БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 50992-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний

7 Методы испытаний

 

7.1 Объект испытаний и техническая документация

7.1.1 Объектами испытаний являются репрезентативные ТС, отобранные ИЛ в соответствии с 7.1.4 и 7.1.5.

Для ТС климатического исполнения У* с установленным нижним пределом рабочих и/или предельных рабочих температур минус 15 °C и выше, климатические испытания в отношении требований настоящего стандарта являются факультативными, а с установленным нижним пределом данных температур, не превышающим минус 40 °C - проводятся только в объеме ГОСТ 30593.

Для ТС, находящихся в эксплуатации (прошедших государственную регистрацию в установленном порядке), внесение изменений в конструкцию которых для обеспечения их соответствия условиям размещения проведено по схеме последующего дооборудования согласно 6.2, объем испытаний устанавливается ИЛ, аккредитованной в установленном порядке на право проведения испытаний ТС для соответствующей территории размещения.

7.1.2 Объект испытаний должен быть в технически исправном состоянии. Применяемое топливо, смазочные материалы и рабочие жидкости должны соответствовать предписаниям РЭ <1>.

--------------------------------

<1> По согласованию с изготовителем при определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности ТС допускается использование топлива розничной сети в районах проведения испытаний.

 

7.1.3 При проведении испытаний вместе с объектом испытаний заявителем предоставляются:

- РЭ, содержащее информацию об особенностях эксплуатации ТС в зимний период;

- общее техническое описание ТС, оформленное в соответствии с действующими техническими регламентами, распространяющимися на колесные транспортные средства;

- ТЗ или ТУ;

- перечень компонентов, применяемых в качестве дооборудования ТС для обеспечения работоспособности в условиях низких температур, их чертежи, схемы и инструкции по установке на ТС;

- координаты нормативных зон А и Б ветрового стекла и зон нормативного поля обзора П через стекла боковых окон в виде, обеспечивающем возможность их нанесения на соответствующие стекла без применения специального оборудования (например, чертежи окон на бумажном носителе (кальке) в натуральную величину с нанесенными соответствующими зонами, границы которых могут быть перенесены на стекла). Допускается предварительное (на базе изготовителя или ИЛ, имеющих соответствующее оборудование) нанесение указанных зон на стекла соответствующих окон ТС способом, исключающим стирание или смывание контуров их границ в процессе испытаний;

- документы, подтверждающие соответствие дополнительных компонентов (стекла, отопители, топливные баки, утеплительные материалы и т.п.) предъявляемым требованиям (сообщения об официальном утверждении, действующие сертификаты соответствия; в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, допускается представление деклараций о соответствии);

- РЭ на АБ и/или информация о диапазоне рабочих температур АБ;

- прочая документация (при наличии), которая может быть использована в качестве доказательной базы, подтверждающей обеспечение работоспособности ТС в условиях низких температур (результаты испытаний, экспертизы документации, расчетов, в т.ч. проведенных самостоятельно).

7.1.4 В случае заявления на оценку соответствия нескольких ТС, относящихся к одному типу, объект (объекты) испытаний выбирается (выбираются) ИЛ на основе анализа представленной ТД (технических описаний).

7.1.5 Если в соответствии с техническим описанием объект испытаний может изготавливаться в нескольких комплектациях с дополнительным оборудованием (в различных вариантах исполнения), в т.ч. если часть дополнительных компонентов применяется опционально, то комплектация объекта испытаний или количество объектов в различной комплектации определяется ИЛ.

7.1.6 Перед проведением испытаний проводится оценка соответствия ТС представленному техническому описанию (идентификация). В случае несоответствия объекта испытаний техническому описанию указанный объект к дальнейшим испытаниям не допускается.

7.2 Место проведения испытаний

7.2.1 Климатические испытания проводятся на базе ИЛ (и/или их КОП), аккредитованных на право проведения испытаний на соответствие требованиям настоящего стандарта в установленном порядке и территориально расположенных в соответствии с условиями таблицы 4. Данное положение не относится к месту проведения испытаний по определению оценочных показателей по ГОСТ 30593, нормативные значения которых установлены для повышенных температур внешней среды (вентиляция, кондиционирование). Для ТС исполнения ХЛ и УХЛ по решению ИЛ, проводящей испытания, также допускается принимать в зачет таких испытаний результаты испытаний ТС в базовом исполнении, если их конструктивные отличия не оказывают существенного влияния на определяемые оценочные показатели.

 

Таблица 4

 

Территориальное расположение ИЛ или их КОП

для проведения зимних климатических испытаний ТС

в зависимости от их климатических исполнений

 

Климатическое исполнение ТС

Территориальное расположение ИЛ или ее КОП, проводящих испытания

ХЛ и УХЛ

Климатический район I1, в радиусе до 300 км от пункта с экстремальными климатическими условиями

УХЛ

Климатический район I2, в радиусе до 50 км от пункта с экстремальными климатическими условиями, или климатический район I1

У и УТ

Климатический район I4, в радиусе до 100 км от пункта с экстремальными климатическими условиями, или климатический район I2

У*

Любой климатический район, обеспечивающий требуемые климатические условия для оценки ТС в соответствии с установленным изготовителем диапазоном рабочих температур и значений предельных рабочих температур

Примечания

1 В случае возможности проведения испытаний на базе различных ИЛ, рекомендуется выбирать ИЛ (или КОП), территориально расположенную наиболее близко к предполагаемому (планируемому) району размещения ТС.

2 Для ТС климатического исполнения У, У*, УТ во всех случаях допускается проведение испытаний на базе ИЛ (или их КОП) на территориях климатических районов I1 и I2.

 

7.2.2 По согласованию с ИЛ отдельные этапы испытаний могут быть проведены в искусственно создаваемых условиях (климатических камерах).

Испытания по определению оценочных показателей, при которых предъявляются особые требования к условиям испытаний (стабильность параметров воздушного потока, стабильность и продолжительность поддерживаемых температур и т.п.), проводятся только в искусственно создаваемых условиях (климатических камерах), аттестованных в установленном порядке.

7.3 Атмосферные (климатические) условия испытаний

7.3.1 Испытания по оценке общей работоспособности ТС проводятся в натурных условиях места проведения испытаний, в диапазоне температур внешней среды от минус 30 °C (для ТС исполнения УХЛ и ХЛ) и от минус 20 °C (для ТС других климатических исполнений) и до установленных для них нижних значений предельных рабочих температур. Параметры других климатических факторов (скорость ветра, относительная влажность воздуха, интенсивность солнечной радиации) для данного вида испытаний не нормируются. Испытания в условиях, отличных от заданных, допускаются по решению ИЛ и согласованию с изготовителем ТС, и приостанавливаются при возникновении дорожно-климатических условий, недопустимых для испытуемого типа ТС (например, по условиям проходимости), или при которых не может быть обеспечен надлежащий уровень безопасности проведения работ (обильный снегопад, гололед, полная потеря видимости и т.п.). Решение о приостановке испытаний принимает ИЛ.

7.3.2 Испытания по оценке эксплуатационных показателей проводятся в условиях, приведенных в 7.6 и 7.7 для соответствующего вида испытаний.

7.3.3 Испытания ТС в отношении эффективности и безопасности СНК проводятся в условиях и в соответствии с методами, установленными ГОСТ 30593.

7.4 Метрологическое обеспечение испытаний

7.4.1 Используемое при испытаниях испытательное оборудование должно быть аттестовано в установленном порядке и иметь действующие сроки аттестата.

7.4.2 Средства измерений, используемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены (иметь свидетельство о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе с действующим сроком поверки на период проведения испытаний).

7.4.3 Погрешность средств измерений не должна превышать значения, допустимые методическими документами на проведение испытаний в отношении отдельных свойств.

7.4.4 При отсутствии требований к средствам измерений в методических документах, указанных в 7.4.3, допустимая погрешность средств измерений не должна превышать:

а) при измерении температуры - +/- 0,5 °C;

б) при измерении времени - +/- 5 с;

в) при измерении скорости (подвижности) воздуха v:

1) до 1,0 м/с - +/- (0,05 + 0,05·v) м/с;

2) свыше 1,0 м/с - +/- (0,1 + 0,05·v) м/с;

г) при измерении расхода воздуха V м3/ч - +/- (5,0 + 0,5·V)%;

д) при измерении относительной влажности - +/- 5%;

е) при измерении линейных размеров:

1) до 500 мм включ. - по ГОСТ 8.549;

2) св. 500 до 10000 мм включ. - +/- 8 мм;

3) св. 10000 до 20000 мм включ. - +/- 20 мм;

ж) при измерении скорости движения ТС: (vТС) - +/- (0,50 + 0,05·vТС) м/с.

7.5 Нагрузка объекта испытаний

Нагрузка объекта испытаний в общем случае частичная (водитель, оператор, измерительная аппаратура), если иное не указано в приложении В. При определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности - не менее 1500 км пробега должны осуществляться с полной нагрузкой. По решению ИЛ и согласованию с изготовителем допускается участие объекта испытаний в транспортных перевозках, в т.ч. в режиме подконтрольной эксплуатации, на маршрутах, относящихся к типовым маршрутам перевозок соответствующего района размещения и входящих в перечень типовых маршрутов ИЛ.

7.6 Объем пробеговых испытаний и режимы движения

7.6.1 Скорость и режимы движения при определении отдельных оценочных показателей должны соответствовать требованиям таблицы 5 для соответствующих видов испытаний при наличии таких требований.

 

Таблица 5

 

Методы оценки соответствия ТС требованиям

климатической безопасности (методы испытаний)

 

Объект регламентации

Оцениваемый показатель (свойство)

Методы испытаний

1 Транспортное средство в целом

Общая работоспособность и эксплуатационная безопасность при внешних температурах в диапазоне рабочих и предельных рабочих температур

В процессе пробеговых испытаний

Наличие информации в РЭ (в дополнение к РЭ) об особенностях эксплуатации ТС в зимний период

Экспертиза ТД

Оснащение медицинской аптечкой со средствами от обморожения кожного покрова

Проверка комплектности. Экспертная оценка

Окраска в цвета, контрастные к белому

Экспертная оценка по ГОСТ 12.4.026

2 Тормозные системы

Оснащение устройствами, предотвращающими попадание в пневматическую тормозную систему (пневматическую часть пневмогидравлической тормозной системы) влаги и масла из компрессора и замерзание в ней конденсата

Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях

3 Двигатель. Система пуска

Оснащение средствами утепления и облегчения пуска; возможность установки средств предпускового подогрева; время подготовки холодного двигателя к принятию нагрузки

1 Экспертная оценка конструкции (в отношении комплектации)

2 Пуск двигателя в соответствии с РЭ при (75 +/- 3)% заряженности АБ при нижних значениях рабочих температур внешней среды, установленных для соответствующего типа ТС

4 Система питания

Возможность забора воздуха в двигатель из верхней зоны

Экспертная оценка конструкции

Достаточность запаса топлива для пробега не менее чем на 600 км

Расчет по среднему эксплуатационному расходу в процессе пробеговых испытаний

Наличие и достаточность средств, обеспечивающих работу двигателя при температуре топлива в топливном баке ниже температуры помутнения

Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях

Работоспособность двигателя без ограничения крутящего момента при температурах внешней среды ниже предела работоспособности системы снижения токсичности

Экспертиза ТД. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях

5 Система выпуска

Направление выпуска отработавших газов

Экспертная оценка конструкции

6 Обитаемое помещение (кабина, салон, отделение для перевозки людей)

Эффективность теплоизоляции кабины/кузова (коэффициент теплопередачи)

Определение коэффициента теплопередачи методом внутреннего нагрева (приложение В)

Эффективность системы отопления

В соответствии с ГОСТ 30593

Обеспечение защиты остекления от обмерзания

Сопоставление контуров нормативной зоны В нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 с контурами очищаемых зон ветрового стекла и стекол боковых окон, с последующим расчетом % очищаемой площади;

в различных режимах движения при пробеговых испытаниях.

Для боковых открывающихся окон - возможность их открывания

Экспертная оценка при пробеговых испытаниях

Наличие салонного пылевого фильтра

Экспертная оценка конструкции

Комплектация устройством обогрева подушки сиденья

Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях

Оснащение системой кондиционирования

В соответствии с ГОСТ 30593 с учетом требований 7.2.1 настоящего стандарта

Наличие резервной (аварийной) системы отопления

В соответствии с ГОСТ 30593

 

Наличие места (полок, отделений) для утепленной верхней одежды и обуви водителя (экипажа) и предметов первой необходимости

Экспертная оценка конструкции, оценка удобства и достаточности при пробеговых испытаниях

Конструкция ограждений рабочего места (кабины) водителя

Экспертная оценка конструкции

7 Электрооборудование, освещение, сигнализация

Обеспечение подзаряда АБ в режиме движения "зима-ночь-шоссе-туман"

Контроль заряда и состояния АБ при пробеговых испытаниях (см. 7.6) в соответствии с РЭ на АБ

Достаточность средств для обеспечения теплового режима АБ в соответствии с РЭ на АБ

Экспертиза ТД и конструкции; контроль температурного режима АБ при пробеговых испытаниях

Оснащение дополнительными средствами освещения и световой сигнализации

Экспертиза конструкции с учетом положений приложения Б, проверка и оценка работоспособности при пробеговых испытаниях.

Наличие дополнительного звукового сигнала или звукового сигнала повышенной мощности

Экспертиза ТД и конструкции

8 Трансмиссия

Оснащение механизмами блокировки (или устройствами аналогичного действия) дифференциалов главных передач ведущих неуправляемых мостов

Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях

9 Эвакопригодность

Оснащение передним сцепным устройством (возможность установки без подготовительных операций)

Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях

10 Удобство обслуживания (ежедневное обслуживание, мелкий ремонт в дороге)

Удобство и безопасность доступа к подкапотному пространству и обслуживания двигателя

Экспертиза конструкции. Оценка удобства пользования при обслуживании ТС в процессе пробеговых испытаний

11 Дополнительная комплектация

Наличие и достаточность мест для размещения шанцевого инструмента, противооткатных упоров, цепей противоскольжения, троса, емкостей для резервного запаса технических жидкостей и т.п., надежность фиксирующих устройств

Экспертиза конструкции. Оценка достаточности, надежности фиксирующих устройств и удобства пользования в процессе пробеговых испытаний

 

7.6.2 При определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности - скорость движения должна быть максимально допустимая согласно РЭ для конкретных дорожных условий с учетом положений 7.6.4; для ТС с ручным управлением КП выбирают наивысшую передачу, допускающую в соответствии с РЭ заданный режим движения; для ТС с автоматическим управлением КП выбирают автоматический режим движения, если иное не регламентировано РЭ для заданного режима движения.

7.6.3 Объем пробеговых испытаний для оценки общей работоспособности ТС должен составлять не менее 8000 км с распределением пробега по видам дорог в соответствии с дорожными условиями типовых маршрутов перевозок района размещения. Пробег ТС до места проведения испытаний и обратно по решению ИЛ может быть засчитан в объем испытаний, если он выполнен в условиях, соответствующих 7.3.1.

7.6.4 Во всех случаях скорость и режимы движения должны соответствовать требованиям ПДД, отвечать условиям безопасного движения и проведения работ в соответствующих дорожно-климатических условиях.

7.7 Методы испытаний

7.7.1 Оценка соответствия ТС требованиям настоящего стандарта проводится в объеме и в соответствии с положениями таблицы 5.

7.7.2 Оценку общей работоспособности и эксплуатационной безопасности ТС рекомендуется проводить в сравнении с ТС аналогичного типа, находящихся в эксплуатации и оцениваемых потребителями как наиболее приспособленные для выполнения аналогичных функций в условиях территории размещения ТС.

7.8 Оформление результатов испытаний

7.8.1 В процессе испытаний оформляют следующую документацию:

- рабочие (ежедневные) протоколы, содержащие сведения о дорожно-климатических условиях (температура воздуха, наличие осадков, тип и состояние дорожного полотна, маршрут движения и т.п.) и о состоянии объекта испытаний (способ, время пуска двигателя, объем пробега по видам дорог, нагрузка, сведения о заправках и замечаниях в процессе обслуживания и работы и т.п.);

- акты технической экспертизы при нарушении работоспособности объекта и замены (ремонта) неисправных компонентов (при необходимости);

- протоколы испытаний в отношении оценки отдельных показателей, установленных в разделе 6.

Рабочие (ежедневные) протоколы, акты и протоколы испытаний в отношении оценки отдельных показателей оформляют по формам, принятым в ИЛ, проводящей испытания.

7.8.2 По результатам испытаний оформляют протокол климатических испытаний по ГОСТ 33557.