БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

2.7 Железнодорожный путь

 

2.7.1 железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.

2.7.2 железнодорожный путь общего пользования: Железнодорожный путь на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

2.7.3 железнодорожный путь необщего пользования: Железнодорожный подъездной путь, примыкающий непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или собственных нужд.

2.7.4 главные пути: Пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.

2.7.5 боковой путь: Приемо-отправочный путь, при входе на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.

2.7.6 специализированный по направлению железнодорожный путь: Железнодорожный путь, оборудованный средствами сигнализации для организации движения железнодорожных поездов в одном направлении.

2.7.7 бесстыковой железнодорожный путь: Железнодорожный путь, содержащий сварные рельсовые плети.

2.7.8 станционный железнодорожный путь: Железнодорожный путь в границах железнодорожной станции, назначение которого определяется производимыми на нем операциями.

2.7.9 путь безостановочного пропуска: Станционный боковой путь, предназначенный для безостановочного пропуска поездов и оборудованный напольными устройствами автоматической локомотивной сигнализации.

2.7.10 станционный вытяжной путь: Железнодорожный путь, как правило, тупиковый, обеспечивающий выполнение маневровых операций по перестановке с одного пути на другой путь групп вагонов, а также расформирование, формирование, осаживание составов поездов.

2.7.11 соединительный путь: Станционный путь, служащий для соединения основных станционных путей и парков путей друг с другом, с грузовыми площадками, складами, пунктами ремонта подвижного состава.

2.7.12 парк железнодорожных путей: Группа станционных путей одинакового назначения, объединенная общими стрелочными горловинами.

2.7.13 приемо-отправочный путь: Станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправлением поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов на однопутных линиях и ожиданием обгона более срочными поездами.

2.7.14 приемо-сдаточные [выставочные] пути: Определенные договором на подачу-уборку вагонов железнодорожные пути в пределах станции или на подъездном пути для выполнения приемо-сдаточных операций.

2.7.15 выправка пути: Исправление железнодорожного пути в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами.

2.7.16 пикет; ПК: Точка разметки расстояния на железнодорожных линиях с шагом в 100 м.

2.7.17 пикетный знак: Знак разметки расстояния на железнодорожных линиях с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.

2.7.18 путевой участок: Часть железнодорожного пути определенного технологического назначения.

2.7.19 гарантийный участок: Участок, ограниченный пунктами технического обслуживания, протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда.

2.7.20 предохранительный тупик: Железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов.

2.7.21 улавливающий тупик: Железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении.

2.7.22 компонент железнодорожного пути: Отдельная конструкция или сооружение железнодорожного пути, рассматриваемая учетной политикой как составная часть комплексного основного средства - железнодорожного пути.

2.7.23 верхнее строение железнодорожного пути: Составная часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес железнодорожного подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.

2.7.24 нижнее строение железнодорожного пути: Составная часть железнодорожного пути, включающая земляное полотно с искусственными сооружениями.

2.7.25 земляное полотно: Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.

2.7.26 искусственное сооружение: Сооружение, возводимое на пересечениях железной дороги с водными преградами, другими железными дорогами, автомобильными дорогами, глубокими ущельями, горными хребтами, застроенными городскими территориями, а также возводимое для обеспечения перехода людей и животных через железнодорожные пути и обеспечения устойчивости земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях и условиях рельефа местности.

2.7.27 балластная призма: Составная часть верхнего строения железнодорожного пути - минеральный сыпучий материал, уложенный на основную площадку земляного полотна и имеющий определенный гранулометрический состав, обеспечивающий горизонтальную и вертикальную устойчивость железнодорожного пути при воздействии нагрузок от железнодорожного подвижного состава и температурных изменений.

2.7.28 рельс: Стальное изделие в виде специального фасонного профиля, состоящее из головки, шейки, подошвы и предназначенное для верхнего строения рельсовых путей железнодорожного магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайных путей, а также для крановых и подвесных путей.

Примечание - Рельсовые пути изготавливаются для поездов, кранов, тележек и тельферов, а также для другого подъемно-транспортного оборудования и других передвижных, поворотных и вращающихся конструкций. Рельсы для кривых участков рельсовых путей железнодорожного транспорта дополнительно маркируют.

 

2.7.29 рельсовая колея: Составная часть верхнего пути, являющаяся направляющей для колес железнодорожного подвижного состава, состоящая из двух нитей, установленных на определенном расстоянии одна от другой и прикрепленных к шпалам, брусьям или плитам.

2.7.30 рельсовая нить: Последовательно лежащие рельсы, примыкающие концами друг к другу и соединенные между собой стыковыми скреплениями или сваркой.

Примечание - В кривых участках рельсовых путей различают наружную и внутреннюю рельсовые нити, а на двухпутных участках - откосную и внутреннюю рельсовые нити.

 

2.7.31 ось железнодорожного пути: Условная линия, проходящая посередине рельсовой колеи.

2.7.32 пологая кривая: Криволинейный участок железнодорожного пути, имеющий радиус от 3000 м и более.

Примечание - Для пологих кривых переходные кривые не устраиваются.

 

2.7.33 [рельсовая опора, подрельсовое основание, шпала]: Составная часть верхнего строения железнодорожного пути, служащая для фиксирования рельсов в устойчивом положении, обеспечения постоянства геометрических размеров и положения рельсовой колеи в плане и профиле, а также для передачи давления от железнодорожного подвижного состава и рельсов на нижнее строение пути непосредственно или через балластную призму.

2.7.34 железнодорожные рельсовые скрепления: Элементы железнодорожного пути, обеспечивающие соединение рельсов между собой (стыковые) и рельсов с рельсовыми опорами (промежуточные), а также обеспечивающих постоянство геометрических размеров положения рельсовой колеи в плане и профиле.

Примечание - При использовании железобетонных и металлических рельсовых опор железнодорожные рельсовые скрепления обеспечивают также электрическую изоляцию рельсов и рельсовых опор.

 

2.7.35 железнодорожный стрелочный перевод: Составная часть верхнего строения железнодорожного пути, разветвляющая рельсовый путь на два пути и предназначенная для перемещения железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.

2.7.36 железнодорожная стрелка: Часть железнодорожного стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма остряков.

Примечание - При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелка входит и крестовина.

 

2.7.37 железнодорожная стрелка централизованная: Железнодорожная стрелка, остряки которой, а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник, переводятся и контролируются специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта.

2.7.38 железнодорожная стрелка нецентрализованная: Железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.

2.7.39 насыпь: Инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и/или техногенных грунтов, в пределах которого вся поверхность, основная площадка, земляного полотна располагается выше уровня поверхности земли.

2.7.40 выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю, при этом вся поверхность, основная площадка, земляного полотна располагается ниже уровня поверхности земли.

2.7.41 водоотводное сооружение земляного полотна: Сооружение в земляном полотне открытого или закрытого типа, предназначенное для защиты от размыва или переувлажнения, сбора атмосферных, поверхностных и грунтовых вод и отвода их от земляного полотна.

2.7.42 защитное сооружение земляного полотна: Постоянное или временное поверхностное или заглубленное сооружение земляного полотна, предназначенное для защиты от неблагоприятных природных воздействий на конструкции железнодорожного пути.

2.7.43 укрепительное сооружение земляного полотна: Покрытие откосов насыпей, выемок, конусов мостов, кюветов, канав, дна водоотводных сооружений и русел вблизи и в составе малых искусственных сооружений, предназначенное для предотвращения повреждений земляного полотна.

2.7.44 железнодорожный мост: Искусственное сооружение, по которому железнодорожный путь пересекает препятствие.

2.7.45 железнодорожный тоннель: Искусственное сооружение, по которому железнодорожный путь пересекает высотное или контурное препятствие.

2.7.46 водопропускная труба: Искусственное сооружение, устраиваемое в теле железнодорожной насыпи для пропуска водного потока.

2.7.47 скотопрогон: Искусственное сооружение, пересекающее железнодорожный путь ниже уровня движения железнодорожного подвижного состава и предназначенное для прогона скота и/или движения мигрирующих животных.

2.7.48 железнодорожный переезд: Пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

2.7.49 железнодорожный перегон: Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.

2.7.50 межпостовой железнодорожный перегон: Железнодорожный перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.

2.7.51 неправильный железнодорожный путь: Железнодорожный путь, по которому осуществляется движение железнодорожного подвижного состава в направлении, противоположном специализированному направлению.

2.7.52 железнодорожный пешеходный переход: Пересечение на одном уровне железнодорожных путей и пешеходной дорожки, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия перехода.

2.7.53 путепровод пешеходный: Искусственное сооружение мостового типа, предназначенное для перехода над станционными железнодорожными путями.

2.7.54 виадук железнодорожный: Искусственное сооружение мостового типа, предназначенное для размещения железнодорожного пути над естественной выемкой в рельефе.

2.7.55 эстакада железнодорожная: Искусственное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролетов и предназначенное для перехода железнодорожного пути занятой территории или транспортных потоков над уровнем земли.