ГОСТ Р 43.4.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация". Запоминание информации
5 Основные положения
5.1 Запоминание информации в памяти может протекать с различной степенью осмысленности и различной глубиной понимания.
5.2 Мышление является опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания информации, которое различается на логическое (смысловое) и механическое.
Структура этапов осуществления логического запоминания представлена на рисунке 5.
Осознание цели запоминания |
Понимание смысла запоминаемого |
Анализ материала |
Выявление наиболее существенных мыслей |
Обобщение |
Запоминание этого обобщения |
Рисунок 5 - Этапы осуществления логического запоминания
5.3 Успешность запоминания зависит от смысловых связей между отдельными частями запоминаемой информации.
5.4 Осмысленное запоминание информации основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения информационных объектов.
5.5 Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону взаимодействия с информацией, чем объясняется преимущество осмысленного запоминания.
5.6 Для осмысленного запоминания текстовой информации предполагается проведение ориентировки по всей информации, выделение смысловых групп, установление внутригрупповых отношений и межгрупповых связей.
5.7 Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций, например:
- осуществление смысловой группировки;
- выделение смысловых опорных пунктов;
- составление плана.
5.8 Существенной опорой смыслового запоминания информации могут быть различные схемы, диаграммы, таблицы.
5.9 Запоминание информации определяется правильной организацией повторений, которая должна быть осознанной, осмысленной и активной. В других случаях она может привести к механическому запоминанию.
5.10 Лучший вид повторения - это включение усвоенной информации в последующую деятельность, с тем, чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях.
5.11 Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с информацией, может быть более продуктивным.
5.12 Важнейшим условием эффективности запоминания информации является правильное распределение повторений во времени.
Концентрированное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений по времени запоминание может быть более продуктивным.
5.13 Лучшие результаты в запоминании информации при распределенном повторении могут быть тогда, когда перерывы в запоминании не очень длительны, но в то же время короткие интервалы также неблагоприятны.
5.14 Продуктивность запоминания зависит от представления используемой информации.
При систематическом использовании информации развивается память.
При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти, значительно возрастает преднамеренное запоминание, что связанно с быстрым развитием отвлеченной, словесно-логической памяти.
5.15 При осмысливании информации, с опорой в основном на наглядно воспринимаемые связи и отношения между информационными объектами, пользователи этой информации лучше используют для запоминания логические связи и понятия.
5.16 Сохранение запомненной информации обеспечивается:
- осмысленностью и прочностью запоминания;
- повторением.
5.17 С учетом явления фактора края сохранение отдельных частей используемой информации зависит от того места, которое эти части занимают в общем ряду информации.
Первые и последние части информации ряда удерживаются в памяти лучше, чем средние.
5.18 Запоминаемая информация в результате активной работы мышления перестраивается.
5.19 Процессом, противоположным сохранению информации в памяти, является процесс забывания.
В определенное время, после запоминания информации, она забывается быстрее, чем при дальнейшем ее хранении, при этом бессмысленный материал забывается быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывается прежде всего то, что перестает быть для пользователя информации существенным, важным и необходимым.
5.20 Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательное влияние на запоминание оказывает предшествующая деятельность с возникновением явления проактивного (вперед направленного) торможения.
Отрицательное влияние на запоминание оказывает последующая деятельность с возникновением явления ретроактивного (направленного назад) торможения.
Явление ретроактивного торможения особенно проявляется в тех случаях, когда вслед за запоминанием выполняется сходная с ней деятельность или если эта последующая деятельность требует значительных усилий.
5.21 Явление проактивного и ретроактивного торможения объясняет определенные закономерности памяти, например:
- преимущество распределенного повторения по сравнению с концентрированным;
- лучшее сохранение начала и конца;
- прочное запоминание того, что заучено непосредственно перед отдыхом.
5.22 Воспроизведение запомненной информации представляет собой актуализацию ранее образовавшихся в мышлении связей, оно может осуществляться преднамеренно и непреднамеренно.
5.23 Существуют следующие формы воспроизведения:
- узнавание, которое возникает при повторном восприятии информации;
- воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия информации;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, зависящую от поставленных задач;
- реминисценцию, непроизвольное воспроизведение забытого.
5.24 Воспроизведение ранее воспринятого происходит в отсутствие непосредственных раздражителей.
Оно осуществляется на основе восстановления старых связей и поэтому имеет место при наличии более прочно закрепленных связей.
Узнавание происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.
5.25 Представление - это образ определенного сущего, основанный на прошлом восприятии.
У человека в зависимости от его индивидуальных особенностей представления воспринимаемой действительности могут отличаться (например, по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты).
5.26 Образы представлений значительно полнее по содержанию наглядных образов восприятия, так как они:
- предполагают интеллектуальную переработку, выделение в информации наиболее существенных признаков, отнесение ее к определенной категории;
- являются следами не одного лишь восприятия, а результатом сложной практической деятельности.
5.27 Особое значение для памяти в повышении продуктивности процессов запоминания и воспроизведения информации имеет речь (с учетом ее возможностей для улучшения памяти).
5.28 Выраженное визуально воспринимаемыми словами (т. е. текст, написанный на бумаге) запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.
Слова не просто выступают как вербальная замена воспринятой информации, а являются результатом ее осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с информацией существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным.
Чем больше человек думает над информацией и чем активнее он старается представить ее зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее она запоминается.
5.29 Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствуют его лучшему запоминанию.
В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся после прочтения.
5.30 Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют ряд особенностей.
Случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не только тем, что воспроизводимая информация не была как следует запомнена, сколько тем, что при воспоминании к ней был затруднен доступ.
Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового.
5.31 Попытке что-либо вспомнить и извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится значительное количество информации, может препятствовать то, что, мы ищем необходимое не там, где нужно, и не там, где требуется.
5.32 Чем разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, и чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание.
5.33 Повышают вероятность успешного припоминания:
- правильная организация запоминаемой информации;
- обеспечение при воспроизведении информации таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующей информации.
5.34 Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию и придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.
Эффективный способ структурированного запоминания - это придание запоминаемой информации структуры типа "дерево", указанной на рисунке 6.
Рисунок 6 - Структурирование запоминания путем придания
запоминаемой информации структуры типа "дерево"
Такие структуры распространены там, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации.
5.35 Организация запоминания информации в виде такой структуры способствует ее лучшему воспроизведению и значительно облегчает последующий поиск необходимой информации в долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных действий, ведущих к нужному результату.
5.36 При предварительной структурной организации запоминания информации вместе с ней в долговременную память закладывается и сама схема, с помощью которой информация была организована.
5.37 Для практического влияния на память человека с целью ее улучшения существуют основанные на связи памяти с другими психическими процессами человека в его практической деятельности разнообразные системы и методы:
- регуляции внимания;
- совершенствования воспринятой информации;
- упражнения воображения;
- осмысливания и структурирования запоминаемой информации;
- приобретения и активного использования в процессах запоминания и воспроизведения специалистами мнемотехнических средств, приемов и действий человека.
5.38 Один из способов улучшения запоминания информации заключается в ее создании такой, чтобы она вызывала к себе непроизвольный интерес со стороны пользователей ею и привлекала их внимание.
5.39 На вспоминание информации влияют связанные с ней эмоции, в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний пользователей информацией.
О ситуациях, оставивших в памяти яркий эмоциональный след, пользователи информации думают больше, чем об эмоционально-нейтральных событиях.
Связанные с этими ситуациями впечатления пользователи информацией лучше организует в своей памяти, больше и чаще соотносят с другими впечатлениями.
Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
5.40 Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленных в памяти ситуаций, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается.
Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
5.41 Воображением можно управлять - при наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении.
Так как способность зрительно представить что-либо положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения, могут одновременно использоваться для совершенствования образной памяти и ускорения процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
5.42 Осмысленное восприятие информации связано с улучшением памяти.
На совершенствование памяти оказывают положительное влияние упражнения и задания по пониманию различных текстов и составлению к ним планов.
Использование записей (например, стенографирование), составление схем с целью их запоминания, создание определенной информационной среды - все это примеры употребления различных мнемотехнических средств, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека, опирающегося при совершенствовании памяти на то, что у него больше развито: слух, осязание, движения и т.д.
5.43 Быстрому запоминанию и воспроизведению информации образного мышления и воображения способствуют действия по осуществлению следующего:
- мысленного связывания запоминаемого с каким-либо известным и легко представляемым предметом с последующим связыванием его с каким-нибудь другим, тогда когда нужно будет вспомнить запоминаемое;
- соединению обоих предметов в воображении в единый предмет;
- мысленного представления того, как будет выглядеть этот предмет.
Таких действий может быть достаточно для того, чтобы в нужный момент вспомнить запоминаемое, которое сразу же может переводиться из кратковременной памяти в долговременную и оставаться там надолго.
5.44 Существует прием запоминания, основанный на формировании ассоциаций, сущность которого заключается в том, что чем больше разнообразных ассоциаций возникает при первом знакомстве с информацией и чем больше времени человек уделяет мысленной разработке ассоциаций, тем лучше запоминается и сама информация.
5.45 Основной принцип, лежащий в основе многих мнемотехнических приемов, состоит в использовании образов, связывающих между собой запоминаемую информацию, или формирование такого рода связей внутри самой запоминаемой информации, в виде определенного пути, который необходимо пройти в уме.
Для того чтобы хорошо запомнить последовательность не связанных между собой слов, необходимо представить эту последовательность в виде пути, который необходимо проходить в уме, "расставив" по пути то, что нужно запомнить в виде материальных сущностей, связанных с запоминанием по смыслу.
Однажды проделав такую работу, человек потом, идя по данному пути, может вспомнить все что нужно, достаточно будет для этого даже просто представить себе соответствующий путь.
5.46 Средством улучшения памяти может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить необходимую информацию за счет особой, сознательной организации самого процесса ее познания с целью запоминания.
5.47 Эффективность запоминания может снижать интерференция или смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими.
Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание интерферирующих событий.
5.48 Интерференция имеет место и тогда, когда вместо одной информации заучивается другая, особенно на стадии запоминания, где первая еще не забыта, а вторая не достаточно хорошо усвоена.