ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
2.13 Высокоскоростное железнодорожное движение
2.13.1 высокоскоростное железнодорожное движение пассажирских поездов: Движение высокоскоростных пассажирских поездов со скоростями свыше 200 км/ч.
2.13.2 высокоскоростной железнодорожный транспорт: Технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта и высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, обеспечивающий перевозки со скоростями более 200 км/ч.
2.13.3 высокоскоростная железнодорожная линия: Железнодорожная линия, обеспечивающая движения высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч.
2.13.4 единица высокоскоростного железнодорожного подвижного состава: Локомотив, вагон локомотивной тяги, электропоезд, дизель-поезд или дизель-электропоезд с конструкционной скоростью свыше 200 км/ч.
2.13.5 составная часть подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта: Сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и безопасное движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.
2.13.6 железнодорожная автоматика и телемеханика высокоскоростного железнодорожного транспорта: Подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением высокоскоростного железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях и маневровой работой.
2.13.7 железнодорожная станция высокоскоростного железнодорожного транспорта: Раздельный пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны, обеспечивает функционирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
2.13.8 железнодорожная электросвязь высокоскоростного железнодорожного транспорта: Подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов высокоскоростного железнодорожного транспорта.
2.13.9 железнодорожное электроснабжение высокоскоростного железнодорожного транспорта: Подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также электроснабжение высокоскоростного подвижного состава.
2.13.10 железнодорожный путь высокоскоростного железнодорожного транспорта: Подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
2.13.11 контактная сеть высокоскоростного железнодорожного транспорта: Совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.
2.13.12 модернизация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего высокоскоростного железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные.
2.13.13 объект инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта: Составная часть подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем.
2.13.14 подконтрольная эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с целью оценки соответствия высокоскоростного подвижного состава и/или его составных частей установленным требованиям.
2.13.15 технологический комплекс зданий высокоскоростного железнодорожного транспорта: Подсистема инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, включающая в себя здания, сооружения, устройства для осуществления на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров.
2.13.16 аварийная крэш-система высокоскоростного железнодорожного подвижного состава: Устройство высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, направленное на снижение риска травмирования пассажиров и обслуживающего персонала поезда, в случае аварийного столкновения железнодорожного подвижного состава с препятствием, путем уменьшения ускорений единиц железнодорожного подвижного состава при аварийном столкновении за счет поглощения кинетической энергии объектов аварийного столкновения с помощью контролируемой необратимой деформации конструкций, не являющихся элементами несущей конструкции кузова.
2.13.17 автоматическая локомотивная сигнализация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств для передачи в кабину машиниста сигналов путевых светофоров, к которым приближается высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, и/или информации о количестве свободных блок-участков (рельсовых цепей) до точки остановки.
2.13.18 кабина машиниста высокоскоростного железнодорожного подвижного состава: Отделенная перегородками часть кузова высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления высокоскоростным железнодорожным подвижным составом.
