ГОСТ Р 43.0.19-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Познавательные процессы. Общие положения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абстрагирование: Представление в обобщенном виде отвлеченного от конкретного.
3.2 алгоритм управления: Управление в определенной последовательности сбором и обработкой необходимой информации для принятия решения и передачи соответствующих указаний, с помощью которых происходит изменение алгоритма функционирования.
3.3 алгоритм функционирования: Последовательность действий и операций, выполняемых в процессе функционирования.
3.4 алгоритмизированное проведение познавательных процессов: Система условий и правил выполнения в определенной последовательности ряда действий, позволяющих не только представлять информацию, но и одновременно проводить ее обработку.
3.5 аффективная сфера: Сфера чувственно-эмоционального в психике человека.
3.6 внимание: Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
3.7 воля: Форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.
3.8 воображение: Форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
3.9 восприятие: Форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.
3.10 индивид: Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств, таких как биологические, физические, социальные, психологические и другие качества.
3.11 интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация): Информация в общем лингвосемантизированном трехуровневом грамматическом исполнении, создаваемая с применением общей интегральной лингвистики в импрувизированном (улучшенном) семантическом представлении, адекватно соответствующем языковому функционированию мышления человека, с совместным гармонизированным использованием в различных сочетаниях фраземных, фонемных информационных образований в контекстно-формализованном, семантически изменяемом изложении с применением компьютеризированного интерактивно-активного управления.
3.12 интеллектуализация: Осуществление определенной деятельности человеком с использованием интеллектуальных данных.
3.13 информационно-предметная среда: Среда, состоящая из информационных и предметных образований, в которой находится человек.
3.14 когнитивная сфера: Сфера познания человеком объективной действительности.
3.15 комбинативная информация: Это интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального, аудиально-визуального, визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном, фонемно-фраземном информационном исполнении.
3.16 лингвистизация: Осуществление языкового функционирования мышления человека в искусственно организованном порядке.
3.17 лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящейся к лингвистике, для осуществления языковой деятельности человека.
3.18 личность: Человек как субъект межличностных, социальных отношений и сознательной деятельности, понятие, означающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность (своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающих его от других людей).
3.19 логико-логистический (алгоритмизированно-структурирующий) семантический сеттлинг информации: Упорядоченное по семантике изложения представление создаваемой информации с применением структурированного (например, текстово-структурированного), форматированного, алгоритмизированного представления сведений, содержащихся в создаваемой информации, для достижения логически, логистически организованного человекоинформационного взаимодействия пользователя с этой информацией.
3.20 мотивация: Совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
3.21 ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной по представлению информации (влияние информации, адаптированной на человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.
3.22 ноон-технологизированное: Созданное с применением ноон-технологии в клиаратизированном представлении для повышения эффективности взаимодействия специалистов с техникой.
3.23 общая лингвистика: Это область знаний, включающая в себя фонемную (дифференциальную, интегральную), фраземную (дифференциальную, интегральную), комбинативную (дифференциальную, интегральную) лингвистики для создания и применения необходимой фонемной информации, фраземной информации, комбинативной информации.
3.24 ощущение: Форма психического отражения, обеспечивающая познания отдельных свойств предметов и явлений.
3.25 представление: Процесс и результат воспроизводства в виде образа определенного объекта, события, явления.
3.26
психика: Форма жизнедеятельности, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции поведения на основе этого отражения. [ГОСТ Р 43.0.6-2011, пункт 3.1.22] |
3.27 психическая деятельность: Структурированная организменно-информационная деятельность человека, заключающаяся в определенном информационном, информационно-интеллектуальном взаимодействии с внутриорганизменной информацией из памяти, с информацией, отражаемой из внешней объективной действительности, для саморегуляции поведения и деятельности на основе этого взаимодействия.
3.28 психический процесс: Процесс осуществления психической деятельности.
3.29 психическое отражение: Функция психики человека, заключающаяся в отражении в его мозгу объективной, не зависимой от него действительности в виде соответствующих психических сущностей.
3.30 психическое явление: Определенное проявление психики человека, например в виде психического процесса, состояния, свойства при проведении человеком психической деятельности.
3.31 речь: Вид коммуникативной деятельности человека, осуществляемой им с использованием языковых средств, для общения в социуме.
3.32 сеттлинг: Упорядоченное выполнение чего-либо, например представление информации, применение информации.
3.33 система "человек - информация" в психической деятельности: Система, состоящая из человека и воспринимаемой им информации, образующаяся с появлением определенных информационно-обменных процессов между человеком и соответствующими внешними, внутренними относительно человека информационными средами, обеспечивающая выполнение в локализованном пространстве и времени необходимой психической деятельности с проведением человекоинформационного взаимодействия и возникновением психических явлений.
3.34 словесно-понятийная означенность: Восприятие определенной сущности из объективной действительности в виде означенного словесно-понятийного представления.
3.35 совместное синерго-синергетическое функционирование: Совместное взаимодействующее, самоорганизующееся функционирование.
3.36 способности: Индивидуальные особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, а также успешность при выполнении различных видов деятельности.
3.37
сущность (сущее): Существующее в реальном мире. [ГОСТ Р 43.0.17-2019, пункт 3.47] |
3.38 темперамент: Характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
3.39 фразема: Информационное образование, представленное в виде отдельного небуквенного изображения визуального восприятия, замещающего его речевое представление.
3.40 фраземная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием отдельных фразем и их объединений.
3.41 фонема: Отдельное дифференциальное информационное образование, соответствующее звукам речи, репрезентируемое визуально воспринимаемым буквенным информационным образованием.
3.42 фонемная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых, не объединенных и объединенных буквенных информационных образований, замещающих их фонемное речевое представление.
3.43 характер: Совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
3.44 эмоции: Элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния и в ходе процесса удовлетворения актуальных потребностей.
3.45 язык (естественный): Средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением, являющееся социальным средством хранения, передачи информации и одним из средств управления человеческим поведением.