БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58589-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Особые требования по применению бережливого производства в судостроительной промышленности

7 Вспомогательные средства

 

7.1 Ресурсы

7.1.1 Общие положения

 

Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП.

Примечание - Ресурсы для СМБП могут включать: человеческие ресурсы, инфраструктуру, среду функционирования процессов, ресурсы для мониторинга и измерения, знания организации, время.

Организация должна обеспечить планирование, предоставление и мониторинг ресурсов, необходимых для функционирования и развития СМБП.

Примечание - В ресурсы могут входить расходы на обучение работников и руководителей, приобретение средств визуализации, консультационные услуги, программные средства, средства автоматизации и т.д.

 

7.1.2 Человеческие ресурсы

 

Для обеспечения способности на постоянной основе выполнять требования потребителей, а также применяемые законодательные и другие обязательные требования, организация должна обеспечить наличие квалифицированных работников, необходимых для результативного функционирования СМБП.

Высшему руководству следует поддерживать инициативу, предложения по улучшению, компетентность (см. 7.2) работников, а также развивать их творческий потенциал.

7.1.3 Инфраструктура

 

Организации следует определять и поддерживать инфраструктуру для обеспечения результативного функционирования СМБП.

Примечание - Инфраструктура для СМБП может включать: стенды, табло, разметку, зоны для работы в группах, тренажеры, учебные помещения и др.

Организация должна управлять оборудованием для повышения эффективности его использования, где это применимо.

Примечание - При управлении оборудованием для повышения эффективности его использования следует применять метод всеобщего обслуживания оборудования (TPM), указанный в ГОСТ Р 56407 (таблица 9).

 

При управлении оборудованием следует учитывать управление жизненным циклом оборудования: проектирование, изготовление, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание и т.д.

Примечание - При управлении оборудованием следует учитывать:

- обеспечение требуемого уровня безопасности при работе на оборудовании;

- снижение затрат на обслуживание оборудования;

- повышение производительности оборудования;

- увеличение загрузки оборудования;

- сокращение срока восстановления оборудования после поломки;

- вовлечение работников в деятельность по предупреждению и устранению потерь, связанных с работой оборудования;

- снижение уровня дефектности.

 

Организации следует определить оборудование, отклонения в работе которого могут оказать критическое влияние на выполнение требований точно в срок. Для данного оборудования следует разработать документированную информацию в части предупреждения и экстренного реагирования на отклонения в его работе.

Для развития существующей системы управления оборудованием следует установить цели.

Примечание - Цели следует формулировать, учитывая риски последствий отклонений в работе оборудования, статистику по поломкам оборудования, уровню потерь, связанных с его работой, эффективностью работы оборудования. Установленные цели должны быть доведены до всех сотрудников, связанных с эксплуатированием и обслуживанием оборудования.

 

Организация должна управлять производственным пространством. Для развития существующей системы управления производственным пространством следует установить цели.

Примечание - При управлении производственным пространством следует применять метод организации рабочего пространства на производстве (5S) по ГОСТ Р 56906.

 

7.1.4 Среда функционирования процессов

 

Высшему руководству следует создавать и поддерживать социально-психологическую среду в организации, позволяющую раскрыть и использовать талант работников, их интеллектуальные и творческие способности для развития организации.

Социально-психологическую среду следует рассматривать как основу для вовлечения работников организации в поиск и сокращение реальных и потенциальных потерь, процесс постоянного улучшения потоков создания ценности.

Примечание - Социально-психологическая среда обеспечивается поддержкой соответствующей корпоративной культуры в организации на основе уважения к человеку, его достоинству, компетентности, ответственности, творчеству.

 

Высшее руководство организации должно создавать и поддерживать мотивационную среду работников для достижения:

а) целей в области БП;

б) осуществления постоянных улучшений;

в) создания условий для содействия инновациям.

Мотивационную среду следует рассматривать как основу для пропагандирования БП и осведомленности во всей организации, а также совместного внедрения и выполнения изменений.

Организация должна иметь процедуру измерения степени осведомленности работников об актуальности и важности их деятельности в области БП и вкладе в достижение целей.

Организация должна создавать и поддерживать управленческую и мотивационную среду в организации, опираясь на визуализацию (целей, планов, результатов мониторинга, несоответствий, направлений улучшений, статуса проектов по улучшениям) и организацию рабочего пространства, направленную на мотивацию и вовлечение персонала в процессы улучшений, направленных на повышение эффективности.

7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения

 

Организация должна определить потребность в ресурсах для мониторинга и измерений характеристик процессов (см. 6.2.3).

Высшее руководство должно обеспечить ресурсы для мониторинга и измерения характеристик процессов.

Примечание - Ресурсы для мониторинга и измерения могут включать программные продукты, отслеживающие показатели результативности и эффективности процессов, электронные табло, информационные стенды и др., а также персонал, ответственный за процесс мониторинга.

 

7.1.6 Знания организации

 

В организации должны быть идентифицированы, документально оформлены, внедрены и регулярно обновляться лучшие практики в области БП.

В организации следует определить процесс создания, сохранения, распределения и применения знаний в области БП для достижения целей СМБП, постоянного улучшения характеристик процессов (см. 6.2.3), ценности для потребителей и других заинтересованных сторон.

Знания организации должны включать лучшие практики, результаты выполненных проектов по улучшениям и другой опыт по развитию СМБП, полученный как внутри, так и вне организации.

При рассмотрении влияющих факторов (см. 4.1), политики и целей организации следует оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.

Примечание - Основой знаний организации могут быть:

- внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов по улучшениям; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции, услуг, потоков создания ценности);

- внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей, внешних поставщиков, организаций - участников СП).