ГОСТ Р 43.0.19-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Познавательные процессы. Общие положения
6 Основные положения
6.1 Познавательная деятельность, осуществляемая в ходе познавательных процессов, является видом активности человека, направленной на познание и творческое преобразование ОД, включая самого себя с выработкой условий для создания и развития информационно-предметной среды своего существования, а также преобразования своих способностей.
6.2 В познавательной деятельности особое значение имеет функция субъективизации ОД, заключающейся в преобразовании этой действительности в субъективную форму.
Понятия "субъект" и "субъективизация" являются ключевыми в понимании познавательной деятельности.
Субъект - конкретный человек с особенностями психики в ОД.
6.3 Эффективность познавательных процессов в познании ОД человеком, отражении ее соответствующих воспринимаемых частей в его сознании в виде динамически изменяющихся представлений (моделей) воспринимаемого, которые могут сохраняться в кратковременной и долговременной памяти, определяется алгоритмизированностью (упорядоченностью) осуществления познавательных процессов, зависящей от семантики воспринимаемого в виде воздействующей информации, семантики воспринятого ранее в виде семантической информации из памяти.
6.4 Алгоритмизированное проведение познавательных процессов позволяет их использовать не только для получения и переработки информации, но и для активного воздействия на ОД.
6.5 Алгоритмизированное проведение познавательных процессов - это система условий и правил выполнения ряда действий, позволяющих представлять информацию, и одновременно с этим может проводиться ее обработка.
6.6 В познавательных процессах человек, воспринимающий ОД, может представлять систему, принимающую различные состояния, при этом переход из одного состояния в другое осуществляется с определенной вероятностью.
Познавательный процесс можно рассматривать как ряд переходов, которые в итоге должны подвести человека к конечному этапу познавательного процесса.
6.7 Познавательный процесс можно рассматривать как совокупность двух основных видов ее алгоритмизированного выполнения - в виде алгоритма функционирования и алгоритма управления.
6.8 Алгоритм функционирования представляет собой последовательность действий и операций, выполняемых воспринимающими ОД, а алгоритм управления - сбор и обработку необходимой информации, принятие решений в передаче соответствующих указаний (прескриптивная информация), с помощью которых происходит изменение алгоритма функционирования.
6.9 Алгоритмизированный познавательный процесс характеризуется тем, что человек, воспринимающий ОД, самостоятельно осуществляет управление этим процессом в прослеживании, контроле и коррекции собственных действий.
6.10 При выполнении алгоритмизированного познавательного процесса в виде алгоритма функционирования преобладает ориентировочная деятельность и самостоятельный поиск выхода из определенной ситуации.
6.11 Алгоритмизированный познавательный процесс - это процесс алгоритмизации будущей деятельности человека, воспринимающего ОД.
6.12 Субъект взаимодействует с объектом, поэтому деятельность носит предметно-информационный характер.
Познавательная деятельность субъекта связана с преобразованием ОД и порождаемых этим изменений самого субъекта.
6.13 Познавательная деятельность, осуществляемая в ходе познавательных процессов, - это своего рода творчество, т.е. создание способа организации и самоорганизации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей человека.
6.14 Понятия "субъект", "субъективизация" неотделимы от понятий "самостоятельность", "автономность" с таким уровнем овладения отношениями и законами проведения познавательной деятельности, который позволяет создавать значимые продукты, действуя независимо и полагаясь на собственные возможности.
6.15 Субъективизация - условие и процесс возникновения, развития активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования ОД, заключенными в осваиваемой познавательной деятельности.
Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа ОД.
6.16 Познавательная деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) познавательная деятельность - это производная от внешней (предметной) познавательной деятельности.
Первоначально совершаются предметные действия, и лишь по мере накопления опыта человек приобретает способность формировать те же действия в уме, направленные в конечном итоге на преобразование предметной действительности и подвергаемые в дальнейшем обратному преобразованию.
6.17 В результате интериоризации происходит преобразование внешней, практической деятельности во внутреннюю психическую деятельность - в деятельность сознания.
В результате экстериоризации происходит трансформация внутренней психической деятельности в внешнюю практическую, предметную, деятельность.
6.18 Творческий характер человека в познавательной деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы ограниченности своего сознания и превосходит приобретенные возможности в существовании.
6.19 Вследствие продуктивного, творческого характера своей познавательной деятельности человек создал знаковые системы, информационно-предметные средства воздействия на ОД, включая себя.
6.20 Возможности познавательной деятельности, происходящей в ходе познавательного процесса, заключаются в следующем:
- в ее продуктивном, творческом, созидательном характере;
- ее связи с информационно-предметной средой, которая используется человеком для удовлетворения потребностей или в качестве средств собственного развития;
- создании условий в развитии человека, его способностей;
- ее существовании в разнообразных формах и средствах реализации как продукта развития;
- ее формировании и развитии в процессе обучения и проведении практической деятельности.
6.21 Познавательная деятельность как явление отличается не только от явления активности, но и от явления поведения.
Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер.
Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.
Поведение спонтанно, хаотично, деятельность организованна, систематична.
6.22 Познавательная деятельность человека в ходе познавательного процесса характеризуется при ее проведении следующим: мотивацией, целью, предметностью, структурой и средствами.
6.23 Мотивом познавательной деятельности может служить побуждение к тому, ради чего она осуществляется.
В качестве мотива может выступать конкретная потребность, которая в ходе познавательных процессов при проведении познавательной деятельности удовлетворяется.
6.24 Мотивы познавательной деятельности могут быть различными: функциональными, материальными, социальными и т.д.
Тип мотива человеческой деятельности определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему по тому, что любая познавательная деятельность - полимотивированная, так как может побуждаться несколькими различными мотивами).
6.25 Мотивация соответствующей познавательной деятельности в ходе ее развития не остается неизменной, например: познавательной деятельности со временем могут быть свойственны другие мотивы, а прежние станут второстепенными.
6.26 Целью познавательной деятельности могут быть создаваемые человеком определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе познавательных процессов, деятельности, а также творческий результат (мысли, идеи, теории и т.д.).
6.27 Причем цель познавательной деятельности не равнозначна ее мотиву, но при определенных условиях мотив и цель познавательной деятельности могут совпадать друг с другом.
6.28 Различные виды познавательной деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами, а могут, напротив, при проведении нескольких познавательных деятельностей с различными конечными целями быть одними и теми же.
6.29 Предметом познавательной деятельности называется то, чем она непосредственно вызвана, например с информацией, знаниями.
Познавательная деятельность имеет определенную структуру, в которой выделяют действия и операции в качестве основных составляющих этой деятельности.
6.30 Действие - это часть познавательной деятельности, имеющая самостоятельную, осознанную человеком цель.
Операция - это способ осуществления действия.
Количество различных операций соответствует количеству различных способов выполнения действий.
Характер операции зависит от условий выполнения действия, а также от имеющихся у человека умений, навыков и средств его осуществления.
Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Действие, ранее включенное в состав познавательной деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратившись в деятельность с собственным мотивом.
В этом случае отмечается факт появления нового вида деятельности.
6.31 В качестве средств осуществления познавательной деятельности человеком признаны те средства, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия, операции, например контрольно-измерительные приборы, техническая документация и т.д.
Развитие средств, обеспечивающих выполнение познавательной деятельности, ведет к ее совершенствованию, в результате чего эта деятельность становится более продуктивной и качественной.
6.32 В ходе познавательных процессов в мышлении может сформироваться вероятностное представление об окружающей среде с учетом взаимосвязи между восприятием специалистом и объективным положением вещей, позволяющее выполнять следующее:
- предвидение результатов взаимодействия специалиста со средой постоянно и непрерывно;
- сравнение результатов познавательной деятельности специалиста и итогов прогнозирования этих результатов по определенной модели (акцептор действия) постоянно и непрерывно;
- подготовку плана поведения как результата установления связи между представлениями текущей и целевой ситуаций;
- поиск плана, основанный на переборке, т.е. на случайных пробах, а также при отсутствии опыта;
- накопление удачного опыта, способствующего появлению наилучшего приспособительного эффекта, приводящего к фиксированию плана при получении положительного результата.
6.33 Семантическое представление познаваемого осуществляется с учетом следующего:
- отображения объектов как целостного;
- отображения ситуаций, действий и процессов в среде;
- многоуровневости;
- сведения множества экстремальных задач поведения к единичным экстремальным задачам путем формирования иерархических уровней обобщения и укрупнения;
- проведения умозрительного изложения воспринятого;
- проведения эмоциональной оценки ситуаций и вариантов поведения;
- отражения в личном восприятии себя и восприятия себя в среде.
6.34 Процесс перцептивного мышления связан с восприятием, осознанием и пониманием реальной ситуации в рассматриваемой среде.
Перцептивное мышление - это актуализация в мозге специалиста и вывод на уровень его сознания определенного участка воспринимаемой среды.
Реально воспринимаемый органами чувств фрагмент этого участка среды может выходить за пределы непосредственно воспринимаемого фрагмента как в пространстве, так и во времени.
К перцептивному мышлению относятся процессы умозрительного перцептивного представления новых объектов и ситуаций.
Перцептивное мышление включает как узнавание отдельных объектов, так и целостное восприятие окружающей среды с возможными расширениями.
6.35 Восприятие и умозрительное отражение в мышлении воспринимаемой среды в процессе перцептивного мышления должно быть основано на принципах целостности, целенаправленности и активности представления воспринятого.
При восприятии ОД должны осуществляться познавательные процессы "снизу вверх" и "сверху вниз" в иерархически организованной модели проблемной среды, отражающей двусторонние связи между частным и общим, а также между частями и целым.
6.36 Восприятие должно:
- умозрительно разворачиваться во времени и в пространстве, выходя за пределы отражающегося в мозге с помощью органов чувств фрагмента среды;
- управляться на понятийном уровне;
- основываться на предвидении;
- проводиться с использованием контекста и с максимально полным семантическим представлением проблемной среды.
6.37 Когнитивное (познавательное) мышление - это формирование в мозге специалиста представления о среде с формированием в ней простых конкретных чувственных образов объектов, ситуаций и действий.
Также в представлении среды отображаются причинно-следственные связи между образами на основе непосредственных парных сочетаний во времени - временных ассоциаций.
6.38 У специалиста в когнитивном мышлении формируется образное и понятийное словесно-логическое отображение среды.
Образное и понятийное словесно-логическое представления среды функционально и структурно разделены, при восприятии воздействуя на специалиста как единое целое и взаимно дополняя друг друга.
6.39 Построение иерархической многоуровневой системы представления объектов, ситуаций, действий и процессов для представления воспринимаемой среды происходит одновременно как по линии формирования укрупнений (часть - целое), так и по линии формирования обобщений (частное - общее).
6.40 Представление в мышлении проблемной среды в познавательных целях может происходить при взаимодействии процессов, называемых перцептивным мышлением, состоящим в восприятии и воображении, и когнитивным мышлением, состоящим в исследовании общих и частных свойств воспринимаемых объектов разных уровней обобщения и укрупнения.
6.41 Когнитивное мышление во многом основано на наглядно-образном представлении (воображении), а также на наглядно-действенном представлении.
При наглядно-образном представлении в воображении возникают различные объекты, в том числе нетипичные сочетания предметов и их свойств.
При наглядно-действенном представлении происходит реальное физическое преобразование ситуации и опробование свойств объектов.
Все это может относиться не только к реальной воспринимаемой или отображаемой среде, но и к формальным и абстрактным, например математическим, объектам.
6.42 Для того чтобы модель существовала по правилам воспринимаемой среды, кроме общего свойства активности необходимо представление в модели действий и процессов, определяющих варианты возможных переходов от одной ситуации к другой.
Иерархия действий и процессов необходима для того, чтобы на любом уровне укрупнения ситуаций между ними были представлены одношаговые переходы, т.е. укрупненные действия, а не цепочки, состоящие из последовательности действий и ситуаций.
Обобщенные действия при их конкретизации порождают варианты, сравниваемые в процессе решения задач поведения и мышления.
6.43 Словесно-логическое мышление является последовательным; его результатом становятся непротиворечивые в пределах имеющегося опыта причинно-следственные цепочки ситуаций и действий разных уровней обобщения, укрупнения и абстракции.
6.44 В образно представленном воспринятого из среды отражаются конкретные объекты, ситуации и действия, создавая возможность построения обобщений и укрупнений, минимально достаточного для процесса восприятия, в первую очередь зрительного.
6.45 Помимо зрительных образов могут восприниматься и запоминаться звуки и простая информация других сенсорных модальностей; возможность восприятия и понимания более или менее сложной информации, выражаемой словами, минимальна.
6.46 В отличие от словесно-логического представления среды воспринятое в образном представлении среды используется параллельно.
В образном представлении среды происходит одномоментное многозначное восприятие объектов и ситуаций.
6.47 Образное мышление ограничивается преимущественно ассоциациями по сходству и по смежности во времени.
В образном представлении среды происходят основные эмоциональные оценки, в том числе и оценки, на основании которых принимаются поведенческие решения в ситуации выбора.