ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
2.12 Железнодорожный перевозочный процесс
2.12.1 перевозочный процесс: Совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом.
2.12.2 грузооборот (железнодорожного транспорта): Основной показатель работы железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам, измеряется в тонно-километрах (т-км).
2.12.3 грузооборот брутто: Расчетный показатель, который наиболее полно характеризует объем перевозочной работы локомотивов и определяется как сумма произведений массы поезда брутто в тоннах (без массы локомотива) на пройденное расстояние, измеряется в тонно-километрах брутто.
2.12.4 грузооборот нетто эксплуатационный: Показатель, характеризующий объем перевозочной работы с учетом фактического расстояния перемещения грузов. Определяется как сумма произведений массы поезда нетто в тоннах на длину поездо-участка.
2.12.5 грузооборот тарифный: Расчетный показатель продукции железнодорожного транспорта, выраженный в тарифных тонно-километрах. Показатель определяется как сумма произведений массы отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние их перевозки, за которое взимается плата, измеряется в тонно-километрах нетто (т-км).
2.12.6 тариф на услуги железнодорожного транспорта: Денежное выражение стоимости услуг железнодорожного транспорта.
2.12.7 грузонапряженность железнодорожного транспорта: Параметр, характеризующий интенсивность использования железнодорожной линии, измеряемый количеством перевезенных тонн (брутто/нетто), приходящейся на 1 км эксплуатационной длины линии (главного пути) за определенный период времени (год).
2.12.8 оборот вагона: Показатель использования вагонного парка по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки.
2.12.9 график движения железнодорожных поездов: Нормативно-технический документ оператора инфраструктуры, устанавливающий организацию движения поездов всех категорий на участках инфраструктуры железнодорожного транспорта, графически отображающий следование поездов на масштабной сетке в условные сутки.
Примечание - График движения железнодорожных поездов подразделяется на нормативный (на плановый год), вариантный (в отдельные периоды времени) и оперативный (на текущие плановые сутки).
2.12.10 поезд пассажирский: Поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов, маршрутная скорость движения которого не превышает 50 км/ч.
Примечание - По видам сообщения пассажирские поезда делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные - до 700 км и пригородные - до 200 км.
2.12.11 поезд пассажирский дальнего следования: Пассажирский поезд, следующий на расстояние свыше 150 км, в состав которого включаются вагоны с местами для сидения и лежания, отвечающий требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании.
2.12.12 поезд пассажирский пригородный: Пассажирский поезд, следующий на расстояние не более 200 км, состоящий из вагонов с местами для сидения.
2.12.13 поезд пассажирский соединенный: Пассажирский поезд, составленный из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
2.12.14 поезд пассажирский повышенной длины: Пассажирский поезд, имеющий в составе более 20 вагонов.
Примечание - При этом поезд с составом из 26 - 36 пассажирских вагонов рассматривается как сдвоенный.
2.12.15 поезд пассажирский длинносоставный: Пассажирский поезд, длина которого превышает норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.
2.12.16 поезд пассажирский скорый: Пассажирский поезд, технические характеристики подвижного состава которого позволяют осуществлять движение со скоростью до 140 км/ч включительно, при этом маршрутная скорость движения поезда должна составлять от 50 до 91 км/ч включительно.
2.12.17 поезд пассажирский скоростной: Пассажирский поезд, технические характеристики подвижного состава которого позволяют осуществлять движение со скоростью от 141 до 200 км/ч включительно.
2.12.18 поезд пассажирский высокоскоростной: Пассажирский поезд, технические характеристики подвижного состава которого позволяют осуществлять движение со скоростью более 200 км/ч.
2.12.19 поезд туристический: Пассажирский поезд, который перевозит туристов по заранее запланированному маршруту.
2.12.20 поезд почтово-багажный: Поезд, формируемый из пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров.
2.12.21 поезд воинский (Нрк. железнодорожный эшелон): Специально выделенный и подготовленный поезд для перемещения воинских эшелонов и материальных средств, вооружений, военной техники и других воинских грузов.
2.12.22 поезд восстановительный: Поезд, сформированный из специального железнодорожного подвижного состава, предназначенный для ликвидации последствий сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава, восстановления железнодорожного пути и контактной сети железных дорог, а также для оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
2.12.23 поезд пожарный: Поезд, сформированный из специального железнодорожного подвижного состава, предназначенный и оборудованный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, на объектах железнодорожной инфраструктуры и в полосе отвода железных дорог.
2.12.24 поезд санитарный: Поезд, включающий вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших и раненых, а также вспомогательных вагонов.
Примечание - К вспомогательным вагонам относятся: операционные вагоны, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги.
2.12.25 поезд хозяйственный: Поезд, состоящий из локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, и из вагонов для специальных и технических надобностей, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по строительству, содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожной инфраструктуры.
2.12.26 поезд литерный: Поезд, имеющий обозначение по специальному распоряжению, исходящему из целей и решаемых задач выполняемой перевозки.
2.12.27 поезд грузопассажирский: Поезд, формируемый из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.
2.12.28 поезд грузовой: Поезд для перевозки грузов, сформированный преимущественно из грузовых вагонов.
2.12.29 поезд грузовой длинносоставный: Грузовой поезд, длина которого превышает норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.
2.12.30 поезд грузовой соединенный: Грузовой поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
2.12.31 поезд грузовой повышенной длины: Грузовой поезд, длина которого в условных единицах - осях, составляет 350 и более осей.
2.12.32 поезд грузовой рефрижераторный: Поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов.
2.12.33 поезд грузовой контрейлерный: Поезд, сформированный из контрейлерных платформ и осуществляющий перевозку контрейлеров.
Примечание - При сопровождаемых перевозках в состав поезда также включается пассажирский вагон.
2.12.34 поезд грузовой контейнерный: Грузовой поезд, сформированный из железнодорожных вагонов с установленными на них контейнерами.
2.12.35 поезд для перевозки живности: Поезд, сформированный из специализированных вагонов и осуществляющий перевозку сельскохозяйственных животных.
2.12.36 скоростное движение пассажирских поездов: Технологический процесс организации движения скоростных пассажирских поездов.
2.12.37 интенсивное движение поездов: Движение пассажирских и грузовых поездов по графику на двухпутных участках более 50 пар в сутки и однопутных - более 24 пар в сутки.
2.12.38 особо интенсивное движение поездов: Движение пассажирских и грузовых поездов по графику на двухпутных участках более 100 пар в сутки и на однопутных - более 48 пар в сутки.
2.12.39 железнодорожная станция: Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему выдачи грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технических операций с поездами.
2.12.40 грузовая железнодорожная станция: Железнодорожная станция, предназначенная для выполнения грузовых и коммерческих операций.
Примечание - Грузовые и коммерческие операции на железнодорожной станции включают в себя прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, переработку контейнеров, оформление перевозочных документов, прием, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание, прием и отправление грузовых поездов, информирование грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов, производство маневровой работы по подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные фронты и их уборке.
2.12.41 наливная железнодорожная станция: Грузовая железнодорожная станция, предназначенная для погрузки и выгрузки железнодорожных цистерн, и оборудованная наливными эстакадами для разлива в цистерны.
2.12.42 техническая железнодорожная станция: Железнодорожная станция, предназначенная для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.
Примечание - К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции грузовой работы не являются основными. Технические станции подразделяются на сортировочные, участковые и предпортовые.
2.12.43 сортировочная железнодорожная станция: Железнодорожная станция, предназначенная для массовой переработки вагонов и формирования составов по назначениям, установленным планом формирования поездов, и имеющая для выполнения этих работ специальные пути и маневровые средства.
2.12.44 участковая железнодорожная станция: Техническая железнодорожная станция, предназначенная для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию - формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.
2.12.45 предпортовая железнодорожная станция: Техническая железнодорожная станция, предназначенная для накопления вагонов для обслуживания морского порта.
Примечание - На предпортовых железнодорожных станциях осуществляются работы по подборке вагонов для судовых партий, приему, расформированию и формированию поездов.
2.12.46 промывочно-пропарочная станция: Техническая железнодорожная станция, предназначенная для подготовки железнодорожных цистерн и других вагонов для перевозки нефтепродуктов перед наполнением или ремонтом.
2.12.47 дезинфекционно-промывочная станция; ДПС: Техническая железнодорожная станция, предназначенная для ветеринарно-санитарной обработки вагонов под погрузку животных и крытых грузовых вагонов после перевозки в них животных, мяса, мясопродуктов, сырья животного происхождения, различных скоропортящихся грузов, минеральных удобрений.
2.12.48 промежуточная железнодорожная станция: Железнодорожная станция, предназначенная для приема, отправления и пропуска поездов, а также выполнения грузовых операций, операций по отцепке и прицепке вагонов к сборным поездам, обслуживанию пассажиров.
2.12.49 пассажирская железнодорожная станция: Железнодорожная станция, предназначенная для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов.
2.12.50 пассажирская техническая железнодорожная станция: Железнодорожная станция, предназначенная для выполнения пассажирских технических операций, технического обслуживания, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов, приписных вагонов, формирования/расформирования пассажирских составов из приписных вагонов, подачи/уборки пассажирских составов на пассажирскую станцию, отстоя пассажирских составов и приписных вагонов.
2.12.51 пассажирская железнодорожная перевозка: Процесс железнодорожной перевозки пассажиров и багажа с соблюдением сохранности, своевременности и безопасности доставки.
2.12.52 план формирования поездов: Система организации вагонопотоков в поезда по категориям и назначениям их следования на основе оптимизации распределения маневровой работы между техническими станциями и соблюдения срока доставки груза.
2.12.53 составительская бригада: Бригада, предназначенная для руководства маневровой работой с вагонами, группой вагонов, поездами, которая состоит из составителя поездов и помощника составителя поездов, а также может состоять из двух составителей поездов, один из которых назначается руководителем.
2.12.54 отправительский маршрут: Поезд, сформированный из вагонов, погруженных одним или несколькими грузоотправителями на одной железнодорожной станции, и проходящий попутные технические станции без переработки (изменения состава).
2.12.55 кольцевой маршрут: Отправительский маршрут с постоянным составом, который после выгрузки возвращается на первоначальную станцию отправления или отделение (дирекцию) для повторной погрузки.
2.12.56 ступенчатый маршрут: Отправительский маршрут, загруженный на нескольких станциях одного или нескольких участков.
2.12.57 технический маршрут: Маршрут, сформированный на сортировочных и участковых станциях из групп вагонов одного назначения.
2.12.58 поезд участковый: Поезд, следующий между двумя участковыми станциями без изменения состава.
Примечание - В участковый поезд включаются вагоны, следующие на соседнюю участковую станцию и далее на прилегающие к ней участки.
2.12.59 поезд сборный: Поезд, обращающийся в пределах одного тягового участка и обслуживающий уборкой и подачей вагонов промежуточные станции, не формирующие самостоятельно прямых поездов вследствие незначительности своего грузооборота.
2.12.60 поезд сборно-участковый: Поезд, следующий по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проследованием транзитом других участков.
2.12.61 поезд передаточный: Поезд, обращающийся между станциями одного узла и обслуживающийся парком специально выделенных локомотивов.
2.12.62 диспетчерское руководство эксплуатационной работой: Система непрерывного круглосуточного руководства процессом перевозок на станциях, участках, опорных центрах, в регионах, на сети в целом, осуществляемое диспетчерским аппаратом железнодорожного транспорта.
2.12.63 диспетчер поездной: Работник, осуществляющий руководство движением поездов в пределах своего диспетчерского участка.
2.12.64 диспетчер станционный: Работник железнодорожной станции, осуществляющий руководство работой по расформированию, формированию и обработке составов в парках станции.
2.12.65 диспетчер локомотивный: Работник, осуществляющий руководство работой по обеспечению поездов локомотивами и локомотивными бригадами в пределах закрепленного полигона.
2.12.66 железнодорожный логистический центр: Система территориального объединения независимых компаний и организаций, занимающихся железнодорожными грузовыми перевозками, предоставляющих их клиентам сопутствующие услуги и включающих в себя, по меньшей мере, один контейнерный терминал.
2.12.67 вагонопоток: Поток вагонов, следующих по линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени, обычно за сутки.
Примечание - Настоящий термин обычно связывают с числом вагонов, включаемых в назначение плана формирования поездов. Среднесуточное число вагонов, отправляемых со станции или участка назначением на другую станцию или участок, принято называть струей вагонопотока. Число вагонов в каждой струе вагонопотока зависит от рода перевозимого груза, грузоподъемности вагонов и ее использования.
2.12.68 перевозчик: Организация железнодорожного транспорта, осуществляющая деятельность по перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений на основании договора перевозки и имеющая соответствующую лицензию, обладающая на праве собственности либо на ином законном основании подвижным составом, включая тяговые транспортные средства.
2.12.69 грузоотправитель: Указанное в транспортном документе физическое или юридическое лицо, совершающее действия по загрузке товаров и передаче их перевозчику.
2.12.70 грузополучатель: Физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
2.12.71 участник перевозочного процесса: Организация железнодорожного транспорта, участвующая в перевозочном процессе.
2.12.72 оператор вагонов: Физическое или юридическое лицо, владеющее вагонами на праве собственности или иных законных основаниях.
2.12.73 транспортная логистика: Система, базирующаяся на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на отыскании оптимальных решений, в целом, по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства, с помощью критерия минимальных затрат на транспортировку.
2.12.74 приемо-сдаточные операции: Документально оформленные в установленном порядке действия, выполняемые при приеме или передаче грузов, вагонов, контейнеров.
2.12.75 насыпные [навалочные] грузы: Грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих, обладающих взаимной подвижностью.
2.12.76 железнодорожная отправка: Перевозка в виде партии груза железнодорожным транспортом по одной товарно-транспортной накладной.
2.12.77 мелкая железнодорожная отправка: Железнодорожная отправка, для перевозки которой не требуется предоставления отдельного вагона, контейнера.
2.12.78 повагонная железнодорожная отправка: Железнодорожная отправка, для перевозки которой требуется один вагон.
2.12.79 маршрутизация перевозок: Процесс отправления грузов маршрутами с обязательным прохождением не менее одной попутной технической станции без переработки данного вагонопотока.
2.12.80 транзит: Провоз или поездка через территорию страны, региона, дороги, области, в которой не производится погрузка, выгрузка грузов, посадка, высадка пассажиров.
2.12.81 груз: Любое имущество, включая живых животных, поддоны и контейнеры, предоставляемое перевозчику для осуществления перевозки в соответствии с договором.
2.12.82 крупногабаритный [негабаритный] груз: Груз, габариты которого при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути, превышают очертание габарита, погрузки или его геометрические выносы в кривых превышают расчетные нормативы.
2.12.83 грузовая транспортная единица: Некоторое количество продукции, которую погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которая своими параметрами интегрирует технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
2.12.84 контейнерная железнодорожная перевозка: Система модульной погрузки и перевозки грузов с использованием стандартных модульных контейнеров.
2.12.85 контрейлерная перевозка: Комбинированная железнодорожно-автомобильная перевозка автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов на контрейлерной платформе.
2.12.86 контрейлер: Двух- или трехосный грузовой автомобильный полуприцеп с крытым или открытым кузовом, доставляемый по железным дорогам на специализированных железнодорожных вагона-платформах.
2.12.87 контейнер: Стандартизованная многооборотная тара, предназначенная для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое.
2.12.88 танк-контейнер (контейнер-цистерна): Контейнер с стационарно установленным на раме котлом, предназначенный для транспортировки газов, жидкостей, порошкообразных или гранулированных веществ.
2.12.89 рефрижераторный контейнер: Контейнер, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.
2.12.90 поддон: Устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество грузов с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки или погрузки/выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов.
Примечание - Поддон состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки. Поддон должен иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку/выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов.
2.12.91 пакет транспортный: Укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких отдельных мест в таре или без тары в результате применения различных средств пакетирования.
Примечание - К средствам пакетирования относятся плоские и стоечные поддоны, стропы, стяжки и прочее.
2.12.92 обгонный пункт: Раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой.
2.12.93 технологический процесс на железнодорожном транспорте: Комплекс производственных технологий, выполняемых на объекте железнодорожного транспорта.
Примечание - Технологический процесс на станции, в вагонном депо, в локомотивном депо, на участке пути, на участке связи и т.д.
2.12.94 технические нормы эксплуатационной работы: Перечень количественных и качественных показателей эксплуатационной работы, устанавливаемых как среднесуточные на месяц для сети, регионов и дороги.
2.12.95 грузооборот склада: Показатель, характеризующий выполняемый объем работы продукции различных наименований, прошедшей через склад в отрезок времени (сутки, месяц, год).
2.12.96 вагонооборот станции: Показатель, характеризующий объем работы, выполняемой железнодорожной станцией.
Примечания
1 Суточный вагонооборот станции определяют суммарным числом прибывших и отправленных за сутки грузовых вагонов.
2 В вагонооборот не включаются вагоны, отправленные и прибывшие с подъездных путей, примыкающих к станции.
2.12.97 транспортная услуга: Результат деятельности перевозчика по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.
2.12.98 транспортное обслуживание: Система деятельности, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставление сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
2.12.99 унимодальные перевозки: Прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта.
2.12.100 терминал: Комплекс инженерно-технических сооружений, оснащенный современным технологическим оборудованием, позволяющий выполнять весь комплекс услуг, связанных с процессом перевозки и распределения товаров.
2.12.101 логистические товарораспределительные центры: Система контейнерных терминалов со значительным разноплановым объемом работ, обеспечивающие прием контейнеров от отправителей, выдачу их получателям, а также на передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой.
2.12.102 интермодальная перевозка: Система доставки грузов в международном и/или внутреннем и/или смешанном сообщении несколькими видами транспорта в единой грузовой транспортной единице по одному перевозочному документу и предполагающая отсутствие перегруза самого груза при смене транспорта.
2.12.103 нормативно-справочная информация: Система единой модели перевозочного процесса и централизованного ведения постоянной информации.
2.12.104 разъезд: Раздельный пункт на однопутных линиях, основным назначением которого являются скрещение и обгон поездов.
2.12.105 пассажир (железнодорожный): Физическое лицо, совершающее поездку в поезде или в моторвагонном железнодорожном подвижном составе на основании проездного документа (билета) или иных законных основаниях.
2.12.106 региональный логистический оператор-перевозчик: Лицо, заключившее договор на транзитную перевозку грузов и принявшее на себя ответственность за его осуществление в качестве перевозчика, регулирующее действия всех участников транспортно-логистического кластера с целью достижения максимального результата при имеющихся ресурсах.
2.12.107 оператор перевозки: Лицо, которое либо непосредственно отвечает за перевозку грузов, либо использует для этой перевозки третью сторону.
2.12.108 транспортно-логистическая система; ТЛС: Совокупность элементов транспортных систем, находящихся в определенных функциональных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.
2.12.109 оперативное планирование поездной и грузовой работы станции: Процесс прогнозирования объемов предстоящей работы на основе суточного и сменного задания, положения на станции к началу планируемого периода и информация о подходе к станции поездов и грузов.
