ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
2.4 Нетяговый железнодорожный подвижной состав
2.4.1 нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами.
2.4.2
железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.3] |
2.4.3
грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.4] |
2.4.4
тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.5] |
2.4.5 грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа.
2.4.6
крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.14] |
2.4.7
полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.15] |
2.4.8 универсальный полувагон: Полувагон с разгрузочными люками в полу или глухим полом, предназначенный для перевозки грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков, как насыпных, непылевидных, так и перевозимых навалом (за исключением горячих температурой более 100 °C), штабельных, штучных грузов и колесной техники.
2.4.9 универсальный крытый вагон: Крытый вагон, предназначенный для перевозки широкой номенклатуры штучных, тарно-штучных, пакетированных и навалочных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.
2.4.10 специализированный грузовой вагон: Вагон, предназначенный для перевозки одной или нескольких групп грузов, для которых установлены специальные требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.
2.4.11 длиннобазный вагон: Грузовой вагон, длина которого по осям сцепления автосцепок превышает 19,6 м.
2.4.12 вагон-транспортер: Грузовой вагон, предназначенный для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, длинномерных, штучных и других грузов в открытом виде.
2.4.13
изотермический вагон: Крытый вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.17] |
2.4.14
рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.18] |
2.4.15
вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.19] |
2.4.16 [вагон-платформа, платформа]: Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы и, в зависимости от имеющегося оборудования, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.
2.4.17 фитинговая платформа: Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров и оборудованный фитингами.
2.4.18
контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.22] |
2.4.19 платформа для комбинированных перевозок: Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
2.4.20
вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.28] |
2.4.21 вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
2.4.22 вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
Примечание - Вагоны-хопперы закрытого типа применяются для перевозки нетоксичных, неядовитых, неслеживающихся сыпучих и гранулированных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.
2.4.23
хоппер-дозатор: Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.25] |
2.4.24
пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.6] |
2.4.25 вагон-лаборатория: Специально оборудованный вагон для проведения различных исследований и испытаний объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в путевых условиях.
Примечание - К вагонам-лабораториям относятся: вагоны-лаборатории тормозоиспытательные, вагоны-лаборатории контактной сети, вагоны-лаборатории тягово-энергетические, вагоны-лаборатории неразрушающего контроля, вагоны-лаборатории испытаний устройств автоматики и телемеханики, вагоны-лаборатории метрологические, вагоны-лаборатории электротехнические, вагоны-лаборатории радиосвязи.
2.4.26
вагон-дефектоскоп (Нрк. путеизмеритель): Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.26] |
2.4.27 путеизмерительный вагон: Вагон, предназначенный для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.
2.4.28
вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.27] |
2.4.29 вагон пассажирский двухэтажный: Пассажирский вагон, в котором помещения для пассажиров и/или служебные и бытовые помещения выполнены в двух уровнях один над другим.
2.4.30 расчетная населенность вагона: Количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах.
2.4.31 максимальная населенность вагона: Максимально возможное количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах.
2.4.32
тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.9] |
2.4.33 салон пассажирского вагона: Отделенная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системой жизнеобеспечения.
2.4.34 система жизнеобеспечения: Комплекс технических средств, направленных на создание и поддержание в безопасных пределах эргономических, санитарно-химических, микробиологических показателей и параметров электромагнитных излучений, микроклимата, шума и вибрации в помещениях железнодорожного подвижного состава.
Примечание - Функция систем жизнеобеспечения заключается в создании допустимых нормативными документами в пределах параметров физических и химических факторов среды на местах размещения пассажиров и обслуживающего персонала.
2.4.35 вагон сочлененного типа: Вагон, сцепление которого с соседним вагоном осуществляется посредством общих узлов сочленения и установки на общую тележку.
Примечание - Сочлененные вагоны объединяются в секции, которые эксплуатируются как единое целое.
2.4.36 механическая часть нетягового железнодорожного подвижного состава: Часть нетягового железнодорожного подвижного состава, предназначенная для передачи тормозных усилий и сил тяги с тягового подвижного состава на поезд, и размещения тормозного оборудования.
2.4.37 энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель с генератором переменного или постоянного тока или электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.
2.4.38 пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение, выключение и контроль функционирования электрического оборудования нетягового подвижного состава.
2.4.39 регуляторы [стабилизаторы] напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих стабильный уровень напряжения для потребителей электроэнергии на нетяговом подвижном составе.
2.4.40
кузов вагона: Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.31] |
2.4.41 рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, опорные устройства (пятники или скользуны) и часть тормозного оборудования.
2.4.42 пятник вагона: Деталь конструкции грузового вагона, выполняющая функцию центральной опоры между кузовом грузового вагона и тележкой, передающая нагрузку от рамы кузова вагона на надрессорную, шкворневую или соединительную балку, а также от соединительной балки на надрессорную балку для четырехосной тележки, и обеспечивающая возможность поворота тележки грузового вагона при прохождении кривых участков пути.
2.4.43 пятниковое место: Неотъемная часть несущей конструкции кузова грузового вагона или соединительной балки, выполняющая функцию пятника.
Примечание - Как правило, пятниковое место ограничено его опорной и упорной поверхностями.
2.4.44 база вагона: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников кузова.
2.4.45 база секции вагона: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников и (или) пятниковых мест одной секции вагона.
2.4.46 база вагона сочлененного типа: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников или пятниковых мест, взаимодействующих с крайними тележками концевых секций вагона.
2.4.47
колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов (при наличии), буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары. [ГОСТ 4835-2013, статья 3.7] |
2.4.48
колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов (при наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары. [ГОСТ 4835-2013, статья 3.8] |
2.4.49 буксовый узел: Конструктивный узел колесной пары, служащий для соединения оси колесной пары с рамой тележки, передачи постоянных и переменных нагрузок.
Примечание - Как правило, буксовый узел состоит из корпуса буксы (или адаптера), подшипника или подшипников, элементов торцевого крепления и уплотнений.
2.4.50
колесный блок: Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи. [ГОСТ 4835-2013, статья 3.5] |
2.4.51
колесный узел: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, буксовых узлов (наружного и внутреннего) и других деталей, закрепленных на колесном узле. [ГОСТ 4835-2013, статья 3.6] |
