БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

Приложение F

(справочное)

 

ОЦЕНКА ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО СИЛЬНОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ

ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦЕНОЧНОГО УРОВНЯ ШУМА

НА ИНТЕРВАЛАХ "ДЕНЬ - ВЕЧЕР - НОЧЬ" И "ДЕНЬ - НОЧЬ"

НА ОСНОВЕ УРАВНЕНИЯ РЕГРЕССИИ

 

F.1 Авиационный шум

 

F.1.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, PHA, %, от значения Lden, дБ, согласно [15], имеет вид

 

PHA = -9,199·10-5(Lden - 42)3 + 3,932·10-2(Lden - 42)2 +

+ 0,294(Lden - 42). (F.1)

 

Эта зависимость табулирована в таблице F.1.

 

Таблица F.1

 

Доля населения, испытывающего сильное раздражение

от воздействия авиационного шума, и соответствующие

95%-ные предсказательные интервалы в зависимости

от Ldn (или Lden) с внесенными поправками 5 и 7 дБ

относительного шума автотранспортного потока

 

Ldn (или Lden), поправка 5 дБ, дБ

Ldn (или Lden), поправка 7 дБ, дБ

Верхняя граница 95%-ного интервала, %

Нижняя граница 95%-ного интервала, %

PHA, %, для Ldn (на основе [15])

PHA, %, для Lden (на основе [15])

45

43

33,5

0,3

1,4

1,2

46

44

35,7

0,4

2,0

1,8

47

45

38,0

0,4

2,7

2,4

48

46

40,3

0,5

3,5

3,2

49

47

42,7

0,6

4,3

4,0

50

48

45,1

0,7

5,3

4,8

51

49

47,5

0,9

6,3

5,8

52

50

49,9

1,0

7,4

6,8

53

51

52,3

1,2

8,5

7,9

54

52

54,7

1,4

9,7

9,0

55

53

57,1

1,7

11,0

10,3

56

54

59,5

1,9

12,4

11,6

57

55

61,8

2,2

13,8

12,9

58

56

64,1

2,6

15,3

14,4

59

57

66,3

3,0

16,9

15,9

60

58

68,5

3,4

18,6

17,5

61

59

70,6

3,9

20,3

19,1

62

60

72,7

4,4

22,0

20,9

63

61

74,7

5,0

23,9

22,7

64

62

76,6

5,7

25,8

24,5

65

63

78,4

6,4

27,8

26,4

66

64

80,1

7,2

29,8

28,4

67

65

81,8

8,1

31,9

30,5

68

66

83,4

9,0

34,0

32,6

69

67

84,8

10,0

36,2

34,8

70

68

86,2

11,1

38,5

37,0

71

69

87,5

12,3

40,8

39,3

72

70

88,7

13,6

43,2

41,7

73

71

89,9

15,0

45,7

44,2

74

72

90,9

16,4

48,2

46,7

75

73

91,9

18,0

50,7

49,2

Примечание - Четыре правых столбца (с 3-го по 6-й) следует использовать либо с первым столбцом (поправка 5 дБ), либо со вторым столбцом (поправка 7 дБ).

 

Формула (F.1) учитывает внесенную поправку около 5 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока.

Согласно приложению A рекомендуемая поправка на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока составляет 7 дБ. Чтобы преобразовать формулу (F.1) с учетом этой поправки, необходимо из каждого числа 42 в формуле (F.1) вычесть 2, что дает

 

PHA = -9,199·10-5(Lden - 40)3 + 3,932·10-2(Lden - 40)2 +

+ 0,294(Lden - 40). (F.2)

 

F.1.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, PHA, %, от значения Ldn, дБ, согласно [15], имеет вид

 

PHA = -1,395·10-4(Ldn - 42)3 + 4,081·10-2(Ldn - 42)2 +

+ 0,342(Ldn - 42). (F.3)

 

Эта зависимость также табулирована в таблице F.1.

Формула (F.3) учитывает внесенную поправку около 5 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока.

Согласно приложению A рекомендуемая поправка на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока составляет 7 дБ. Чтобы преобразовать формулу (F.3) с учетом этой поправки, необходимо из каждого числа 42 в формуле (F.3) вычесть 2, что дает

 

PHA = -1,395·10-4(Ldn - 40)3 + 4,081·10-2(Ldn - 40)2 +

+ 0,342(Ldn - 40). (F.4)

 

Примечание - Формулы (F.1) - (F.4), так же как и формулы (F.5) - (F.8) для других источников шума являются результатом аппроксимации данных полиномиальной зависимостью от Ldn (или Lden) и применимы только в диапазоне аппроксимации от 45 до 75 дБ. Более подробная информация о статистическом методе многоуровневой регрессии, где во внимание принимают разброс данных как по отдельным представителям, так и по их группам, приведена в [9]).

 

Данные таблицы F.1 проиллюстрированы рисунком F.1 с использованием двух осей абсцисс для Ldn или Lden. Верхняя ось соответствует поправке 5 дБ, нижняя - поправке 7 дБ.

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

 

X1 - оценочный уровень шума на интервале

"день - вечер - ночь" Lden, дБ, с поправкой 5 дБ;

X2 - оценочный уровень шума на интервале

"день - вечер - ночь" Lden, дБ, с поправкой 7 дБ;

Y - доля населения, испытывающего сильное

раздражение от действия шума PHA, %

 

Примечание - Рисунок F.1 включает, фактически, два набора данных для Lden - один для поправки 5 дБ (ось X1), другой - для поправки 7 дБ (ось X2).

 

Рисунок F.1 - Доля населения, испытывающая сильное

раздражение от авиационного шума (сплошная кривая),

и границы 95%-ного предсказательного интервала

(штриховые линии) для разных значений Lden (на основе [15])

 

Данные, отображенные на рисунке F.1, взяты из [7]. Пунктирные линии показывают 95%-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве нового аэропорта использован прогноз Lden = 58 дБ и поправка 5 дБ (первый столбец таблицы F.1) или 7 дБ (второй столбец таблицы F.1), тогда, как следует из таблицы F.1, прогнозное значение PHA составит 14,4% (или соответственно 17,5%), и для 95% населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от самолетов, составит от 2,6% до 64,1% (или соответственно от 3,4% до 68,5%).

 

F.2 Шум автотранспортного потока

 

F.2.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума автотранспортного потока, PHA, %, от значения Ldn, дБ, согласно [15] имеет вид (см. также таблицу F.2)

 

PHA = 9,868·10-4(Lden - 42)3 - 1,436·10-2(Lden - 42)2 +

+ 0,512(Lden - 42). (F.5)

 

График этой функции вместе с границами 95%-ного предсказательного интервала (штриховые линии) построен на рисунке F.2 по данным из [18].

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

 

X - оценочный уровень шума на интервале

"день - вечер - ночь" Lden, дБ; Y - доля населения,

испытывающего сильное раздражение от действия шума PHA, %

 

Примечание - Для большей части рассматриваемого диапазона нижняя граница 95%-ного предсказательного интервала равна нулю и лежит на оси абсцисс.

 

Рисунок F.2 - Доля населения, испытывающая сильное

раздражение от шума автотранспортного потока (сплошная

кривая), и верхняя граница 95%-ного предсказательного

интервала (штриховая линия) для разных значений

Lden (на основе [15])

 

F.2.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума автотранспортного потока, PHA, %, от значения Ldn, дБ, согласно [15] имеет вид (см. также таблицу F.2)

 

PHA = 9,994·10-4(Ldn - 42)3 - 1,523·10-2(Ldn - 42)2 +

+ 0,538(Ldn - 42). (F.6)

 

Таблица F.2

 

Доля населения, испытывающего сильное раздражение

от воздействия шума автотранспортного потока,

и соответствующие 95%-ные предсказательные

интервалы в зависимости от Ldn (или Lden)

 

Ldn (или Lden), дБ

Верхняя граница 95%-ного интервала, %

Нижняя граница 95%-ного интервала, %

PHA, %, для Ldn (на основе [18])

PHA, %, для Lden (на основе [18])

45

8,0

0,0

1,5

1,4

46

9,0

0,0

2,0

1,9

47

10,0

0,0

2,4

2,3

48

11,1

0,0

2,9

2,8

49

12,3

0,0

3,4

3,2

50

13,6

0,0

3,8

3,7

51

15,0

0,0

4,3

4,2

52

16,5

0,0

4,9

4,7

53

18,1

0,0

5,4

5,2

54

19,7

0,0

6,0

5,8

55

21,5

0,0

6,6

6,4

56

23,3

0,0

7,3

7,1

57

25,2

0,0

8,0

7,8

58

27,3

0,0

8,8

8,6

59

29,3

0,0

9,7

9,4

60

31,5

0,0

10,6

10,3

61

33,7

0,0

11,6

11,3

62

36,0

0,0

12,7

12,4

63

38,3

0,0

13,8

13,6

64

40,7

0,0

15,1

14,8

65

43,1

0,0

16,5

16,2

66

45,5

0,0

18,0

17,7

67

48,0

0,0

19,5

19,2

68

50,4

0,0

21,3

20,9

69

52,9

0,0

23,1

22,8

70

55,3

0,0

25,1

24,7

71

57,8

0,0

27,2

26,8

72

60,2

0,1

29,4

29,1

73

62,5

0,1

31,8

31,5

74

64,8

0,1

34,4

34,0

75

67,1

0,1

37,1

36,7

 

F.3 Шум поездов

 

Нижеследующие формулы, основанные на [15], описывают зависимости доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума железнодорожного транспорта, PHA, %, от значений Ldn и Lden, дБ. Зависимости построены по всему массиву данных наблюдений без разделения их на относящиеся к сильной или слабой вибрации, передаваемой от движущегося транспортного средства.

Для Lden зависимость имеет вид

 

PHA = 7,239·10-4(Lden - 42)3 - 7,851·10-3(Lden - 42)2 +

+ 0,170(Lden - 42). (F.7)

 

Для Ldn зависимость имеет вид

 

PHA = 7,158·10-4(Ldn - 42)3 - 7,774·10-3(Ldn - 42)2 +

+ 0,163(Ldn - 42). (F.8)