БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

2.4 Нетяговый железнодорожный подвижной состав

 

2.4.1 нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами.

2.4.2

 

железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.3]

2.4.3

 

грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.4]

2.4.4

 

тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.5]

2.4.5 грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа.

2.4.6

 

крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.14]

2.4.7

 

полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.15]

2.4.8 универсальный полувагон: Полувагон с разгрузочными люками в полу или глухим полом, предназначенный для перевозки грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков, как насыпных, непылевидных, так и перевозимых навалом (за исключением горячих температурой более 100 °C), штабельных, штучных грузов и колесной техники.

2.4.9 универсальный крытый вагон: Крытый вагон, предназначенный для перевозки широкой номенклатуры штучных, тарно-штучных, пакетированных и навалочных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.

2.4.10 специализированный грузовой вагон: Вагон, предназначенный для перевозки одной или нескольких групп грузов, для которых установлены специальные требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.

2.4.11 длиннобазный вагон: Грузовой вагон, длина которого по осям сцепления автосцепок превышает 19,6 м.

2.4.12 вагон-транспортер: Грузовой вагон, предназначенный для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, длинномерных, штучных и других грузов в открытом виде.

2.4.13

 

изотермический вагон: Крытый вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.17]

2.4.14

 

рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.18]

2.4.15

 

вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.19]

2.4.16 [вагон-платформа, платформа]: Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы и, в зависимости от имеющегося оборудования, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.

2.4.17 фитинговая платформа: Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров и оборудованный фитингами.

2.4.18

 

контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.22]

2.4.19 платформа для комбинированных перевозок: Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

2.4.20

 

вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.28]

2.4.21 вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

2.4.22 вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

Примечание - Вагоны-хопперы закрытого типа применяются для перевозки нетоксичных, неядовитых, неслеживающихся сыпучих и гранулированных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.

 

2.4.23

 

хоппер-дозатор: Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.25]

2.4.24

 

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.6]

2.4.25 вагон-лаборатория: Специально оборудованный вагон для проведения различных исследований и испытаний объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в путевых условиях.

Примечание - К вагонам-лабораториям относятся: вагоны-лаборатории тормозоиспытательные, вагоны-лаборатории контактной сети, вагоны-лаборатории тягово-энергетические, вагоны-лаборатории неразрушающего контроля, вагоны-лаборатории испытаний устройств автоматики и телемеханики, вагоны-лаборатории метрологические, вагоны-лаборатории электротехнические, вагоны-лаборатории радиосвязи.

 

2.4.26

 

вагон-дефектоскоп (Нрк. путеизмеритель): Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.26]

2.4.27 путеизмерительный вагон: Вагон, предназначенный для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.

2.4.28

 

вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.27]

2.4.29 вагон пассажирский двухэтажный: Пассажирский вагон, в котором помещения для пассажиров и/или служебные и бытовые помещения выполнены в двух уровнях один над другим.

2.4.30 расчетная населенность вагона: Количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах.

2.4.31 максимальная населенность вагона: Максимально возможное количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах.

2.4.32

 

тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.9]

2.4.33 салон пассажирского вагона: Отделенная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системой жизнеобеспечения.

2.4.34 система жизнеобеспечения: Комплекс технических средств, направленных на создание и поддержание в безопасных пределах эргономических, санитарно-химических, микробиологических показателей и параметров электромагнитных излучений, микроклимата, шума и вибрации в помещениях железнодорожного подвижного состава.

Примечание - Функция систем жизнеобеспечения заключается в создании допустимых нормативными документами в пределах параметров физических и химических факторов среды на местах размещения пассажиров и обслуживающего персонала.

 

2.4.35 вагон сочлененного типа: Вагон, сцепление которого с соседним вагоном осуществляется посредством общих узлов сочленения и установки на общую тележку.

Примечание - Сочлененные вагоны объединяются в секции, которые эксплуатируются как единое целое.

 

2.4.36 механическая часть нетягового железнодорожного подвижного состава: Часть нетягового железнодорожного подвижного состава, предназначенная для передачи тормозных усилий и сил тяги с тягового подвижного состава на поезд, и размещения тормозного оборудования.

2.4.37 энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель с генератором переменного или постоянного тока или электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.

2.4.38 пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение, выключение и контроль функционирования электрического оборудования нетягового подвижного состава.

2.4.39 регуляторы [стабилизаторы] напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих стабильный уровень напряжения для потребителей электроэнергии на нетяговом подвижном составе.

2.4.40

 

кузов вагона: Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.31]

2.4.41 рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, опорные устройства (пятники или скользуны) и часть тормозного оборудования.

2.4.42 пятник вагона: Деталь конструкции грузового вагона, выполняющая функцию центральной опоры между кузовом грузового вагона и тележкой, передающая нагрузку от рамы кузова вагона на надрессорную, шкворневую или соединительную балку, а также от соединительной балки на надрессорную балку для четырехосной тележки, и обеспечивающая возможность поворота тележки грузового вагона при прохождении кривых участков пути.

2.4.43 пятниковое место: Неотъемная часть несущей конструкции кузова грузового вагона или соединительной балки, выполняющая функцию пятника.

Примечание - Как правило, пятниковое место ограничено его опорной и упорной поверхностями.

 

2.4.44 база вагона: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников кузова.

2.4.45 база секции вагона: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников и (или) пятниковых мест одной секции вагона.

2.4.46 база вагона сочлененного типа: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников или пятниковых мест, взаимодействующих с крайними тележками концевых секций вагона.

2.4.47

 

колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов (при наличии), буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.7]

2.4.48

 

колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов (при наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.8]

2.4.49 буксовый узел: Конструктивный узел колесной пары, служащий для соединения оси колесной пары с рамой тележки, передачи постоянных и переменных нагрузок.

Примечание - Как правило, буксовый узел состоит из корпуса буксы (или адаптера), подшипника или подшипников, элементов торцевого крепления и уплотнений.

 

2.4.50

 

колесный блок: Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.5]

2.4.51

 

колесный узел: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, буксовых узлов (наружного и внутреннего) и других деталей, закрепленных на колесном узле.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.6]