БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

Приложение E

(справочное)

 

ОЦЕНКА ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО СИЛЬНОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ

ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦЕНОЧНОГО УРОВНЯ ШУМА

НА ИНТЕРВАЛАХ "ДЕНЬ - ВЕЧЕР - НОЧЬ" И "ДЕНЬ - НОЧЬ"

НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ШУМА

 

E.1 Авиационный шум

 

E.1.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, PHA, %, от значения Ldn, дБ, согласно [7], имеет вид

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.1)

 

Эта зависимость табулирована в таблице E.1.

Если социально допустимый уровень шума Lct установлен равным 71,3 дБ (с учетом поправки 7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока), то формула (E.1) приобретает вид

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.2)

 

Согласно таблице A.1 рекомендуемая поправка для авиационного шума находится в диапазоне от +5 до +8 дБ. В формуле (E.2) использована поправка 7 дБ. Таким образом, чтобы получить аналогичную формулу для поправок 5, 6 и 8 дБ, нужно к числу 66 в формуле (E.2) прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Так, в случае поправки 8 дБ в формуле (E.2) нужно заменить число 66 на 65. При использовании таблицы E.1 нужно к значениям Ldn (или Lden) во втором столбце, соответствующем поправке 7 дБ, прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Например, из таблицы E.1 видно, что при Ldn = 60 дБ доля населения, испытывающего сильное раздражение, составляет 22%. Чтобы получить результат для поправки 8 дБ, нужно весь столбец 2 сместить на одну строку вниз, тогда то же самое значение 22% будет соответствовать Ldn = 59 дБ.

 

Таблица E.1

 

Доля населения, испытывающего сильное раздражение

от воздействия авиационного шума, и соответствующие

95%-ные предсказательные интервалы в зависимости

от Ldn (или Lden) с внесенными поправками 5 и 7 дБ

относительного шума автотранспортного потока

 

Ldn (или Lden), поправка 5 дБ, дБ

Ldn (или Lden), поправка 7 дБ, дБ

Верхняя граница 95%-ного интервала, %

Нижняя граница 95%-ного интервала, %

PHA, %, для Ldn (на основе [7])

PHA, %, для Lden (на основе [7])

45

43

33,5

0,3

0,7

0,6

46

44

35,7

0,4

1,0

0,9

47

45

38,0

0,4

1,4

1,2

48

46

40,3

0,5

1,9

1,6

49

47

42,7

0,6

2,4

2,1

50

48

45,1

0,7

3,1

2,7

51

49

47,5

0,9

3,9

3,4

52

50

49,9

1,0

4,9

4,3

53

51

52,3

1,2

6,0

5,3

54

52

54,7

1,4

7,2

6,5

55

53

57,1

1,7

8,6

7,7

56

54

59,5

1,9

10,1

9,2

57

55

61,8

2,2

11,8

10,8

58

56

64,1

2,6

13,6

12,5

59

57

66,3

3,0

15,5

14,4

60

58

68,5

3,4

17,6

16,4

61

59

70,6

3,9

19,8

18,5

62

60

72,7

4,4

22,0

20,7

63

61

74,7

5,0

24,4

22,9

64

62

76,6

5,7

26,8

25,3

65

63

78,4

6,4

29,2

27,7

66

64

80,1

7,2

31,7

30,2

67

65

81,8

8,1

34,3

32,7

68

66

83,4

9,0

36,8

35,3

69

67

84,8

10,0

39,3

37,8

70

68

86,2

11,1

41,9

40,3

71

69

87,5

12,3

44,4

42,9

72

70

88,7

13,6

46,8

45,4

73

71

89,9

15,0

49,3

47,8

74

72

90,9

16,4

51,7

50,2

75

73

91,9

18,0

54,0

52,6

76

74

92,7

19,6

56,3

54,9

77

75

93,6

21,3

58,5

57,1

78

76

94,3

23,1

60,6

59,3

Примечание - Четыре правых столбца (с 3-го по 6-й) следует использовать либо с первым столбцом (поправка 5 дБ), либо со вторым столбцом (поправка 7 дБ).

 

E.1.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Типичная разница между уровнями "день - ночь" Ldn, дБ, и "день - вечер - ночь" Lden, дБ, составляет 0,6 дБ. Таким образом, чтобы представить PHA в виде функции Lden, следует в формуле (E.1) заменить Ldn на (Lden - 0,6):

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.3)

 

Формула (E.3) также табулирована в таблице E.1 с шагом 1 дБ.

Значения Ldn (или Lden) в таблице E.1 приведены с поправками +5 дБ и +7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока, т.е. при Lct, равном 78,3 дБ для шума автотранспортного потока значение Lct для авиационного шума будет 73,3 дБ при использовании поправки 5 дБ (столбец 1 таблицы E.1) и 71,2 дБ при использовании поправки 7 дБ (столбец 2 таблицы E.1).

Чтобы применить, например, поправку 7 дБ, пользователю нужно вычесть 2 дБ (разность между желаемой поправкой и поправкой 5 дБ) из каждого значения в первом столбце таблицы E.1.

Данные таблицы E.1 проиллюстрированы рисунком E.1 с использованием двух осей абсцисс для Ldn (или Lden). Верхняя ось соответствует поправке 5 дБ, нижняя - поправке 7 дБ.

Данные, отображенные на рисунке E.1, взяты из [7]. Пунктирные линии показывают 95%-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве нового аэропорта использован прогноз Lden = 58 дБ и поправка 5 дБ (первый столбец таблицы E.1) или 7 дБ (второй столбец таблицы E.1), тогда, как следует из таблицы E.1, прогнозное значение PHA составит 12,5% (или соответственно 16,4%), и для 95% населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от самолетов, составит от 2,6% до 64,1% (или соответственно от 3,4% до 68,5%).

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

 

X1 - оценочный уровень шума на интервале

"день - вечер - ночь" Lden, дБ, с поправкой 5 дБ;

X2 - оценочный уровень шума на интервале

"день - вечер - ночь" Lden, дБ, с поправкой 7 дБ;

Y - доля населения, испытывающего сильное

раздражение от действия шума PHA, %

 

Примечание 1 - Рисунок E.1 может быть применен как для Lden, так и для Ldn, поскольку шкала для этих величин весьма грубая. Разница между Ldn и Lden, выраженная в единицах PHA, составит самое большее 1,5%. Рисунок E.1 построен для данных из таблицы E.1 для значений Lden, но мог бы быть построен для значений Ldn, которые приблизительно на 0,6 дБ меньше. Эта разница практически неразличима на взгляд, поэтому вместо двух графиков приведен только один.

Примечание 2 - Ось X2 соответствует сдвигу на 2 дБ в социально допустимом уровне шума Lct, который будет отличаться на 7 дБ от значения Lct для шума автотранспортного потока.

Примечание 3 - Рисунок E.1 включает фактически два набора данных для Lden - один для поправки 5 дБ (ось X1), другой - для поправки 7 дБ (ось X2).

 

Рисунок E.1 - Доля населения, испытывающая сильное

раздражение от авиационного шума (сплошная кривая),

и границы 95%-ного предсказательного интервала

(штриховые линии) для разных значений Lden (на основе [7])

 

E.2 Шум автотранспортного потока

 

E.2.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума автотранспортного потока, PHA, %, от значения Ldn, дБ, согласно [18], имеет вид (см. также рисунок E.2)

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.4)

 

Эта формула получена для социально допустимого уровня шума Lct = 78,3 дБ. В значение Ldn никаких поправок не внесено.

E.2.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Типичная разница между уровнями "день - ночь" Ldn, дБ, и "день - вечер - ночь" Lden, дБ, составляет 0,6 дБ. Таким образом, чтобы представить PHA в виде функции Lden, следует в формуле (E.4) заменить Ldn на (Lden - 0,6):

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.5)

 

Формула (E.5) табулирована в таблице E.2 с шагом 1 дБ.

Данные таблицы E.2 проиллюстрированы рисунком E.2. Пунктирные линии показывают 95%-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве новой трассы использован прогноз Lden = 53 дБ, тогда, как следует из таблицы E.2, прогнозное значение PHA составит 1,6%, и для 95% населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от движущегося транспорта, составит от 0,0% до 18,3%.

 

Таблица E.2

 

Доля населения, испытывающего сильное раздражение

от воздействия шума автотранспортного потока,

и соответствующие 95%-ные предсказательные

интервалы в зависимости от Ldn (или Lden)

 

Ldn (или Lden), дБ

Верхняя граница 95%-ного интервала, %

Нижняя граница 95%-ного интервала, %

PHA, %, для Ldn (на основе [18])

PHA, %, для Lden (на основе [18])

45

8,2

0,0

0,1

0,1

46

9,1

0,0

0,2

0,1

47

10,2

0,0

0,2

0,2

48

11,3

0,0

0,4

0,3

49

12,5

0,0

0,5

0,4

50

13,8

0,0

0,7

0,6

51

15,2

0,0

1,0

0,9

52

16,7

0,0

1,4

1,2

53

18,3

0,0

1,9

1,6

54

19,9

0,0

2,4

2,1

55

21,7

0,0

3,1

2,7

56

23,5

0,0

3,9

3,4

57

25,5

0,0

4,9

4,3

58

27,5

0,0

6,0

5,3

59

29,5

0,0

7,2

6,5

60

31,7

0,0

8,6

7,7

61

33,9

0,0

10,1

9,2

62

36,2

0,0

11,8

10,8

63

38,5

0,0

13,6

12,5

64

40,8

0,0

15,5

14,4

65

43,2

0,0

17,6

16,3

66

45,7

0,0

19,8

18,4

67

48,1

0,0

22,0

20,7

68

50,6

0,0

24,4

22,9

69

53,0

0,0

26,8

25,3

70

55,4

0,0

29,2

27,7

71

57,8

0,0

31,7

30,2

72

60,2

0,1

34,3

32,7

73

62,6

0,1

36,8

35,3

74

64,9

0,1

39,3

37,8

75

67,1

0,1

41,9

40,3

Примечание - Приведенные в таблице значения получены для Lct = 78,3 дБ.

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

 

X - оценочный уровень шума на интервале

"день - вечер - ночь" Lden, дБ; Y - доля населения,

испытывающего сильное раздражение от действия шума PHA, %

 

Примечание 1 - Рисунок E.2 может быть применен как для Lden, так и для Ldn (см. примечание 1 к рисунку E.1).

Примечание 2 - Для большей части рассматриваемого диапазона нижняя граница 95%-ного предсказательного интервала равна нулю и лежит на оси абсцисс.

 

Рисунок E.2 - Доля населения, испытывающая сильное

раздражение от шума автотранспортного потока (сплошная

кривая), и верхняя граница 95%-ного предсказательного

интервала (штриховая линия) для разных значений

Lden (на основе [18])

 

E.3 Шум поездов

 

E.3.1 Общие положения

Данные шума от движущихся поездов обычно различают в зависимости от того, насколько сильна вибрация, передаваемая через воздух или через грунт, от взаимодействия железнодорожного состава и рельсового пути. Обычно вибрацию считают низкой в случае движения электропоездов по изолированному пути или пути, проложенному по грунту, препятствующему передаче вибрации. В остальных случаях вибрацию считают высокой.

В таблице E.3 приведены данные, взятые из [18], о значениях Lct для указанных двух категорий. Для наглядности в таблицу E.3 включены также данные по авиационному шуму из [7].

 

Таблица E.3

 

Среднее значение Lct для разных

источников транспортного шума

 

Источник шума

Lct, дБ

Разность с шумом автотранспортного потока, дБ

Автотранспортный поток

78,3

0

Воздушный транспорт

73,3

5

Железнодорожный транспорт, низкая вибрация

87,8

-9,5

Железнодорожный транспорт, сильная вибрация

75,8

2,5

Примечание - Для высокоскоростных поездов (скорость более 230 км/ч) даже в случае низкой вибрации отклонение от Lct может быть ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки.

 

В таблице E.4 приведены стандартные отклонения, рассчитанные по данным из [18].

 

Таблица E.4

 

Стандартные отклонения для шума поездов

 

Источник шума и условия

Среднее Lct, дБ

Разность с шумом автотранспортного потока, дБ

Стандартное отклонение, дБ

95%-ный предсказательный интервал, дБ

Поезд, низкая вибрация

87,8

-9,5

3,5

87,8 +/- 7,0

Поезд, сильная вибрация

75,8

2,5

4,2

75,8 +/- 8,4

 

E.3.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"

Нижеследующие формулы описывают зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума железнодорожного транспорта, PHA, %, от значения Lden, дБ.

В случае сильной передаваемой вибрации (Lct = 75,8 дБ) формула имеет вид

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.6)

 

В случае низкой вибрации (Lct = 87,8 дБ) формула имеет вид

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.7)

 

E.3.3 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"

Нижеследующие формулы описывают зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума железнодорожного транспорта, PHA, %, от значения Ldn, дБ.

В случае сильной передаваемой вибрации (Lct = 75,8 дБ) формула имеет вид

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.8)

 

В случае низкой вибрации (Lct = 87,8 дБ) формула имеет вид

 

ГОСТ Р ИСО 1996-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (E.9)