БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

2.9 Железнодорожная автоматика и телемеханика

 

2.9.1 железнодорожная автоматика и телемеханика; ЖАТ: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление и безопасность движения поездов на железнодорожных участках, перегонах и станциях, а также при маневровой работе.

2.9.2 раздельный пункт: Пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.

Примечание - Раздельными пунктами служат станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, проходные светофоры автоблокировки.

 

2.9.3 диспетчерский контроль: Система телеконтроля состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.

2.9.4 интервальное регулирование движения поездов: Способ регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения путем установления заданных интервалов попутного следования и направления движения поездов по железнодорожным перегонам.

2.9.5 система интервального регулирования движения поездов; СИРДП: Система железнодорожной автоматики и телемеханики, предназначенная для обеспечения интервального регулирования движения поездов на перегоне.

2.9.6 путевой пост: Временный или постоянный раздельный пункт на железнодорожных участках, не имеющий путевого развития.

2.9.7 железнодорожный блок-пост: Раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой.

2.9.8 блок-участок: Часть железнодорожного перегона, оборудованного автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, которая может быть ограничена проходными светофорами или проходным светофором и входным светофором железнодорожной станции, или выходным светофором и первым попутным светофором.

Примечание - Блок-участок может быть не только с фиксированными границами, но и с дискретно изменяемыми границами или непрерывно изменяемыми границами в зависимости от типа применяемой системы интервального регулирования. При этом указатели границы блок-участка не устанавливаются.

 

2.9.9 железнодорожный светофор: Устройство, предназначенное для передачи информации о состоянии впереди лежащих блок-участков, секций маршрутов, а также других объектов посредством оптической цветовой сигнализации.

Примечание - По конструкции различают железнодорожные светофоры: мачтовые, консольные, на мостиках, с маршрутным указателем, карликовые, линзовые, прожекторные, переездные, локомотивные.

 

2.9.10 семафор: Стационарный механический сигнальный прибор, применяемый на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой, жезловой системой и централизацией стрелок и сигналов.

2.9.11 секция маршрута: Путевой участок с индивидуальным контролем занятости и замыкания, используемый как составная часть маршрута.

Примечание - По конфигурации путевого развития различают секции маршрута: стрелочно-путевая секция, бесстрелочный участок пути, секция путь.

 

2.9.12 автоматическая переездная светофорная сигнализация: Устройства автоматического включения при приближении поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспорту.

2.9.13 рельсовая цепь: Устройство контроля состояния путевого участка на основе электрической цепи, содержащей передатчик, приемник сигнального тока и рельсы, используемые в качестве проводников сигнального тока.

Примечания

1 Различают режимы работы рельсовой цепи: нормальный, шунтовой, контрольный, автоматической локомотивной сигнализации.

2 По роду сигнального тока различают рельсовые цепи: постоянного и переменного тока.

3 В зависимости от частоты сигнального тока рельсовые цепи переменного тока различают: низкочастотные (25, 50, 75 Гц) и тональной частоты (не менее 200 Гц).

4 По виду сигнального тока различают рельсовые цепи: импульсные, кодовые, непрерывные.

5 По способу организации цепей сигнального тока различают рельсовые цепи: разветвленные и неразветвленные; стыковые и бесстыковые; нормально замкнутые и нормально разомкнутые; наложения. По способу организации цепи тягового тока: однониточные и двухниточные.

6 В зависимости от наличия кодов автоматической локомотивной сигнализации в рельсовой цепи, рельсовые цепи различают: кодируемые и некодируемые.

 

2.9.14 [автоматическая блокировка, автоблокировка]; АБ: Система интервального регулирования движения железнодорожных поездов, попутно следующих по железнодорожному перегону с помощью сигналов проходных светофоров, установленных на границах блок-участков.

Примечания

1 По регулируемому направлению движения (установке светофоров) различают одностороннюю и двустороннюю автоблокировки, а также двухстороннюю автоблокировку с возможностью движения в неправильном направлении по сигналам автоматической локомотивной сигнализации.

2 По способу контроля состояния блок-участка различают автоматическую блокировку на основе: рельсовых цепей; счетчиков осей.

3 Различают автоматическую блокировку по типу используемых рельсовых цепей.

4 По используемой элементной базе различают автоматическую блокировку: релейную; электронную; на основе программно-аппаратных средств.

5 По способу размещения оборудования различают автоматическую блокировку с централизованным или децентрализованным размещением.

 

2.9.15 автоматическая локомотивная сигнализация; АЛС: Система передачи на бортовые локомотивные устройства информации о допустимой скорости движения и дополнительных условиях следования железнодорожного подвижного состава: ограничениях скорости, маршруте движения по железнодорожной станции.

Примечания

1 По способу передачи информации на бортовые локомотивные устройства различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с кодируемыми рельсовыми цепями, с точечными датчиками и индуктивными шлейфами, с цифровым радиоканалом, комбинированные.

2 По способу контроля режима движения, состояния машиниста и бортовых локомотивных устройств различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с контролем бдительности машиниста, с контролем скорости движения, комплексную.

3 Автоматическая локомотивная сигнализация может работать во взаимодействии с системами автоматического управления тормозами и автоведением.

 

2.9.16 автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи; АЛСО: Система интервального регулирования движения поездов, при которой движение поездов на перегоне осуществляется только по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются указатели границы блок-участков.

Примечание - Система может проектироваться как с фиксированными границами блок-участков, так и с изменяемыми границами в зависимости от скорости железнодорожного поезда. В последнем случае указатели границ блок-участков не устанавливаются.

 

2.9.17 диспетчерская централизация (железнодорожного транспорта): Система телемеханического централизованного управления устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка и контроля их состояния.

2.9.18 шлагбаум: Устройство железнодорожного переезда, предназначенное для перекрытия автомобильной дороги, состоящее из заградительного бруса и привода.

Примечания

1 Заградительный брус представляет собой подвижную балку со специальной раскраской.

2 Различают:

- ручной шлагбаум переездной;

- автоматический шлагбаум переездной, с автоматическим приводом заградительного бруса;

- полуавтоматический шлагбаум переездной, с автоматическим переводом заградительного бруса в закрытое положение при приближении поезда, а в открытое положение - командой дежурного по железнодорожному переезду.

 

2.9.19 охранная стрелка: Стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.

2.9.20 пост электрической централизации: Пост на станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов.

2.9.21 полуавтоматическая блокировка: Система интервального регулирования движения поездов, при которой на перегоне может находиться только один поезд.

Примечание - Разрешением на занятие перегона служит разрешающее показание выходного светофора станции.

 

2.9.22 устройство заграждения переезда: Техническое средство, преграждающее движение автотранспорту через железнодорожный переезд путем подъема специальных плит на проезжей части автомобильной дороги.

2.9.23 устройство обнаружения нагретых букс подвижного состава: Прибор, позволяющий во время движения железнодорожного подвижного состава в автоматическом режиме выявлять буксы, нагретые до температур угрожающих разрушением или пожаром.

2.9.24 электрическая централизация стрелок и светофоров; ЭЦ: Система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях с обеспечением установленных требований безопасности движения поездов и заданной пропускной способности.

Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и светофоров:

- релейная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются релейными устройствами;

- релейно-процессорная централизация, где функции управления и контроля реализуются релейными и программно-аппаратными устройствами, а функции безопасности реализуются релейными устройствами;

- микропроцессорная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются программно-аппаратными устройствами.

 

2.9.25 ответственная команда (в устройствах диспетчерской и электрической централизации): Управляющая команда, передаваемая с аппарата управления диспетчерской или электрической централизации, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов и связанная с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.

2.9.26 устройство счета осей: Устройство счета колесных пар железнодорожного подвижного состава, проследовавших через точки установки датчиков.

2.9.27 сигнализация безостановочного пропуска на железнодорожной станции: Взаимозависимые показания входного-маршрутного и выходного светофора в маршруте пропуска поезда по пути безостановочного пропуска.

2.9.28 реперный датчик: Пассивный датчик, служащий для корректировки координаты поезда при проследовании заранее определенных географических точек в системах интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.

2.9.29 точка прицельного торможения: Место, в котором согласно переданным на поезд от системы интервального регулирования допустимым параметрам движения, скорость поезда должна быть равна заданному ограничению.

2.9.30 допустимые параметры движения поезда: Разрешение на движение поезда по участку, включающее в себя информацию о расстоянии до точки торможения, допустимой скорости движения с учетом временных и постоянных ограничений скорости и другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасности движения на перегонах и станциях линии, оборудованной системой интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.

2.9.31 маневровый порядок движения: Организация движения поездов, составов, локомотивов на железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие стыки светофоров.