ГОСТ Р 50992-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний
6 Технические требования
6.1 Все ТС, в зависимости от их категорий и территории размещения, должны соответствовать техническим требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Технические требования к ТС в зависимости от категории,
климатического исполнения и территории размещения
Объект регламентации | Категория ТС | Технические требования | Обязательность выполнения требования для ТС климатического исполнения | |||
ХЛ | УХЛ | У | УТ | |||
1 ТС в целом | M, N | Общая работоспособность и эксплуатационная безопасность при внешних температурах в диапазоне рабочих/предельных рабочих температур | + | + | + | + |
Наличие информации в РЭ (в дополнении к РЭ) об особенностях эксплуатации ТС в зимний период | + | + | + | р | ||
Оснащение медицинской аптечкой со средствами от обморожения кожного покрова | + | + | - | р | ||
M2, M3, N2, N3 | Окраска в цвета, контрастные к белому по ГОСТ 12.4.026 | + | з | - | з | |
2 Тормозные системы | M, N | Оснащение устройствами, предотвращающими попадание в пневматическую тормозную систему (пневматическую часть пневмогидравлической тормозной системы) влаги и масла из компрессора и замерзание в ней конденсата (например, осушителем воздуха с подогревом зоны сбора конденсата и клапана его сброса) | + | + | р/з | р/з |
3 Двигатель. Система пуска | M, N | Оснащение средствами утепления и облегчения пуска; возможность установки средств предпускового подогрева, обеспечивающего подготовку холодного двигателя к принятию нагрузки не более чем за 45 мин (для ТС исполнений УХЛ и ХЛ), и не более, чем за 35 мин (для ТС исполнений У и УТ) при нижних значениях рабочих температур внешней среды, установленных для соответствующего типа ТС | + | + | р | + |
4 Система питания | M2, M3, N2, N3 | Возможность забора воздуха в двигатель из верхней зоны (не ниже уровня крыши кабины) - для ТС с воздухозаборником сзади кабины, и ТС с задним расположением двигателя | + | р | - | р |
N3 | Топливные баки повышенной емкости (запас не менее чем на 600 км по среднему эксплуатационному расходу) | + | р/з | з | з | |
M, N (с дизельными двигателями) | Наличие средств, обеспечивающих работу двигателя при температуре топлива в топливном баке ниже температуры помутнения (утепление, подогрев компонентов топливной системы, подогрев топлива в баке, обратного слива топлива подогрева топлива в баке и т.п.) | + | + | з | + | |
M3, N3 (с дизельными двигателями) | Должна обеспечиваться работа двигателя без ограничения крутящего момента при температурах внешней среды ниже предела работоспособности системы снижения токсичности, установленного согласно РЭ | + | + | + | + | |
5 Система выпуска | M3, N2, N3 | Направление выпуска отработавших газов вправо или вверх для ТС категории N3; для ТС категорий N2 и M3 не допускается выпуск на левую сторону | + | - | - | - |
6 Обитаемое помещение (кабина, салон, отделение для перевозки людей) | M2, M3, N2 <*>, N3 | Повышенная теплоизоляция кабины/кузова (коэффициент теплопередачи не выше 2,5 Вт/м2 °C) | + | + | - | р |
M, N | Эффективность системы отопления по ГОСТ 30593 | + | + | + | + | |
M, N | Обеспечение защиты остекления от обмерзания: - ветрового стекла - нормативной зоны В и фронтального сектора нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 - на 100% площади; - боковых окон - слева и справа от рабочего места водителя - не менее 80% площади остекления. Если боковые окна в нормативном поле обзора П по ГОСТ 33988 выполнены открывающимися (с опускающимися/откидывающимися/сдвижными/поворотными стеклами), то устройства, обеспечивающие защиту стекол таких окон от обмерзания (например, фрагменты накладных стекол, дополнительные уплотнители и/или фиксаторы, пленка и т.п.) не должны препятствовать по меньшей мере их частичному открыванию. Очистка стекол бокового сектора нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 на 100% площади для неоткрывающихся окон, и на не менее, чем 80% площади для открывающихся окон, является обязательной. Допускается применение устройств непрямого обзора | + | + | + | + | |
|
| Наличие салонного пылевого фильтра | + | + | + | + |
Оснащение устройством электрообогрева подушки сиденья (или устройством аналогичного действия): |
|
|
|
| ||
M1 | - сиденья водителя, переднего правого пассажира и пассажиров второго ряда сидений - заднего правого и заднего левого | + | + | з | р/з | |
M2, M3 | - сиденья водителя | + | + | з | з | |
N | - сиденья водителя и переднего правого пассажира | |||||
M, N | Оснащение системой кондиционирования | Требования ГОСТ 30593 | ||||
M2, M3, N2, N3 | Наличие резервной (аварийной) системы отопления по ГОСТ 30593 | + | + | - | р/з | |
Наличие места (полок, отделений) для утепленной верхней одежды и обуви водителя (экипажа) и предметов первой необходимости (медицинская аптечка, термос, емкость для воды, фонарь, средство для ремонта шин, в том числе бескамерных, набор часто используемых инструментов, запас масла для двигателя и т.п.) | + | р/з | - | р/з | ||
M2 (класс А) M3 (классы I и II) | Ограждения рабочего места водителя (кабина закрытого типа). Для ТС категории M3 класса II допускается кабина полузакрытого типа | + | + | з | р/з | |
7 Электрооборудование, освещение, сигнализация | M, N | Обеспечение подзаряда АБ в режиме движения "зима-ночь-шоссе-туман" | + | + | - | - |
M2, M3, N2, N3 | Дополнительные средства для обеспечения теплового режима АБ в соответствии с РЭ на АБ (утепление, подогрев аккумуляторного отсека, применение АБ специальных типов, сохраняющих работоспособность при низких температурах, АБ с электроподогревом и т.п.) | + | + | - | - | |
M1 (специальные), N1 (специальные), N2 (специальные), N3, M2G, M3G | Наличие фары-искателя, управляемого из кабины | + | з | - | - | |
M2, M3 (классы B, II и III) | Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего света, передними противотуманными фарами, двумя дополнительными задними |
+ |
р/з |
з |
з | |
M2, M3 (классы B, II и III) | Указателями поворота, одним стоп-сигналом (категории S3 или S4), двумя дополнительными стоп-сигналами (категории S1 или S2), двумя дополнительными задними габаритными огнями - в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04) | |||||
| N3 | Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего света, передними противотуманными фарами, двумя дополнительными задними указателями поворота, двумя дополнительными задними габаритными огнями - в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04). Обязательная установка задних опознавательных знаков в соответствии с Правилами [3] | + | р/з | з | з |
O4 | Оснащение двумя дополнительными задними габаритными огнями в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04) Обязательная установка задних опознавательных знаков в соответствии с Правилами [3] | + | р/з | з | з | |
M1, N1, N2 | Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего света в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04) | р/з | р/з | з | з | |
Оснащение передними противотуманными фарами в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04) | + | + | р | р | ||
M3 (класс III), N3 | Установка дополнительного звукового сигнала или звукового сигнала повышенной мощности с параметрами, установленными в пункте 4 таблицы Б.1 (приложение Б) | + | з | - | - | |
8 Трансмиссия | M2 и M3 | Оснащение механизмами принудительной блокировки (или устройствами аналогичного действия) дифференциалов главных передач ведущих неуправляемых мостов. | з | з | - | - |
N2 и N3 | Конструкция механизмов блокировки и их приводов должна исключать возможность непреднамеренной полной блокировки дифференциала (например, при неисправности систем пневмо- или электрооборудования, питающих или управляющих цепей и т.п.) | + | + | з | з | |
9 Эвакопригодность | M2, M3, N2, N3 | Оснащение передним сцепным устройством или возможность его установки без дополнительных подготовительных операций (например, без демонтажа переднего бампера) для буксировки (эвакуации) ТС без водителя на жесткой сцепке | + | з | - | з |
10 Удобство обслуживания (ежедневное обслуживание, мелкий ремонт в дороге) | M2, M3, N2, N3 | Возможность проверки/дозаправки уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе без подъема кабины (для ТС с кабиной над двигателем). Обеспечение безопасного доступа к подкапотному пространству (наличие опор для ног (ступенек), площадки перед капотом (как пример - широкий бампер) (для капотных ТС) | + | + | - | - |
11 Дополнительная комплектация | M2, M3, N2, N3 | Наличие мест для размещения шанцевого инструмента, противооткатных упоров, цепей противоскольжения, троса, емкостей для резервного запаса технических жидкостей и т.п. | + | з | з | з |
<*> Требование является факультативным для ТС с технически допустимой максимальной массой, не превышающей 7,5 т.
Примечание - Обозначение "+" - требование обязательно; "-" - требование не применяется; "р" - требование рекомендуемое; "з" - требование выполняется по заказу. При этом конструкция соответствующих систем, агрегатов, узлов и т.п., и/или существующая номенклатура применяемых компонентов должны обеспечивать такую возможность. |
6.2 В случае невозможности (или нецелесообразности по экономическим, организационным или иным причинам) изготовления ТС в климатическом исполнении ХЛ или УХЛ для соответствующих территорий размещения (см. таблицу 1), допускается поставка в указанные районы размещения ТС в серийном исполнении (или в неполной комплектации для исполнения ХЛ или УХЛ) при условии их последующего дооборудования на базе территориальных авторизованных (дилерских) центров по документации (рекомендациям) изготовителя при выполнении требований таблицы 3 и следующих условий:
- обязательное применение сертифицированных компонентов (безопасных стекол, отопителей, топливных баков, утеплительных материалов);
- предъявление особого внимания к объему, методам и качеству внесения изменений в конструкцию пассажирского подвижного состава (не должны загромождаться проходы, должны сохраняться доступы к аварийным выходам и возможность их беспрепятственного использования в аварийных ситуациях; должна предусматриваться обязательная комплектация аварийной/резервной системой отопления).
Таблица 3
Классификация основных конструктивных изменений
при доработке конструкции ТС в базовом исполнении
по условиям их размещения на территориях климатических
районов I1, I2 и допустимость их реализации
Наименование (тип) основных изменений конструкции | Возможность применения изменений в конструкции |
1 Небезопасные изменения (применение стекол без знаков официального утверждения по Правилам [7], утеплителей моторного отделения, адсорбирующих масло и топливо), для которых есть более безопасная альтернатива | Не допускаются во всех случаях |
2 Небезопасные изменения, которые не обоснованы спецификой условий эксплуатации (применение дополнительных топливных баков необоснованно большой емкости) | Не допускаются во всех случаях |
3 Изменения, снижающие общую безопасность конструкции ТС (загромождение проходов, нарушение работоспособности аварийных выходов в салонах автобусов) | Не допускаются во всех случаях |
4 Изменения, влияющие на оценочные показатели. Подтверждение соответствия после их внесения требует специальных испытаний [установка дополнительных средств утепления и отопления кабины (салона) и т.п.] | Допускаются по результатам экспертного заключения |
5 Изменения, в т.ч. явно ухудшающие оценочные показатели, но необходимые для обеспечения климатической безопасности в эксплуатации (двойное остекление кабины и/или прозрачные пленки на стеклах окон, установка переднего сцепного устройства, изменение трасс систем впуска и выпуска отработавших газов) | Допускаются при выполнении условий приложения Б |
6.3 Компоненты, применяемые в конструкции ТС для обеспечения соответствия требованиям таблицы 2 (стекла, утеплители, дополнительные отопители, обогреватели топлива и АБ и т.п.), могут быть выполнены съемными и предназначаться для сезонного оборудования ТС. В этом случае взаимная конструкция данных компонентов, соответствующих мест их установки на ТС и/или их креплений должна исключить возможность неправильной установки компонента или установки компонента в непредназначенное для него место.
6.4 При изготовлении (комплектации) ТС в климатическом исполнении ХЛ и УХЛ для условий размещения I1, I2 [включая доработку серийных ТС на базе территориальных авторизованных (дилерских) центров] допускается изменение их отдельных сертификационных показателей относительно серийного ТС, вызванное необходимостью обеспечения соответствия ТС в исполнении ХЛ и УХЛ требованиям таблицы 2. Перечень сертификационных показателей и нормативных документов, в отношении которых возможны соответствующие изменения, и условия допустимости таких изменений приведены в приложении Б.
6.5 Для обеспечения безопасного транспортирования к местам размещения и связанного с этим промежуточного (складского) хранения, все ТС должны изготавливаться для условий хранения 8 (ОЖЗ) по ГОСТ 15150 (открытые площадки на территориях макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом в атмосфере любых типов).
