ГОСТ Р 58589-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Особые требования по применению бережливого производства в судостроительной промышленности
7 Вспомогательные средства
7.1 Ресурсы
7.1.1 Общие положения
Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП. Примечание - Ресурсы для СМБП могут включать: человеческие ресурсы, инфраструктуру, среду функционирования процессов, ресурсы для мониторинга и измерения, знания организации, время. |
Организация должна обеспечить планирование, предоставление и мониторинг ресурсов, необходимых для функционирования и развития СМБП.
Примечание - В ресурсы могут входить расходы на обучение работников и руководителей, приобретение средств визуализации, консультационные услуги, программные средства, средства автоматизации и т.д.
7.1.2 Человеческие ресурсы
Для обеспечения способности на постоянной основе выполнять требования потребителей, а также применяемые законодательные и другие обязательные требования, организация должна обеспечить наличие квалифицированных работников, необходимых для результативного функционирования СМБП. Высшему руководству следует поддерживать инициативу, предложения по улучшению, компетентность (см. 7.2) работников, а также развивать их творческий потенциал. |
7.1.3 Инфраструктура
Организации следует определять и поддерживать инфраструктуру для обеспечения результативного функционирования СМБП. Примечание - Инфраструктура для СМБП может включать: стенды, табло, разметку, зоны для работы в группах, тренажеры, учебные помещения и др. |
Организация должна управлять оборудованием для повышения эффективности его использования, где это применимо.
Примечание - При управлении оборудованием для повышения эффективности его использования следует применять метод всеобщего обслуживания оборудования (TPM), указанный в ГОСТ Р 56407 (таблица 9).
При управлении оборудованием следует учитывать управление жизненным циклом оборудования: проектирование, изготовление, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание и т.д.
Примечание - При управлении оборудованием следует учитывать:
- обеспечение требуемого уровня безопасности при работе на оборудовании;
- снижение затрат на обслуживание оборудования;
- повышение производительности оборудования;
- увеличение загрузки оборудования;
- сокращение срока восстановления оборудования после поломки;
- вовлечение работников в деятельность по предупреждению и устранению потерь, связанных с работой оборудования;
- снижение уровня дефектности.
Организации следует определить оборудование, отклонения в работе которого могут оказать критическое влияние на выполнение требований точно в срок. Для данного оборудования следует разработать документированную информацию в части предупреждения и экстренного реагирования на отклонения в его работе.
Для развития существующей системы управления оборудованием следует установить цели.
Примечание - Цели следует формулировать, учитывая риски последствий отклонений в работе оборудования, статистику по поломкам оборудования, уровню потерь, связанных с его работой, эффективностью работы оборудования. Установленные цели должны быть доведены до всех сотрудников, связанных с эксплуатированием и обслуживанием оборудования.
Организация должна управлять производственным пространством. Для развития существующей системы управления производственным пространством следует установить цели.
Примечание - При управлении производственным пространством следует применять метод организации рабочего пространства на производстве (5S) по ГОСТ Р 56906.
7.1.4 Среда функционирования процессов
Высшему руководству следует создавать и поддерживать социально-психологическую среду в организации, позволяющую раскрыть и использовать талант работников, их интеллектуальные и творческие способности для развития организации. Социально-психологическую среду следует рассматривать как основу для вовлечения работников организации в поиск и сокращение реальных и потенциальных потерь, процесс постоянного улучшения потоков создания ценности. Примечание - Социально-психологическая среда обеспечивается поддержкой соответствующей корпоративной культуры в организации на основе уважения к человеку, его достоинству, компетентности, ответственности, творчеству.
Высшее руководство организации должно создавать и поддерживать мотивационную среду работников для достижения: а) целей в области БП; б) осуществления постоянных улучшений; в) создания условий для содействия инновациям. Мотивационную среду следует рассматривать как основу для пропагандирования БП и осведомленности во всей организации, а также совместного внедрения и выполнения изменений. Организация должна иметь процедуру измерения степени осведомленности работников об актуальности и важности их деятельности в области БП и вкладе в достижение целей. |
Организация должна создавать и поддерживать управленческую и мотивационную среду в организации, опираясь на визуализацию (целей, планов, результатов мониторинга, несоответствий, направлений улучшений, статуса проектов по улучшениям) и организацию рабочего пространства, направленную на мотивацию и вовлечение персонала в процессы улучшений, направленных на повышение эффективности.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения
Организация должна определить потребность в ресурсах для мониторинга и измерений характеристик процессов (см. 6.2.3). Высшее руководство должно обеспечить ресурсы для мониторинга и измерения характеристик процессов. |
Примечание - Ресурсы для мониторинга и измерения могут включать программные продукты, отслеживающие показатели результативности и эффективности процессов, электронные табло, информационные стенды и др., а также персонал, ответственный за процесс мониторинга.
7.1.6 Знания организации
В организации должны быть идентифицированы, документально оформлены, внедрены и регулярно обновляться лучшие практики в области БП. В организации следует определить процесс создания, сохранения, распределения и применения знаний в области БП для достижения целей СМБП, постоянного улучшения характеристик процессов (см. 6.2.3), ценности для потребителей и других заинтересованных сторон. |
Знания организации должны включать лучшие практики, результаты выполненных проектов по улучшениям и другой опыт по развитию СМБП, полученный как внутри, так и вне организации.
При рассмотрении влияющих факторов (см. 4.1), политики и целей организации следует оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.
Примечание - Основой знаний организации могут быть:
- внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов по улучшениям; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции, услуг, потоков создания ценности);
- внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей, внешних поставщиков, организаций - участников СП).
