БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 50992-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 климатическая безопасность ТС: Состояние ТС, при котором отсутствует или минимизирована возможность (опасность) нанесения ущерба здоровью или жизни человека и/или окружающей среде, обусловленная воздействием на ТС (прямым или косвенным) климатических факторов внешней среды.

3.2 климатические факторы внешней среды: Температура, влажность воздуха, давление воздуха (высота над уровнем моря), солнечное излучение, дождь, ветер, пыль (в том числе снежная) и другие параметры и характеристики внешней среды (окружающего воздуха) по ГОСТ 15150.

3.3 климатический район: Территории государств - членов Евразийского экономического союза, объединенные по условиям единообразия влияния климатических факторов внешней среды, действующих на этих территориях, на показатели безопасности ТС.

3.4 рабочие значения температур внешней среды: Естественно изменяющиеся или неизменные значения температур внешней среды, измеряемые в градусах Цельсия, в пределах которых обеспечивается сохранение требуемых номинальных параметров и экономически целесообразных сроков службы ТС и его основных компонентов.

3.5 предельные рабочие значения температур внешней среды: Значения температур внешней среды, измеряемые в градусах Цельсия, при которых ТС могут оказываться в эксплуатации чрезвычайно редко и воздействие которых не должно прерывать транспортный процесс и/или вызывать возникновение необратимых (негативных) изменений в конструкции ТС.

Примечание - Рабочими предельными температурами для данного типа ТС являются температуры внешней среды, при эпизодическом воздействии которых (в течение не более 6 ч - при верхнем значении температуры, и не более 12 ч - при нижнем значении температуры) выполняются следующие условия:

- сохраняется работоспособность ТС, но могут не сохраняться номинальные значения отдельных параметров и характеристик (при этом в технической документации на ТС должны указываться допустимые отклонения параметров и характеристик ТС от установленных номинальных значений, если эти отклонения имеют место);

- после прекращения действия этих предельных рабочих значений температур все первоначальные номинальные значения параметров и характеристик ТС восстанавливаются.

 

3.6 территория размещения ТС: Территория климатического района (или группы районов), на которую предполагается поставка ТС соответствующего типа и/или их эксплуатация (либо основная часть эксплуатации), хранение (межсменное, сезонное и т.п.) и необходимая техническая поддержка (техническое обслуживание, ремонт, сезонная комплектация и т.п.).

3.7 ТС в базовом исполнении: ТС в климатическом исполнении У, если иное не указано в тексте настоящего стандарта для конкретного случая.

3.8 специальное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование.

3.9 специализированное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов.

3.10 специальное климатическое исполнение: ТС в климатическом исполнении, отличном от климатического исполнения У.

3.11 дооборудование: Установка дополнительных компонентов на ТС в базовом исполнении (или на ТС в исполнении ХЛ или УХЛ в случае их неполной и/или недостаточной комплектации на предприятии-изготовителе), выполняемая в соответствии с 6.2 для обеспечения их эксплуатации на территориях размещения I1 и/или I2 (см. приложение А).

3.12 сезонное оборудование: Установка дополнительных (съемных) компонентов на ТС, входящих в его комплектацию, выполняемая в соответствии с руководством по эксплуатации для обеспечения эксплуатации ТС в определенных сезонных условиях.

3.13 обитаемое помещение ТС; ОП: Внутренняя часть ТС, используемая для размещения водителя (экипажа, лиц, сопровождающих груз, и т.п.) и пассажиров.

3.14 тип ТС в отношении климатической безопасности: ТС одного изготовителя, относящиеся к одной категории, изготовленные в одном и том же климатическом исполнении и (или - если обозначение климатического исполнения не заявлено) с одинаковыми значениями предельных рабочих температур, и не имеющие между собой существенных различий в отношении приспособленности к эксплуатации в условиях основной территории размещения, установленной для данного типа ТС в соответствии с таблицей 1.

Примечание - ТС, относящиеся к одному типу в отношении климатической безопасности, не должны иметь существенных различий в отношении общей конструкции и параметров следующих систем и составных частей:

а) кузов, обитаемое помещение (обитаемые помещения) ТС:

1) общая конструкция, компоновка, визуальное сходство в отношении внешнего вида. Различия в исполнении загрузочного пространства не учитываются, если его конструкция и назначение не связаны с перевозкой людей;

2) расчетная площадь поверхности внутренних ограждений кузова, определенная в соответствии с В.5 приложения В (различия не более 20%);

3) количество мест для сидения - для ТС категории M, кроме ТС категорий M2 и M3 классов A, I и II, или общая пассажировместимость - для ТС категорий M2 и M3 классов A, I и II (допустимые различия не более 20%);

4) конструкция средств (компонентов) уплотнения (окон, дверных проемов, люков и т.п.) и утепления (тип, материал, расположение);

5) комплектация устройствами системы нормализации микроклимата, суммарная производительность, расположение в ОП;

б) силовая установка:

1) тип применяемого топлива (бензин, дизельное топливо, комбинированная установка (гибридное транспортное средство);

2) тип системы охлаждения (жидкостное, воздушное);

3) система терморегулирования двигателя (средства утепления, терморегулирования, наличие, тип и производительность топливных обогревательных приборов);

4) система питания (расположение воздухозаборника двигателя; для ТС с дизельным двигателем - расположение топливного бака и компонентов системы питания, наличие и конструкция средств их утепления и систем подогрева топлива);

5) система пуска (наличие и конструкция средств облегчения пуска и/или системы предпускового подогрева);

6) система выпуска (расположение выпускной трубы);

в) электрооборудование (тип генератора/аккумуляторной батареи; наличие и конструкция термоизоляции/подогрева аккумуляторной батареи);

г) трансмиссия, тип (механическая, гидравлическая, электрическая, комбинированная);

д) тормозная система: тип привода рабочей тормозной системы (пневматический, гидравлический, комбинированный).

 

3.15 климатический опорный пункт: Подразделение испытательной лаборатории (специальное испытательное подразделение, базовая лаборатория, филиал, опорный пункт и т.п.), расположенное на территории соответствующего климатического района и предназначенное для организационной и технической поддержки климатических испытаний непосредственно в месте их проведения.

3.16 общая работоспособность ТС: Состояние ТС, при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами и эффективностью, установленными требованиями технической документации (ТЗ, ТУ, РЭ) в дорожно-климатических условиях территории размещения.

3.17 система нормализации микроклимата; СНК: Совокупность систем отопления, вентиляции и кондиционирования (при ее наличии) обитаемого помещения.

3.18 холодный двигатель: Тепловое состояние двигателя после стоянки ТС в течение не менее 16 ч с выключенным двигателем и имеющимися системами подогрева при температуре внешней среды, близкой к нижней предельной температуре (с отклонениями, не превышающими +/- 3 °C), установленной для данного типа ТС, при котором температура охлаждающей жидкости и масла в двигателе не превышает температуру окружающей среды более чем на 3 °C.