ГОСТ Р 43.0.19-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Познавательные процессы. Общие положения
5 Общие положения
5.1 Одной из основных форм проявления психики человека являются познавательные процессы, позволяющие познать ОД.
5.2 Познавательный процесс осуществляется в образующейся соответствующей СЧИ с возникновением ИОП, при проведении неорганизованного естественного ЧИВ с использованием информации ненаправленного воздействия на человека или организованного лингвосемантизированного немашинизированного, машинизированного ЧИВ с использованием ЛСИ направленного воздействия на человека (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Познавательные процессы в психике человека
5.3 Познавательные процессы - это психические процессы, обеспечивающие получение, преобразование, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды их пользователем с осуществлением им определенного познания и формированием у него соответствующего сознания.
5.4 Познание - это процесс получения и активного преобразования специалистом информации, знаний о предметах и явлениях из внешней информационно-предметной среды и внутренней информационной среды в мышлении специалиста, постижения закономерностей ОД.
Вариант осуществления познания представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Осуществление познания (вариант)
В ходе познания, общения и совместной деятельности специалистов формируется их сознание.
5.5 Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственный человеку способ познания, достижения цели и отношения к ОД, основывающейся на длительной временной деятельности социума.
Сознательными действия специалиста становятся в той мере, в которой он учитывает их последствия при осуществлении своей деятельности в реальной обстановке.
5.6 Психическое отражение - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений ОД, воздействующих на органы чувств человека.
Продуктом психического отражения выступают субъективные образы реальной ОД.
Свойство и возможности высшей формы психического отражения - сознания, как способа познания, представлены на рисунке 2.
5.7 Первичным источником, исходным моментом познания и сознания является знание.
Знание - это отражение ОД, информация о ней, совокупность сведений, постоянно углубляющих познание ОД и служащих основой ее преобразования.
Преобразующие действия ОД способствуют приобретению специалистом дополнительных знаний, а также постижению закономерностей ОД (ее познания).
5.8 Знания могут быть эмпирического и теоретического применения (см. рисунок 3), особенности проведения теоретической и практической деятельности специалистов представлены на рисунке 4.
Рисунок 3 - Эмпирические, теоретические знания
в познавательной деятельности человека
Рисунок 4 - Особенности применения знаний в теоретической
и практической деятельности
5.9 В психике познавательного поведения специалиста выделяется когнитивная сфера (относящаяся к познанию объективной действительности) и аффективная сфера (относящаяся к эмоциональным состояниям).
5.10 Когнитивная сфера является продуктивной, так как в ней формируются специфические когнитивные ИО (образы ощущения, восприятия, следы памяти, мыслительных действий, рефлексивные образы).
5.11 Процессы в аффективной (регуляторной) сфере не приводят к образованию специфических ИО, так как это эмоция, воля и другие психические состояния, которые адресованы к соответствующим органам субъекта в зависимости от его отношения к когнитивной информации.
5.12 Все познавательные процессы (от ощущения до сознания) рассматриваются как стадии процесса приема и переработки информации в порядке взаимодополнения, нарастания сложности.
При этом весь процесс рассматривается как исходный блок целостного поведенческого акта, включающий использование памяти, цель субъекта, принятие решения, его исполнение.
5.13 Познавательная деятельность осуществляется в ходе следующих познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Каждый из этих процессов занимает отдельное место в познавательной деятельности.
Эти процессы тесно взаимодействуют друг с другом и обусловлены определенными потребностями - исходными побуждениями к действию, выражающими зависимость от условий существования и направленность ее на предметы ОД.
5.13.1 В основе познания лежат ощущения, получаемые с помощью анализаторов (зрительных, двигательных и др.), они участвуют в обработке информации определенной модальности (световой, звуковой и др.).
С помощью анализаторов человек реагирует на многочисленные внешние воздействия, сигналы.
5.13.2 В восприятии предмет представлен не только предметно, но и целостно, образно, структурно, константно, осмысленно, при этом различные ощущения, представленные в восприятии, взаимодополняют друг друга.
5.13.3 Сосредоточенность психического действия, ее направленность на определенный предмет, обеспечение избирательного характера действий основаны на внимании субъекта.
При познании ОД все последующие действия связаны с прошлым опытом.
5.13.4 Способность к закреплению прошлого опыта, его использование и возврат к осознанным действиям обеспечивают процессы памяти.
5.13.5 Успешность действий в познавательных процессах обеспечивается мышлением.
В мышлении совершаются процессы, выходящие за пределы переноса привычных действий в новую ситуацию и результат может быть представлен в психическом отражении мысленно, до момента реального осуществления замысла на практике.
5.13.6 Особую роль в познании играет воображение, для которого характерно следующее:
- допущение психических образов в качестве достоверных;
- оперирование этими образами как отражениями ОД;
- изначальная готовность к преобразованию информации, полученной с помощью других познавательных процессов, включая мышление.
5.13.7 Речь - это процесс общения человека посредством языка, связанный со всеми сторонами человеческого сознания, а также фактор психического развития человека и его формирования как личности.
5.14 Психика человека может формироваться под влиянием познавательных процессов, осуществляемых человеком с изменением структуры личности, которая в свою очередь может оказывать влияние на осуществление познавательной деятельности и познавательных процессов.
5.15 Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки.
5.15.1 Способности - это индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
5.15.2 Темперамент - это качества, от которых зависит реакция человека как на других людей, так и на социальные обстоятельства.
5.15.3 Характер - это качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
5.15.4 Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
5.15.5 Эмоции и мотивация - это переживания и побуждения к деятельности соответственно.
5.16 Социальные установки - это убеждения и отношения людей.
5.17 Познавательные процессы позволяют специалисту намечать заранее цели, планы и определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме процесс этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
5.18 Познавательные процессы обладают внутренней системностью, наличием аналитического и синтетического способа их осуществления.
Сущность анализа заключается в разделении целого на части, представление сложного в виде совокупности более простых компонентов.
Сущность синтеза заключается в объединении простых компонент в целое.
5.19 Особое значение в познавательной деятельности специалиста имеют познавательные процессы при его взаимодействии с учетом ЛСИ, представленной ФИ, ФрИ, ИЛСИ (КИ) в виде ИФФрИ, ИФрФИ, используемыми в ЯФМ человека при осуществлении им лингвосемантизированных ЧИВ.
5.20 Организованное прохождение познавательных процессов при проведении технической деятельности может осуществляться с применением ЛСИ языковым мышлением специалиста с использованием познавательных психических процессов, к которым относятся ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение с созданием условий для интеллектуализации проведения технической деятельности, обучения, функционирования техносферы.
5.21 При проведении познания воспринимаемой ОД с осуществлением познавательных процессов на системной основе отдельные фрагменты ОД отражаются с возможными изменениями в мышлении воспринимающего в виде определенных мысленно образуемых информационно-семантических копий (умозрительных информационных моделей) воспринимаемой ОД, степень соответствия которых зависит от интеллектуальных возможностей и необходимой подготовленности воспринимающего.
5.22 Сознание человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
5.23 Ощущение себя как субъекта, познающего ОД, означает, что человек осознает себя как отдельную от ОД личность, готовую и способную к ее изучению и познанию.
Мысленное представление и воображение ОД - это психологическая характеристика сознания, связанная с поведением.
5.24 Сознательное управление представлениями и воображением порождается и изменяется усилием воли человека.
5.25 Сознание связано с речью и при ее отсутствии в своих высших формах не существует.
В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом свойств, к которым относятся осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом, определяемым деятельностью социума.
5.26 Свойство сознания также состоит в том, что в нем отражены только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
5.27 Сознание связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые по определению содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
5.28 Сознание характеризуется его способностью к коммуникации, передаче другим людям того, что осознает человек, который с помощью языка передает не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет информацию об ОД.
5.29 Особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем, используемых в познании.
Интеллектуальной схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об ОД и о самом себе.
Интеллектуальные схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые человеком для приведения имеющейся у него информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, ее отнесение к той или иной категории.
5.30 Благодаря обмену информацией можно выделить главное, таким образом происходят абстрагирование, отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном, формируя лексику и семантику в понятийной форме, что в дальнейшем находит отражение в индивидуальном сознании человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться им как средством общения и мышления.
5.31 Обобщенное отражение действительности - это отражение индивидуального сознания, поэтому без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания - систему значений и систему смысла слов.
Значения слов подразумевают то содержание, которое вкладывается в них носителем языка.
5.32 Смыслом слова называют ту часть его специфического значения, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека.
Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
5.33 Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме, связанной с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы.
5.34 Познавательная деятельность человека характеризуется принципами развития следующих познавательных процессов: различение свойства предмета или явления, комплексация, соблюдение режима и кодировки.
Принцип различения свойства предмета или явления состоит в сопоставлении двух предметов или более с задачей безошибочного указания их свойств или различия по заданным параметрам.
Принцип комплексации состоит в одновременном использовании нескольких анализаторов для распознавания существенного признака действия.
Принцип соблюдения режима основан на психическом отражении событий во времени.
Принцип кодировки основан на психосемантике, которая изучает различные формы существования значений и личностных смыслов в индивидуальном сознании.