ГОСТ Р 58576-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования
7 Требования к качеству информационно-справочного обслуживания пассажиров в пути следования
7.1 В пути следования пассажирского поезда информацию пассажирам следует предоставлять визуальным и аудиальным способами.
7.2 Маршрутный указатель и номер вагона должны быть установлены с обеих сторон вагона в оконном проеме рядом с тамбуром, через который осуществляется посадка (если иное не предусмотрено конструкцией вагона).
7.3 В салоне вагонов базового класса, эконом-класса и бизнес-класса должны быть размещены таблички с расписанием движения поезда по маршруту, выпиской из правил перевозок пассажиров в поездах, памяткой по обеспечению пожарной безопасности в вагоне (при отсутствии в вагоне информационной памятки, предусмотренной предприятием-изготовителем), памяткой о транспортной безопасности.
Примечание - В вагонах, не оснащенных туалетами замкнутого типа, необходимо размещать информацию о санитарных зонах по маршруту следования поезда.
7.4 Визуальная информация, предназначенная для коллективного просмотра, должна быть легко читаемой и должна быть размещена в месте, доступном для обзора пассажирами.
7.5 На двери служебного купе (на стене рядом с дверью служебного купе) должна быть размещена табличка с полным указанием фамилии и имени дежурного проводника.
7.6 В каждом пассажирском купе на столике перед началом посадки должна быть размещена информация для пассажиров:
- в вагоне бизнес-класса - каталог товаров и услуг, реализуемых в поезде в пути следования;
- в вагоне класса люкс - папка с информацией и каталог товаров и услуг, реализуемых в поезде в пути следования.
7.7 Перечень индивидуальной информации на бумажном носителе, предоставляемой пассажиру в вагоне класса люкс и бизнес-класса, представлен в таблице 4.
Таблица 4
Перечень индивидуальной информации, предоставляемой
пассажиру вагонов класса люкс и бизнес-класса
на бумажном носителе
Информация | Класс вагона | |
Люкс | Бизнес-класс | |
Обращение к пассажиру от имени перевозчика | + | - |
Расписание движения поезда со схемой маршрута | + | - |
Перечень услуг, входящих в стоимость проезда | + | - |
Каталог товаров и услуг, предлагаемых пассажиру в пути следования, с указанием их стоимости | + | + |
Выписка из правил перевозок пассажиров в поездах | + | - |
Памятки по обеспечению пожарной безопасности в вагоне и о транспортной безопасности | + | - |
Примечание - В настоящей таблице применены следующие обозначения: "+" - информация предоставляется; "-" - не предоставляется. |
7.8 С момента объявления посадки в поезд на начальной станции маршрута следования и до отправления поезда по поездной радиосети рекомендовано транслировать музыкальные композиции.
7.9 При посадке пассажира в купе, оборудованное видеосистемой, на мониторе рекомендовано демонстрировать информационный приветственный видеоролик в режиме циклического повторения.
7.10 После отправления поезда проводник вагона класса люкс и бизнес-класса должен проинформировать пассажира о предоставляемых услугах в пути следования и порядке их оказания, наглядно продемонстрировать ему правила пользования техническим оборудованием купе.
7.11 Не позднее чем за 5 мин до отправления поезда с начальной станции маршрута следования пассажиры должны быть оповещены по поездной радиосети об отправлении поезда.
7.12 Не позднее чем за 5 мин до отправления поезда провожающие и пассажиры, в том числе находящиеся на платформе, должны быть проинформированы проводником о скором отправлении поезда.
7.13 Через 5 мин после отправления поезда с начальной станции маршрута следования по поездной радиосети должно быть передано приветствие пассажирам от имени компании-перевозчика. В дни государственных праздников дополнительно рекомендовано озвучивать поздравление пассажиров с соответствующим праздником.
7.14 После приветствия при отправлении с начальной станции маршрута по поездной радиосети до пассажиров следует доводить информацию:
- о соблюдении требований безопасности на железнодорожном транспорте;
- об услугах, предоставляемых пассажирам в поезде.
7.15 По поездной радиосети в дневное время с 8.00 до 22.00 (по местному времени) следует передавать объявления о времени прибытия и продолжительности стоянок пассажирского поезда на станциях.
Примечание - В случае выхода из строя поездной радиосети проводник вагона должен предоставлять пассажирам информацию о названиях станций и продолжительности стоянок поезда.
7.16 Адресное информирование пассажиров о планируемом времени прибытия их на станцию назначения должен проводить проводник не позднее чем за 30 мин до прибытия вне зависимости от времени суток (время уведомления может быть изменено и/или уведомление может быть продублировано по просьбе пассажиров).
Примечание - За 5 мин до прибытия на станцию назначения выходящие пассажиры должны быть повторно проинформированы проводником.
7.17 По поездной радиосети в дневное время рекомендовано передавать аудиопрограммы (предпочтительна спокойная музыка).
7.18 Для организации отдыха и досуга пассажиров в пути следования вагоны, оборудованные видеосистемой, должны быть обеспечены ассортиментом лицензионных видеопрограмм для просмотра.
7.19 Рекомендуемая концепция видеопрограмм может предусматривать следующие жанры: научно-познавательные программы, фильмы для семейного просмотра (комедии, фантастика, приключения и т.д.), мультфильмы, передачи о спорте, видеофильмы о железных дорогах.
7.20 По прибытии поезда дальнего следования на конечную станцию должна прозвучать благодарность за выбор перевозчика.