ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
2.2 Железнодорожный подвижной состав
2.2.1
железнодорожный подвижной состав: Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры. Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.
[ГОСТ 31539-2012, статья 1] |
2.2.2 моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
2.2.3
специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.2] |
2.2.4
самоходный специальный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу. Примечание - К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.
[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.22] |
2.2.5 несамоходный специальный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, в том числе специальные вагоны грузового и пассажирского типа.
2.2.6 специальный подвижной состав на комбинированном ходу: Машины, приспособленные к использованию различного технологического оборудования для технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта, доставки грузов и работников по рельсовым и безрельсовым путям, выполнения маневровых работ, а также для тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ.
2.2.7 скоростной железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, вагоны пассажирские, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч включительно.
2.2.8 высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.
2.2.9 инновационный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которого является принципиально новым или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой единицы.
2.2.10 безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
2.2.11 безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта: Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
2.2.12 нарушение безопасности движения: Отклонение от нормальной работы транспортной системы, выход ее параметров за установленные пределы, в результате которых создается потенциальная или реальная угроза для жизни и здоровья пассажиров, сохранности железнодорожного транспорта, включая персонал, и грузов, экологии окружающей среды или происходит сбой в работе, выразившийся в невыполнении установленного ритма (графика) движения сверх установленного норматива.
2.2.13
единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава. Примечание - Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.
[ГОСТ 31539-2012, статья 5] |
2.2.14 секция: Одна или несколько единиц подвижного состава с функциями, распределенными между включенными в состав единицами, управляемые синхронно из одной единицы, в режиме эксплуатации действующие только совместно в конфигурации определенной конструкции.
Примечание - Различают локомотивные, моторвагонные, рефрижераторные и другие типы секций.
2.2.15
съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.5] |
2.2.16
составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица, комплекс или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.4] |
2.2.17 ходовая часть (единицы железнодорожного подвижного состава): Составная часть железнодорожного подвижного состава, взаимодействующая с железнодорожным путем и обеспечивающая его движение по железнодорожному пути.
2.2.18
тележка: Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.63] |
2.2.19 база двухосной [трехосной] тележки: Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами осей крайних колесных пар тележки единицы железнодорожного подвижного состава.
2.2.20 база четырехосной тележки: Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами пятников соединительной балки тележки.
2.2.21
колесная пара: Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.64] |
2.2.22 ударно-тяговое устройство единицы железнодорожного подвижного состава: Устройство, обеспечивающее сцепление единиц железнодорожного подвижного состава, а также восприятие и поглощение продольных ударов между ними, смягчение ударов и толчков, а также передачу силы нажатия от подталкивающего тягового подвижного состава.
2.2.23
автосцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил. [ГОСТ 33434-2015, статья 3.5] |
2.2.24
сцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил. [ГОСТ 33434-2015, статья 3.12] |
2.2.25
переходник сцепки (Нрк. адаптер): Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.26] |
2.2.26
модернизация железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.33] |
2.2.27
модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.34] |
2.2.28 модернизированный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками, полученными в результате модернизации.
2.2.29 модификация железнодорожного подвижного состава: Вид разработки железнодорожного подвижного состава на основе базового изделия с целью расширения или специализации сферы его применения.
Примечание - Содержанием модификации является изменение компоновки составных частей, конструкции, рабочих органов или органов управления, внешнего вида и т.п. При модификации: изменяется область применения, сохраняется технический уровень, продолжается производство исходной продукции, нарушается взаимозаменяемость основных составных частей, присваивается новое обозначение.
2.2.30 модифицированный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, созданный на основе базового с целью расширения или специализации сферы его использования.
2.2.31
усовершенствованный ПС (СЧ): ПС (СЧ), в котором применены новые составные части, не изменяющие его основных характеристик и не требующие проведения работ по обязательному подтверждению соответствия. При совершенствовании: сохраняется область применения, сохраняется технический уровень, продолжается с внесенными изменениями производство исходной продукции, сохраняется взаимозаменяемость основных составных частей, обозначение остается без изменения. [ГОСТ 15.902-2014, статья 3.75] |
2.2.32
габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава): Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы. Примечание - Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.
[ГОСТ 9238-2013, статья 2.1] |
2.2.33
габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава. [ГОСТ 9238-2013, статья 2.1] |
2.2.34 конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.
2.2.35 допустимая скорость движения железнодорожного подвижного состава: Скорость подвижного состава, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава и не превышающая его конструкционную скорость.
2.2.36
поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.8] |
2.2.37 сформированный состав: группа сцепленных между собой железнодорожных вагонов.
Примечание - Состав формируется только из грузовых вагонов или пассажирских вагонов локомотивной тяги.
