БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

2.11 Станционные здания, сооружения и устройства

 

2.11.1 станционные здания, сооружения и устройства: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя технологические комплексы зданий, сооружений и устройств для производства на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров.

2.11.2 железнодорожный вокзал: Комплекс зданий, сооружений (включая пассажирские платформы, вокзальные переходы и привокзальную территорию) и других видов имущества, предназначенных для оказания населению услуг по перевозке железнодорожным транспортом и приему-выдаче багажа, грузобагажа в зависимости от класса.

2.11.3 класс железнодорожного вокзала: Статус железнодорожного вокзала, определенный в зависимости от объема выполняемых работ и предоставляемых услуг и технической оснащенности.

2.11.4 билетная касса: Пункты продажи проездных документов - билетов, расположенные в зданиях железнодорожных вокзалов и вне этих зданий, в которых оказываются услуги по продаже проездных документов - билетов, в соответствии с требованиями законодательства.

2.11.5 перрон пассажирский: Часть территории железнодорожной станции (вокзала), примыкающая к зданию станции (вокзала), предназначенная для пропуска и остановки поездов, для посадки (и высадки) пассажиров, почтово-багажных операций и частичного технического обслуживания подвижного состава, а в отдельных случаях и для его отстоя.

2.11.6 станционная пассажирская платформа: Составная часть (элемент) железнодорожной станции (вокзала) - специальная, расположенная рядом и приподнятая над железнодорожными путями площадка, предназначенная для кратковременного накопления пассажиров (а также встречающих и провожающих) и их посадки в вагоны или высадки из них.

2.11.7 граница железнодорожной станции: Условная линия, перпендикулярная оси главных путей, отделяющая станцию от перегона.

Примечание - Границами территорий станций, разъездов и обгонных пунктов со стороны перегонов являются входные семафоры и светофоры.

 

2.11.8 путевое развитие железнодорожной станции: Дополнительные группы путей на станциях, помимо главных, предназначенные для обгона, скрещения, приема и отправления поездов.

2.11.9 полезная длина приемо-отправочного пути железнодорожной станции (при наличии электрической изоляции и светофоров): Расстояние в метрах между выходным (маршрутным) светофором и изолирующим стыком на противоположном конце пути.

Примечания

1 В зависимости от расположения светофоров, полезная длина пути может отличаться для четного и нечетного направлений.

2 По величине полезной длины пути определяется его вместимость (в условных, физических вагонах, осях).

 

2.11.10 горка сортировочной станции: Станционное устройство, позволяющее благодаря уклону железнодорожных путей использовать при маневрах силу тяжести вагонов для самостоятельного их движения (скатывания) на разветвляющиеся пути сортировочного парка.

2.11.11 локомотивное депо: Комплекс сооружений и устройств (производственных зданий, мастерских специализированных по ремонту отдельных узлов локомотивов, других технических устройств), предназначенных для подготовки локомотивов к работе, их обслуживания и ремонта.

Примечание - По служебному назначению подразделяются на основные и оборотные, по выполняемым функциям и объему технического обслуживания и ремонта - на эксплуатационные, ремонтные и сервисные.

 

2.11.12 основное локомотивное депо (депо приписки локомотивов): Подразделение локомотивного хозяйства с обязательным приписным парком локомотивов, в состав которого могут входить оборотные депо.

2.11.13 оборотное локомотивное депо: Локомотивное депо, в котором локомотивы находятся в ожидании поездов для обратного следования с ними в направлении основного локомотивного депо.

Примечание - Во время нахождения локомотивов в оборотном депо производится их техническое обслуживание, совмещаемое с экипировкой.

 

2.11.14 эксплуатационное локомотивное депо: Локомотивное депо, обеспечивающее потребность в эксплуатируемом парке локомотивов и локомотивных бригадах на планируемый объем перевозок грузов и пассажиров в границах участка обслуживания.

2.11.15 ремонтное локомотивное депо: Локомотивное депо, обеспечивающее различные виды ремонта локомотивов.

2.11.16 сервисное локомотивное депо: Ремонтное локомотивное депо, обслуживание локомотивов в котором производится сервисными организациями.

2.11.17 моторвагонное депо: Комплекс сооружений и устройств (производственных зданий, мастерских специализированных по ремонту отдельных узлов моторвагонного подвижного состава, других технических обустройств), предназначенных для подготовки моторвагонного подвижного состава к работе, его обслуживания и ремонта.

2.11.18 локомотивное депо смешанного типа: Локомотивное депо, обеспечивающее одновременное техническое обслуживание и ремонт разных видов железнодорожного тягового подвижного состава.

2.11.19 пункты технического обслуживания локомотивов; ПТОЛ: Производственные участки, предназначенные для производства технического обслуживания и экипировки локомотивов.

Примечание - Пункты технического обслуживания локомотивов могут входить в состав локомотивных депо либо пунктов оборота и экипировки локомотивов.

 

2.11.20 подъездные пути: Железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к магистральным и/или станционным путям.

2.11.21 повышенный путь: Сооружение, на котором производится разгрузка массовых сыпучих навалочных, насыпных грузов из железнодорожного подвижного состава через разгрузочные люки.

2.11.22 грузовой двор: Часть территории железнодорожной станции, имеющая комплекс сооружений и устройств, предназначенных для выполнения грузовых операций, приема к перевозке, краткосрочного хранения и выдачи грузов.

2.11.23 контейнерная площадка: Специально оборудованная на станции площадка для приема к перевозке, сортировке, выдаче и временного хранения контейнеров.

2.11.24 контрейлерная площадка: Специально оборудованная на станции или пути необщего пользования площадка для приема к перевозке, сортировке, выдаче и временному хранению контрейлеров.

2.11.25 склад: Станционное сооружение, предназначенное для кратковременного хранения грузов в периоды между приемом их к перевозке и погрузкой в вагоны, а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады грузополучателей.

2.11.26 крытый склад: Склад, предназначенный для хранения грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и температуры наружного воздуха.

2.11.27 открытая площадка: Сооружение, предназначенное для хранения колесной техники и грузов, не боящихся осадков и температурных колебаний.