ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
2.3 Тяговый железнодорожный подвижной состав
2.3.1
тяговый (железнодорожный) подвижной состав: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Примечание - Моторвагонный подвижной состав включает в себя электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров.
[ГОСТ 31539-2012, статья 3] |
2.3.2 локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
2.3.3 локомотив магистральный: Локомотив, предназначенный для передвижения вагонов в составе поездов при движении по железнодорожным путям магистральных линий.
2.3.4 локомотив маневровый: Локомотив, предназначенный для передвижения вагонов и других единиц железнодорожного подвижного состава в пределах станции или на подъездных путях предприятий.
2.3.5
локомотив-рельсосмазыватель: Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.39] |
2.3.6 гибридный локомотив: Локомотив, тяговые двигатели которого могут работать от двух и более источников энергии различного типа.
2.3.7 секция локомотива: Минимальная конфигурация локомотива, обладающая полным функционалом для самостоятельной эксплуатации.
Примечание - Секция локомотива может работать как самостоятельная тяговая единица, так и в качеств бустерной секции в системе многих единиц.
2.3.8 бустерная секция (Нрк. бустер): Секция локомотива, не оборудованная кабиной машиниста и предназначенная для эксплуатации в сцепе с секциями, имеющими кабины машиниста.
2.3.9 кабина машиниста: Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом.
2.3.10 система многих единиц (Нрк. кратная тяга): Функция объединения нескольких единиц тягового подвижного состава в одном поезде при управлении из одной кабины машиниста.
2.3.11 тепловоз: Автономный локомотив, энергетической установкой которого является двигатель внутреннего сгорания.
2.3.12 энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую, для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары посредством гидравлической или механической передачи.
2.3.13 тепловоз магистральный: Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов в составе поездов при движении по железнодорожным путям магистральных линий.
2.3.14 тепловоз маневровый: Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов и других единиц железнодорожного подвижного состава в пределах станции или на подъездных путях предприятий.
2.3.15 тепловоз промышленный: Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов в пределах предприятия по железнодорожным путям необщего пользования.
2.3.16 газотепловоз: Автономный локомотив, энергетической установкой которого является поршневой двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо.
2.3.17 газотурбовоз: Автономный локомотив, основной силовой установкой которого является газотурбинный двигатель.
Примечание - Под основной силовой установкой понимают энергетическую установку, за счет работы которой осуществляется тяга грузового поезда.
2.3.18 паровоз: Автономный локомотив, энергетической установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.
2.3.19 электровоз: Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.
2.3.20 аккумуляторный электровоз: Электровоз, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от собственных тяговых аккумуляторных батарей.
2.3.21 дизель-электровоз: Гибридный локомотив с тяговыми электродвигателями, способный работать как в автономном режиме от дизельной установки, так и при питании от контактной сети на электрифицированных участках пути.
2.3.22 двух- и многосистемный тяговый подвижной состав: Электрический тяговый подвижной состав, рассчитанный для питания электрической энергией двух или более систем тока.
2.3.23 головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.
Примечание - Головной вагон может быть моторным или немоторным.
2.3.24
моторный вагон: Вагон, содержащий тяговый привод, тяговый двигатель, электрическую или гидравлическую и/или механическую передачу. Примечание - Моторный вагон сочетает в себе свойства обычного вагона (перевозка пассажиров или грузов) и локомотива (перемещение поезда).
[ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.15] |
2.3.25
немоторный вагон: Вагон без тягового привода, на кузов которого тяговая сила передается только через сцепное устройство. [ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.17] |
2.3.26 секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из одного моторного или нескольких совместно работающих моторных и немоторных вагонов.
2.3.27 электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре.
2.3.28 гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары.
2.3.29 тяговый электрический двигатель железнодорожного тягового подвижного состава: Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего или тормозного моментов, передаваемых с помощью тяговой передачи на колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.
2.3.30 тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо.
2.3.31
дизель-поезд: Автономный тяговый подвижной состав с дизельной силовой установкой и передачей мощности (гидравлической или электрической), состоящий из не менее чем двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон. [ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.7] |
2.3.32 дизель-электропоезд: Моторвагонный подвижной состав (комбинированный) с дизельной силовой установкой и комплектом электрооборудования, состоящий из не менее двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почты и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.
2.3.33 электропоезд: Самоходный управляемый железнодорожный подвижной состав, состоящий из одной или нескольких моторвагонных секций, служащий для перевозки пассажиров и/или багажа и получающий питание от внешнего источника электроэнергии через контактную сеть.
Примечание - При формировании электропоездов по концам поезда размещают головные секции.
2.3.34
расчетная населенность электропоезда: Количество пассажиров в электропоезде из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах. Примечание - Для пригородных электропоездов количество стоящих пассажиров в проходах и тамбурах 3 чел./м2. Для электропоездов дальнего сообщения расчетная населенность соответствует количеству мест для сидения.
[ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.17] |
2.3.35
максимальная населенность электропоезда: Максимально возможное количество пассажиров в электропоезде из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах. Примечание - Для пригородных электропоездов максимальное количество стоящих пассажиров в проходах и тамбурах 7 чел./м2. Для электропоездов дальнего сообщения максимальная населенность соответствует количеству мест для сидений.
[ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.17] |
2.3.36
электромотриса: Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.14] |
2.3.37 автомотриса: Передвигающийся по рельсам вагон с приводом от двигателя внутреннего сгорания, предназначенный для служебных поездок персонала с целью инспекционного контроля, строительства, ремонта и для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примечание - Автомотрисы могут оснащаться прицепными подвижными единицами с механизмами и оборудованием обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
2.3.38
автодрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием привода от двигателя внутреннего сгорания и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.36] |
2.3.39 рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров.
2.3.40 маневровый тяговый модуль: Специальный бескабинный подвижной состав с дистанционным управлением.
2.3.41
самоходный вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования, испытания контактной сети. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.37] |
2.3.42
рельсосварочная машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сварки рельсов. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.38] |
2.3.43 путевая машина: Машина для выполнения работ по строительству, ремонту и обслуживанию железнодорожной инфраструктуры.
2.3.44
дрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.36] |
2.3.45 механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых (тормозных) сил и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.
2.3.46
экипаж подвижного состава: Конструктивная часть тяговой железнодорожной единицы, обеспечивающая ее движение (качение) в рельсовой колее: представляет собой повозку с колесными парами, в которой размещается необходимое энергетическое и вспомогательное оборудование. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.61] |
2.3.47 электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии.
2.3.48 коммутационный аппарат: Устройство, предназначенное для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава.
2.3.49 аппарат управления: Устройство, предназначенное для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава, обеспечивающих его нормальное функционирование.
2.3.50 устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава: Аппаратные и аппаратно-программные средства, осуществляющие функции безопасности.
Примечание - Примерами устройств управления, контроля и безопасности являются: система автоведения, устройства безопасности, системы контроля бодрствования машиниста, системы контроля расхода топлива на тепловозах и др.
2.3.51
токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав. [ГОСТ 32204-2013, статья 3.15] |
2.3.52 вспомогательные электрические машины (единицы железнодорожного тягового подвижного состава): Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения в транспортном режиме.
2.3.53
тяговый трансформатор (traction transformer): Трансформатор, предназначенный для установки и работы на железнодорожном подвижном составе, непосредственно подключенный к контактной сети и являющийся первичным источником питания его систем. [ГОСТ 33324-2015, статья 3.1] |
2.3.54 расчетный режим движения железнодорожного тягового подвижного состава: Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой и заданным временем работы.
2.3.55 расчетный режим движения электропоезда: Предельный по допустимому нагреву оборудования режим движения с расчетной населенностью, характеризующийся периодическим повторением разгона, поддержания скорости, выбега, торможения и остановки.
2.3.56 продолжительный режим работы электровоза: Режим работы, при котором нагрузка наибольшим током электрооборудования электровоза в течение неограниченного времени при номинальном напряжении на токоприемнике и вентиляции, соответствующей этому режиму, не вызывает превышения предельно допустимых температур нагрева его электрооборудования.
2.3.57 локомотивное устройство безопасности: Бортовое локомотивное устройство, обеспечивающее контроль установленных скоростей движения, соответствие скорости сигналам автоматической локомотивной сигнализации, проверку бдительности машиниста, управление электропневматическим клапаном автостопа (ЭПК) для включения экстренного торможения поезда.
2.3.58 пульт управления машиниста: Комплекс устройств в кабине машиниста для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.
2.3.59 система автоведения (железнодорожного тягового подвижного состава): Комплекс технических средств, обеспечивающих автоматическое управление движением локомотивов, электропоездов, дизель-поездов и дизель-электропоездов по участку обслуживания с заданной скоростью и заданным временем хода.
2.3.60 система автоматического управления скоростью движения (тягового железнодорожного подвижного состава): Комплекс устройств тягового подвижного состава, предназначенных для автоматического управления скоростью поезда путем изменения сил тяги, торможения и режимов движения.
