворотов.

6.2.1.3 Длина полос для правого и левого поворотов должна позволять:

- движение по таким полосам при наличии очереди на смежной полосе прямого движения;

- размещение очереди (при наличии), длину которой не превышают в 95% случаев, на полосе для поворота без создания помех для прямого движения.

6.2.1.4 Дороги категории V на протяжении не менее 20 м от кромки пересекаемой дороги должны иметь две полосы движения, за исключением примыкания к дорогам с низкой интенсивностью движения.

6.2.1.5 При реконструкции и капитальном ремонте автомобильной дороги при невозможности размещения одновременно двух переходно-скоростных полос для правого и левого поворотов следует предусматривать в первую очередь полосу для левого поворота. При невозможности при капитальном ремонте устройства переходно-скоростных полос нормальной длины для правых поворотов допускаются переходно-скоростные полосы неполной длины или только отгоны полос. При капитальном ремонте при недостаточной площади полосы отвода полосы разгона допускается не устраивать.

6.2.2 Полосы движения на нерегулируемых пересечениях и примыканиях

6.2.2.1 На второстепенном направлении нерегулируемого пересечения или примыкания допускается устраивать только одну полосу для прямого движения (при наличии) и левого поворота. Устраивать полосу для поворота налево дополнительно к полосе прямого движения не допускается.

6.2.2.2 Дополнительную полосу для поворота направо на второстепенном направлении допускается устраивать, если возможно следующее:

- разнести места остановки на полосах движения достаточно далеко для обеспечения видимости за счет канализирования правого поворота [рисунок 3 а)];

- устроить переходно-скоростную полосу разгона для поворота направо [рисунки 3 б) и 3 в)].

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

Рисунок 3, лист 1 - Организация дополнительной полосы

для поворота направо на второстепенном направлении

 

 

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

в) Полоса поворота для поворота направо на второстепенном

направлении пересечения с полосой разгона

 

Рисунок 3, лист 2

 

6.2.3 Устройство дополнительных полос движения на регулируемом пересечении или примыкании

6.2.3.1 На регулируемом пересечении или примыкании число полос для прямого движения может быть больше, чем на перегоне дороги. Допускается организация необходимого числа полос для поворота налево и направо, а также при капитальном ремонте и реконструкции увеличивать число полос для прямого движения на одну полосу, если средняя интенсивность движения по полосе превышает 450 приведенных автомобилей в час. Если число полос для поворота налево или направо две и более, следует устраивать направляющие островки.

6.2.3.2 Дополнительные полосы для поворота на регулируемом пересечении или примыкании следует устраивать при интенсивности движения поворачивающих налево или направо более 100 приведенных автомобилей в час по каждому направлению.

6.2.4 Смещенные пересечения

6.2.4.1 Смещенные пересечения в одном уровне подразделяют на две основные группы (см. рисунок 4):

- левое смещенное пересечение в одном уровне;

- правое смещенное пересечение в одном уровне.

Смещенные пересечения могут иметь последовательное [рисунки 4 б), 4 в)] и параллельное расположение полос для поворота налево [рисунки 4 г), 4 д)].

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

а) Левое смещенное пересечение

 

Рисунок 4, лист 1 - Смещенные пересечения в одном уровне

 

 

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

б) Правое смещенное пересечение при отсутствии

центральной разделительной полосы с последовательным

расположением левоповоротных полос

 

 

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

в) Правое смещенное пересечение при наличии центральной

разделительной полосы с последовательным

расположением левоповоротных полос

 

 

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

г) Правое смещенное пересечение при отсутствии

центральной разделительной полосы с параллельным

расположением левоповоротных полос

 

 

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

д) Правое смещенное пересечение при наличии

центральной разделительной полосы с параллельным

расположением левоповоротных полос

 

Рисунок 4, лист 2

 

6.2.4.2 На смещенных пересечениях следует предусматривать искусственное освещение.

6.2.5 Длина участка торможения

6.2.5.1 Длину участка торможения вычисляют по формулам:

- полосы для поворота направо главного направления движения нерегулируемого пересечения Lтп

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (4)

 

где Vт - скорость автомобиля в момент начала торможения, принимается равной разрешенной скорости на автомобильной дороге V, км/ч;

Vо - скорость автомобиля в момент окончания торможения, принимается равной расчетной скорости поворота, км/ч;

a - расчетное ускорение замедления, м/с2;

- полосы для поворота налево главной дороги, полос для поворота направо и налево второстепенной дороги и регулируемого пересечения или примыкания со всех направлений Lтл

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (5)

 

6.2.5.2 Ускорения замедления на полосах для поворота следует принимать равными 2,4 м/с2, если иное не установлено настоящим стандартом.

6.2.5.3 Расчетную скорость движения при выполнении маневра поворот Vрасч, км/ч, допускается вычислять по формуле

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (6)

 

где R - радиус круговой кривой внутреннего края проезжей части полосы для поворота направо, м;

i - значение поперечного уклона проезжей части на участке кривой, в виде десятичной дроби;

f - коэффициент поперечного сцепления колес автомобиля с проезжей частью (в долях единицы, допускается принимать по таблице 9).

6.2.5.4 Длину участка торможения допускается принимать по таблице 4.

 

Таблица 4

 

Длина участка торможения

 

Разрешенная скорость движения на главной дороге, км/ ч

Длина участка торможения, м, при расчетной скорости на участке кривой поворота, км/ч

0

20

30

40

50

60

70

при разрешенной скорости на участке кривой поворота, км/ч

0

10

20

30

40

50

60

60

58

51

43

32

18

-

-

70

79

72

64

53

38

21

-

80

103

96

88

77

63

45

24

90

130

123

115

104

90

72

51

 

6.2.5.5 На участках спуска или подъема требуется изменение длины участка торможения в соответствии с таблицей 5.

 

Таблица 5

 

Коэффициенты поправки для участков дорог с уклоном более ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

Уклон

Коэффициент поправки к значениям длин

Подъем

Спуск

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

0,9

1,2

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

0,8

1,35

 

6.2.6 Длина участка накопления

6.2.6.1 Длину участка накопления определяют длиной очереди, рассчитываемой на основании перспективной интенсивности и состава движения. Длина участка накопления должна быть не менее длины очереди, не превышаемой в 95% случаев, а при отсутствии очередей - не менее 20 м.

6.2.6.2 Длину очереди допускается рассчитывать по методике, приведенной в приложении В.

6.2.7 Длина участка разгона

6.2.7.1 Для расчета длины участка ускорения принимают следующее:

- начало ускорения проводят в точке выхода автомобиля из кривой правого поворота со скоростью потока правого поворота, на 10 км/ч менее расчетной, которая может быть определена согласно 6.2.5.3;

- значение ускорения в зависимости от скорости автомобиля - 1,3 м/с2 - для скорости до 50 км/ч, 1,0 м/с2 - для скорости от 50 до 90 км/ч;

- вливание автомобиля в основной поток осуществляют на скорости на 10 км/ч менее разрешенной скорости (ограничения скорости) основной дороги.

6.2.7.2 Допускается принимать минимальную длину участков разгона и маневрирования по таблице 6.

 

Таблица 6

 

Минимальная длина участков разгона и маневрирования

для полос правого и левого поворотов для участков дорог

с продольным уклоном менее ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

Разрешенная скорость движения на главной дороге, км/ч

Скорость автомобиля в момент начала вливания в поток, км/ч

Длина участка разгона, м, при расчетной скорости на участке кривой поворота, км/ч

Длина участка маневрирования (время совершения перестроения 3,0 с), м

Отгон параллельной полосы разгона

20

30

40

50

60

70

при разрешенной скорости на участке кривой поворота, км/ч

10

20

30

40

50

60

60

50

71

62

47

27

-

-

42

1:20

70

60

104

95

80

59

42

-

50

1:20

80

70

142

133

118

98

92

50

58

1:20

90

80

186

178

163

142

150

108

67

1:30

 

6.2.7.3 При значении продольного уклона участка более ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования длину участка разгона следует откорректировать согласно таблице 7.

 

Таблица 7

 

Коэффициенты поправки для участков дорог

с уклоном более ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования для таблицы 6

 

Расчетная скорость движения по дороге, км/ч

Коэффициент поправки при расчетной скорости кривой поворота, км/ч

20 - 30

40 - 50

60 - 70

Любая скорость

Подъем

Спуск

Уклон ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

80 - 90

1,3

1,4

1,4

0,65

100 - 110

1,4

1,5

1,5

0,60

Уклон ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

80 - 90

1,5

1,7

1,9

0,55

100 - 110

1,7

1,9

2,2

0,50

 

6.2.8 Ширина полос движения для поворота

6.2.8.1 Значения уширения проезжей части на кривых в плане съездов полос для поворота следует принимать не менее установленных ГОСТ 33475 и СП 34.13330.

6.2.8.2 Ширину полосы движения на съездах в составе полос для правого и левого поворотов следует принимать по таблице 8. Для промежуточных значений допускается принимать ширину полосы по интерполяции. Если на однополосном съезде ширина проезжей части согласно 6.2.8.1 более, чем по таблице 8 с учетом 6.2.8.3 и 6.2.8.4, следует нанести разметку или выполнить покрытие краевых полос, отличающихся по цвету и фактуре, ограничив ширину, используемую для движения (см. рисунок 5).

 

Таблица 8

 

Ширина полосы движения на съездах

 

Радиус внутреннего края полосы движения, м

Ширина полосы, м, для вариантов функционирования поворотного съезда

Однополосный поворотный съезд без возможности объезда остановившегося автомобиля

Однополосный поворотный съезд с возможностью объезда остановившегося автомобиля

Двухполосный съезд

левая полоса

правая полоса

Тип расчетного автомобиля

А20

А20

Л

А20

15

6,00

7,00

5,00

6,00

25

5,50

6,50

4,70

5,50

30

5,40

6,40

4,50

5,40

40

5,20

6,20

4,20

5,20

50

5,10

6,00

4,10

5,10

60

5,00

5,70

4,00

5,00

150 и более

4,50

5,10

3,90

4,50

 

ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

 

1 - бортовой камень; 2 - обочина; 3 - специальное мощеное

покрытие; 4 - разметка белого цвета шириной 0,15 м;

5 - трехцентричный поворот: радиусы, зависящие

от траектории движения расчетного автомобиля

(тип 1 или тип 2) с учетом бокового зазора безопасности

0,6 м; 6 - ширина съезда, зависящая от траектории движения

грузового расчетного автомобиля при правом повороте

 

Рисунок 5 - Пример планировочного решения полосы

для поворота направо с ограничением ширины полосы движения

 

6.2.8.3 При установке бортового камня по кромкам проезжей части следует устраивать краевую полосу шириной не менее 0,5 м с каждой стороны, на которой установлен бортовой камень.

6.2.8.4 Ширину укрепленной полосы обочин поворотных съездов без бортового камня следует принимать 0,75 м для дорог категорий I, II и 0,5 м - для дорог других категорий.

6.2.9 Геометрические параметры сопряжения дорог на пересечениях и примыканиях

6.2.9.1 При проектировании геометрических параметров края проезжей части для сопряжения дорог на пересечениях и примыканиях следует учитывать:

- состав движения - радиус поворота должен соответствовать параметрам поворота расчетного автомобиля. Максимально длинный автомобиль может частично занимать часть второй полосы движения от края проезжей части, если доля таких автомобилей в потоке менее 3%, за исключением случая выезда на полосу встречного движения на всех дорогах, кроме второстепенных дорог категории V и с низкой интенсивностью движения;

- направление поворотного движения - как правило, следует применять кривые большего радиуса для поворотного движения с главной дороги на второстепенную и кривые меньшего радиуса - со второстепенного направления на главную дорогу.

6.2.9.2 Основными формами края проезжей части являются:

- круговая кривая единого радиуса;

- круговая кривая единого радиуса, вписанная между двумя отгонами уширения;

- составная круговая кривая из трех кривых - коробовая кривая;

- круговая кривая единого радиуса, вписанная между двумя переходными кривыми.

6.2.9.3 Минимальный радиус кривой определяют на основании траектории движения расчетного автомобиля, при котором он в состоянии завершить маневр поворота без выезда на часть второй полосы движения от края проезжей части дороги, на которую он поворачивает. В момент выполнения маневра минимальное расстояние между транспортным средством и краем проезжей части должно составлять не менее 0,2 м.

6.2.9.4 Минимальный радиус круговой кривой единого радиуса при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий в одном уровне принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит поворот направо:

- не менее 25 м - для категорий I, II;

- 20 м - для категории III;

- 15 м - для категорий IV, V.

При расчете на регулярное движение автопоездов (более 25% в составе потока) радиусы кривых на съездах следует увеличивать до 30 м.

На основании 6.2.9.3 радиусы сопряжений допускается уменьшать:

- на пересечениях и примыканиях с дорогами низкой интенсивности движения, примыканиях дорог необщего пользования, полевых и лесных дорог - до 12 м;

- на примыканиях частных проездов и съездов к отдельным усадьбам (участкам для индивидуального жилищного строительства) - до 6 м.

6.2.9.5 На регулируемых пересечениях без пешеходных переходов рекомендуется увеличить радиус кривой при угле 90° до 25 м на дорогах всех категорий.

6.2.9.6 Минимальные радиусы круговых кривых при использовании поворотного съезда, отделенного направляющим треугольным островком, следует принимать по таблице 9.

 

Таблица 9

 

Минимальные радиусы круговых кривых

при использовании поворотного съезда

 

Расчетная скорость поворота, км/ч

Коэффициент поперечного сцепления

Минимальный поперечный уклон на вираже

Минимальный радиус круговой кривой, м

20

0,27

0,02

15

30

0,27

0,02

25

40

0,23

0,03

50

50

0,20

0,04

85

60

0,17

0,05

130

70

0,16

0,06

175

 

6.2.9.7 Минимальные радиусы края проезжей части круговой кривой единого радиуса, вписанной между двумя отгонами уширения, и симметричной коробовой кривой допускается принимать по таблице 10.

 

Таблица 10

 

Минимальные радиусы края проезжей части

 

Угол поворота, град

Тип расчетного автомобиля

Кривая, вписанная между отгонами уширения

Симметричная коробовая кривая

Радиус, м

Максимальный угол отгона

Максимальное уширение за счет отгона, м

Радиус, м

Смещение центральной кривой в максимальной точке, м

75

А

13,5

1:10

0,6

40 - 14 - 40

0,6

 

А20

20,0

1:15

0,9

45 - 15 - 45

1,8

90

А

12,0

1:10

0,6

40 - 12 - 40

0,6

 

А20

18,0

1:15

1,2

55 - 12 - 55

1,8

105

А

11,0

1:10

0,9

30 - 10 - 30

1,0

 

А20

17,0

1:15

1,2

55 - 14 - 55

2,4

 

6.2.9.8 Несимметричная коробовая кривая из трех частей включает в себя круговые кривые со следующими соотношениями радиусов

 

RВХ:RСР:RВЫХ = 2:1:3,

 

где RВХ - радиус первой по ходу движения кривой, м;

RСР - радиус основной кривой, м;

RВЫХ - радиус завершающей закругление по ходу движения кривой, м.

Минимальный радиус основной кривой для дорог категорий I, II - не менее 15 м; для дорог категории V и дорог с низкой интенсивностью движения, на которых в качестве типа расчетного автомобиля могут быть приняты Г, А или Л - не менее 10 м; для дорог всех иных категорий - не менее 12 м.

6.2.9.9 При этом центральный угол первого радиуса RВХ и последнего радиуса RВЫХ, по ходу движения вне зависимости от общего угла изменения направления края проезжей части, остаются всегда неизменными (ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования и ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования).

6.2.9.10 Примеры построения различных типов закругления приведены в приложении Г.

TOC