ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
2.5 Тормозные системы и процессы торможения
2.5.1 тормозная система поезда: Совокупность частей пневматической системы подвижного состава, обеспечивающих функционирование тормозных приборов и устройств, установленных на тяговом и нетяговом подвижном составе поезда.
2.5.2 тормоза (единицы железнодорожного подвижного состава): Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления ее движению в целях поддержания или снижения скорости движения, остановки и/или удержания в неподвижном состоянии.
2.5.3
тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.68] |
2.5.4 приборы управления тормозами: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами единицы железнодорожного подвижного состава или поезда в целом.
2.5.5
кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.86] |
2.5.6
торможение: Создание искусственного сопротивления движению поезда или отдельных единиц подвижного состава в целях их остановки, уменьшения скорости движения или удержания на месте. [ГОСТ 32880-2014, статья 3.20] |
2.5.7
экстренное торможение: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем реализации максимальной тормозной силы. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.70] |
2.5.8 тормоз автоматический (Нрк. автотормоз): Устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и/или электрической цепи безопасности и/или при открытии крана экстренного торможения.
2.5.9 петля [электрическая цепь] безопасности: Совокупность электронных или электрических устройств и замкнутый электрический контур, при разрыве которого или снятии напряжения срабатывает автоматический тормоз и происходит экстренное торможение.
2.5.10
фрикционный тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов - тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям - колесам или специальным тормозным дискам. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.79] |
2.5.11 рельсовый тормоз: Устройство, которое вызывает замедление движения железнодорожного подвижного состава независимо от контакта между колесом и рельсом, путем электромагнитного взаимодействия рельса и башмака, расположенного на тележке.
Примечание - Различают два вида рельсового тормоза: вихретоковый и магниторельсовый.
2.5.12
электропневматический тормоз: Устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.72] |
2.5.13 пневматический тормоз: Тормоз, в котором для управления им и создания тормозной силы используется сжатый воздух.
2.5.14
компрессорный агрегат с электрическим приводом (компрессорный агрегат): Изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава сжатым воздухом и включающее в себя компрессор с электрическим приводом. Примечание - В состав компрессорного агрегата могут дополнительно входить рама, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы системы регулирования производительности компрессора и другие узлы.
[ГОСТ 10393-2014, статья 3.3] |
2.5.15
стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее удержания на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава. Примечание - Аварийная остановка предпринимается при отказе основной тормозной системы только на отдельно следующих локомотивах, моторвагонном подвижном составе, пассажирских поездах локомотивной тяги и специальном железнодорожном подвижном составе (самоходном).
[ГОСТ 32280-2014, статья 3.19] |
2.5.16
электродинамический тормоз (Нрк. электрический тормоз): Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим. Примечание - Различают два вида электродинамического тормоза, рекуперативный и реостатный. При рекуперативном тормозе электрическая энергия передается в контактную сеть. При реостатном тормозе электрическая энергия может переводиться в тепловую в тормозных резисторах, установленных на железнодорожном подвижном составе, а также может направляться для питания вспомогательных силовых цепей, либо в бортовые накопители энергии для возможного повторного ее использования.
[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.73] |
2.5.17
реостатное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.74] |
2.5.18
рекуперативное торможение подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.75] |
2.5.19 тормозной башмак: Приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также для закрепления подвижного состава от внезапного движения (ухода) на станционных и подъездных путях.
Примечание - Тормозные башмаки используются в качестве тормозных средств на сортировочных путях сортировочных горок, для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.
2.5.20
юз: Режим работы колеса (колесной пары), когда оно не вращается, а проскальзывает, либо его вращение происходит против направления движения. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.91] |
2.5.21
противоюзная система: Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колес с рельсами меньше тормозной силы. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.92] |
