БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 43.4.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация". Запоминание информации

4 Общие положения

 

4.1 Запоминание в памяти человека, как часть познавательного процесса, осуществляется в образующихся соответствующих системах "человек - информация" с возникновением информационно-обменных процессов при проведении неорганизованного естественного человекоинформационного взаимодействия с использованием информации ненаправленного воздействия на человека или организованного лингвосемантизированного немашинизированного или машинизированного человекоинформационного взаимодействия с использованием лингвосемантизированной информации направленного воздействия на человека (см. рисунок 1).

 

ГОСТ Р 43.4.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация". Запоминание информации

 

Рисунок 1 - Познавательный процесс запоминания информации

в памяти в психике человека

 

4.2 Образы внешнего мира, возникающие в мышлении человека, не исчезают бесследно.

Эти образы оставляют след, который может сохраняться в течение определенного времени.

4.3 Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта составляет сущность процесса памяти.

Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности.

4.4 Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем ее связывания с уже приобретенным ранее знанием.

4.5 Запоминание - это обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание и ввод информации в память.

Посредством этих процессов ведется селективный отбор поступающей информации для ее последующего воспроизведения и включения в уже существующую систему ассоциативных связей.

4.6 Особое значение в познавательной деятельности человека имеют процессы запоминания в его памяти лингвосемантизированной информации, представленной, фонемной информацией, фраземной информацией, или комбинативной информацией в виде интегральной фонемно-фраземной информации, интегральной фраземно-фонемной информации, которые используются в языковом функционировании мышления человека при осуществлении им семантических человекоинформационных взаимодействий с воспринимаемой лингвосемантической информацией (далее - информация).

4.7 Развитие памяти человека идет за счет осмысленной переработки запоминаемой информации.

В начале жизни у человека реализуется непосредственное запоминание.

В дальнейшем, за счет влияния опосредующих факторов, происходит формирование опосредованной памяти, которая является решающей в жизни человека.

4.8 Запоминание - условие последующего восстановления приобретенных знаний, успешность которого определяется возможностью включения новой информации в имеющуюся в памяти информацию.

В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности человека различают произвольное и непроизвольное запоминание.

4.9 Непроизвольное запоминание происходит без специально поставленной цели и предварительного выбора информации, подлежащей закреплению.

Прочность непроизвольного запоминания зависит от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности, а также от способов ее осуществления.

4.10 Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от умственной активности и самостоятельности в работе.

Информация, которая не требует умственных усилий, запоминается значительно хуже и менее прочно.

4.11 При произвольном запоминании человек побуждается определенными мотивами и ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или то, что ему предлагают.

4.12 Произвольное запоминание - это специальное мнемическое действие, успешность которого зависит от особенностей мнемических целей.

Мнемические задачи (запомнить полно, точно, надолго и т.д.) вызывают разную ориентировку в содержании информации, определяют выбор и активацию определенных способов запоминания и тем самым влияют на результаты.

4.13 Решающим условием продуктивности произвольного запоминания является составление плана запоминаемой информации (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов), соотнесение новой со старой, хорошо известной информацией, а также классификация и систематизация информации.

4.14 Произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного и обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

4.15 Особенность информации, подлежащей запоминанию, - один из факторов, который влияет на процесс запоминания.

Чем более осмысленна и значима для человека информация, тем лучше она запоминается.

4.16 Другим важным фактором, влияющим на запоминание, является контекст, в котором находится запоминаемая информация.

Запоминание осуществляется лучше, если при вспоминании частей информации они находятся в том же контексте, что и во время его восприятия.

4.17 Важную роль в процессе запоминания играет систематическое повторение, когда исходная информация включается в новую систему ассоциативных связей.

Повторение позволяет увеличить время обработки поступающей в память информации.

Продлевая эффективную длительность воздействия информации, повторение служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего запоминания произвольного.

4.18 Значение повторения снижается при запоминании информации и сведений, несущих для человека большую смысловую нагрузку.

4.19 В памяти (в процессе запоминания) отражается прошлый опыт и результативность этого отражения, которое зависит:

- от степени завершенности действий запоминания;

- интересов и склонностей человека;

- отношения человека к той или иной деятельности;

- эмоционального настроя;

- волевого усилия.

4.20 Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств мышления человека.

4.21 Направленность человека характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Все это определяет своеобразие памяти.

4.22 Процессы запоминания в памяти человека зависят от уровня развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сферы человека.

Память каждого человека имеет свои особенности, так как одна и та же часть запоминаемой информации имеет для каждого свой смысл и значение.

4.23 Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и чем значимее для него профессиональная деятельность, тем продуктивнее и его профессиональная память.

4.24 Совершенствование процессов запоминания и развитие памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т.д.

4.25 На процессы запоминания и память человека влияет направленность деятельности, осуществляемая при запоминании и воспроизведении информации.

Различают два вида направленности, которые оказывают влияние на успешность прохождения процессов запоминания, работы памяти:

- когда деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее;

- когда деятельность человека направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к запоминанию информации и памяти.

4.26 Человек в процессе выполнения деятельности может что-либо запомнить, воспроизвести или указать, даже если соответствующая задача не ставилась.

4.27 Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения (см. рисунок 2).

 

ГОСТ Р 43.4.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация". Запоминание информации

 

Рисунок 2 - Продуктивность памяти

 

Причины, влияющие на продуктивность памяти, представлены на рисунке 3.

 

ГОСТ Р 43.4.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация". Запоминание информации

 

Рисунок 3 - Причины, влияющие на продуктивность памяти

 

4.28 В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия это обнаруживается:

- в различной скорости запоминания;

- прочности сохранения;

- легкости воспроизведения.

4.29 Для осуществления деятельности человек, учитывая особенности ее выполнения, использует различные виды памяти.

4.30 Классификация видов памяти человека, показанная на рисунке 4, осуществляется с учетом:

- деления памяти по времени сохранения информации;

- преобладающего чувственного анализатора в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Во втором - двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную и другие виды.

 

ГОСТ Р 43.4.3-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек - информация". Запоминание информации

 

Рисунок 4 - Виды памяти в осуществлении запоминания

информации

 

4.31 Мгновенная или иконическая память - это специфическая память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

Мгновенная память, как память-образ, представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

4.32 Кратковременная память - это запоминание информации на короткий срок, в течение которого в ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, т.е. его наиболее существенные элементы.

Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но на последующее воспроизведение информации.

4.33 Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека, из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, вызывает заинтересованность в ней, привлекая к себе его повышенное внимание.

4.34 Оперативная память - это запоминание информации, рассчитанное на ее хранение в течение определенного, заранее заданного короткого срока хранения в оперативной памяти и определяемое задачей, поставленной перед человеком, а также рассчитанное только на ее решение.

После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

4.35 Долговременная память - это запоминание информации, рассчитанное на ее хранение в течение неограниченного срока, которая может воспроизводиться значительное количество раз.

Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочит ее следы в долговременной памяти.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко используется мышление и усилие воли, поэтому ее функционирование связано с двумя этими процессами.

4.36 Генетическая память - это специфическая память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, и единственная память у человека, на которую не оказывается влияние через обучение.

4.37 Зрительная память - это запоминание информации, связанное с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

4.38 Слуховая память - это запоминание информации, осуществляемое с точным воспроизведением разнообразных звуков и речи.

Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающей ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, и смысл читаемого текста и достаточно точно передать запомненный смысл собственными словами.

4.39 Двигательная память осуществляет запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений и участвует в формировании двигательных умений и навыков.

Совершенствование двигательных функций человека напрямую связано с этим видом памяти.

4.40 Эмоциональная память - это память запоминания, переживаний, участвующая в работе всех видов памяти, но особенно проявляющаяся в человеческих отношениях.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания того, что у человека вызывает эмоциональные переживания, эта информация запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

4.41 Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти со своими возможностями по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной ограничены.

Их значение в основном сводится к удовлетворению жизнеобеспечивающих потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением.

4.42 По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения информации память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это память, в которой запоминание и воспроизведение информации происходят автоматически без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение.

Произвольная память - это память, в которой задача на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

4.43 Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно превосходит его (например, лучше непроизвольно запоминается информация, которая является объектом внимания и сознания и выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности).

Непроизвольно лучше запоминается информация, с которой связана интересная и сложная умственная работа, имеющая большое значение для человека.

Когда с запоминаемой информацией проводится значительная работа по ее осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в ней определенных внутренних (структурных) и внешних (ассоциативных) связей, непроизвольно она может запоминаться лучше, чем произвольно.

4.44 Основные виды памяти человека (кратковременная и долговременная) имеют определенные особенности в своей работе и взаимосвязанном применении.

Для понимания этих особенностей, влияющих на повышение продуктивной деятельности человека, необходимы сведения:

- об использовании возможностей кратковременной памяти человеком;

- о переходе информации из кратковременной в долговременную память;

- временном кодировании;

- процессах взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти;

- некоторых возможностях работы долговременной памяти.

4.45 Кратковременная память при процессе запоминания перерабатывает самый большой объем информации, исключая ненужную и оставляя потенциально полезную, в результате чего не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями.

Объем кратковременной памяти индивидуален и он характеризует природную память человека и сохраняется в течение всей жизни.

4.46 Кратковременная память в запоминании имеет большое значение для организации мышления.

Информацией последнего становятся сведения, находящиеся или в кратковременной памяти, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

4.47 Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование при запоминании долговременной памяти, в которую проникает и надолго откладывается то, что когда-то было в кратковременной памяти.

Кратковременная память при запоминании является хранилищем, которое пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

4.48 При переходе запомненной информации из кратковременной в долговременную память, сделав сознательные усилия и повторяя информацию, можно удерживать ее продолжительное время в кратковременной памяти на более длительный срок, тем самым обеспечивается перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти.

Этот способ лежит в основе запоминания путем повторения.

4.49 Одним из способов кратковременного запоминания является временное кодирование - отражение запоминаемой информации в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.

4.50 Во многих ситуациях процессы запоминания кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и параллельно, т.е. когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо, что превосходит возможности его кратковременной памяти, он сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысловой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание.

4.51 Такая группировка предполагает использование при запоминании долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для общения знаний и понятий, способов группировки запоминаемой информации, их сведения к количеству смысловых единиц, не превышающих объем кратковременной памяти.

4.52 Память - это процесс запоминания, характеризующийся изменчивостью и развитием во времени.

Виды и процессы памяти не противопоставляются друг другу.

Процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания, участвующие в работе памяти, должны учитывать характер информации, цели и временные факторы.

4.53 Различают несколько факторов, влияющих на протекание процессов памяти, к которым относятся:

- объем;

- "фактор края" - ретроактивное и проактивное торможение;

- реминисценция;

- незавершенность действия;

- эмоциональная насыщенность;

- вытеснение.

4.54 Объем памяти характеризуется возможностью запоминания максимально большего числа частей запоминаемой информации.

4.55 "Фактор края" - это особенность работы памяти, при осуществлении которой быстрее запоминаются и более надежно сохраняются те части информации из ряда, которые находятся в начале и в конце ряда.

Складывается взаимное влияние предшествующей и последующей информации, тормозящее влияние частей информации друг на друга.

Первые части информации (начало запоминания) испытывают тормозящее влияние только следующих за ними (ретроактивное торможение), а последние (окончание запоминания) - только предыдущих (проактивное торможение). Части информации середины ряда испытывают влияние обоих видов торможения, поэтому запоминаются хуже.

4.56 Реминисценция - воспроизведение информации, недоступное сразу после запоминания, но становящееся возможным по истечении некоторого времени.

Повторение запомненной информации в течение небольшого промежутка времени может оказаться менее эффективным, чем запоминание той же информации с чередованием отдыха и повторения.

Незавершенность действия приводит к более длительному удержанию в памяти предыдущих действий, по любой причине оказавшихся незавершенными.

4.57 Эмоциональная насыщенность способствует лучшему запоминанию информации.

Положительный или отрицательный характер эмоций играет меньшую роль, так как важен сам факт эмоциональной памяти в составе действия.

4.58 Вытеснение - это процесс, влияющий на память и возникающий тогда, когда задача запоминания настолько сложна, что вызывает реакцию нежелания найти ее решение, в этом случае человеку свойственно вытеснять несовместимые с его жизненными установками следы прошлого опыта в подсознании, откуда они могут быть извлечены лишь в состоянии пониженной активности сознания.

TOC