БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58401.1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

5 Технические требования

 

5.1 Требования к исходным материалам

 

5.1.1 Требования к щебню

5.1.1.1 Щебень из горных пород (в том числе щебень из гравия и валунов) или щебень из шлаков (далее - щебень), входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32703 или ГОСТ 32826 соответственно.

5.1.1.2 Требования к щебню по содержанию дробленых зерен, содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, определяемое в соотношение 5:1, а также рекомендации по выбору марки по сопротивлению дроблению и износу и марки по дробимости, указаны в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Требования к минеральным материалам для асфальтобетона

 

Условия движения по количеству приложений АК-11,5

Содержание дробленых зерен в щебне из гравия, %, не менее

Количество пустот в песке, %, не менее

Эквивалент песка, %, не менее

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы <2>, %, не более

Глубина слоя от поверхности, мм

Глубина слоя от поверхности, мм

<= 100

> 100

<= 100

> 100

Л

75/-

50/-

40

40

40

10

Н

85/80 <1>

60/-

45

40

45

10

Т

95/90

80/75

45

40

45

10

Э

100/100

100/100

45

45

50

10

<1> Значение 85/80 означает, что 85% для крупнозернистого заполнителя имеют минимум одну поверхность излома, а 80% имеют не менее двух поверхностей излома.

<2> Данный показатель не определяют для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм.

 

Примечания

1 Для дорог с легкими условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм содержание воздушных пустот в песке должно быть не менее 40%.

2 Для дорог с нормальными условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером заполнителя 4,0 мм содержание воздушных пустот в песке должно быть не менее 45%.

3 Для верхнего слоя покрытия автомобильных дорог рекомендуется применять щебень марки по сопротивлению дроблению и износу: для экстремально тяжелых условий движения - не ниже И2, для тяжелых условий движения - не ниже И3, для нормальных условий движения - не ниже И4, для легких условий движения - не ниже И5.

4 Для автомобильных дорог с экстремально тяжелыми условиями движения рекомендуется применять щебень с маркой по дробимости не ниже М1000, с тяжелыми условиями движения - не ниже М800, с нормальными условиями движения - не ниже М600, с легкими условиями движения - не ниже М400.

 

Содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов определяют по ГОСТ Р 58402.3.

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы определяют по ГОСТ 33053, но с применением средств измерения, позволяющих определять размеры зерен щебня в соотношении 5:1.

Значения марки щебня по показателю "сопротивление дроблению и износу" определяют в соответствии с ГОСТ 33049.

Значение марки щебня по показателю "дробимость" определяют в соответствии с ГОСТ 33030.

5.1.2 Требования к песку

5.1.2.1 Природный или дробленый песок из горных пород (далее - песок), входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32824 или ГОСТ 32730 соответственно.

5.1.2.2 Требования к песку по показателю "эквивалент песка" и по количеству пустот должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Значение эквивалента песка определяют по ГОСТ 33052.

Количество пустот в песке определяют по ГОСТ Р 58402.4.

5.1.3 Требования к минеральному порошку

5.1.3.1 Минеральный порошок, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32761.

5.1.3.2 При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять минеральный материал из системы пылеулавливания частично или полностью взамен минерального порошка.

5.1.4 Требования к битумному вяжущему

5.1.4.1 Назначение допустимых к применению марок битумного вяжущего проводят по ГОСТ Р 58400.3 с учетом максимальной и минимальной расчетных температур слоя с надежностью не менее 98%, а также условий движения и средней прогнозируемой скорости транспортного потока в месте проведения работ.

Примечание - Допускается по согласованию с заказчиком определять расчетные максимальные и минимальные температуры слоя с надежностью менее 98% на основании собственного опыта строительства, экономической целесообразности и остаточного срока службы дорожной одежды.

 

5.1.4.2 Битумное вяжущее должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 58400.1 или ГОСТ Р 58400.2.

5.1.5 Допускается применение переработанного асфальтобетона (RAP) в соответствии с нормативными документами.

 

5.2 Требования к асфальтобетону

 

5.2.1 Требования к зерновому составу

В зависимости от номинально максимального размера, асфальтобетонные смеси по зерновому составу должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.

Зерновой состав минеральной части смеси определяют на ситах с размерами ячеек, указанными в таблице 3 в соответствии с ГОСТ 33029-2014 (раздел 9).

 

Таблица 3

 

Требования к зерновому составу минеральной части смеси

в зависимости от номинально максимального размера

 

Размер ячеек, мм

Зерновой состав минеральной части смеси, проход, % от массы, в зависимости от номинально максимального размера смеси, мм

31,5

22,4

16,0

11,2

8,0

4,0

45,0

Не менее 100,0

-

-

-

-

-

31,5

От 90,0 до 100,0

Не менее 100,0

-

-

-

-

22,4

Не более 90,0

От 90,0 до 100,0

Не менее 100,0

-

-

-

16,0

-

Не более 90,0

От 90,0 до 100,0

Не менее 100,0

-

-

11,2

-

-

Не более 90,0

От 90,0 до 100,0

Не менее 100,0

Не менее 100,0

8,0

-

-

-

Не более 90,0

От 90,0 до 100,0

От 95,0 до 100,0

4,0

-

-

-

-

Не более 90,0

От 90,0 до 100,0

2,0

От 14,0 до 40,0

От 19,0 до 45,0

От 22,0 до 48,0

От 28,0 до 58,0

От 31,0 до 66,0

-

1,0

-

-

-

-

-

От 30,0 до 55,0

0,5

-

-

-

-

-

-

0,25

-

-

-

-

-

-

0,125

-

-

-

-

-

-

0,063

От 0,0 до 6,0

От 1,0 до 7,0

От 2,0 до 8,0

От 2,0 до 10,0

От 2,0 до 10,0

От 6,0 до 13,0

Примечание - Допускается до 31 декабря 2021 г. при проектировании асфальтобетона применять набор сит с размерами ячеек: 50,0; 37,5; 25,0; 19,0; 12,5; 9,5; 4,75; 2,36; 1,18; 0,6; 0,3; 0,15; 0,075 мм, в этом случае необходимо соблюдать требования, приведенные в приложении Г.

 

5.2.2 Требования к объемным свойствам

Асфальтобетон по содержанию воздушных пустот при начальном Nнач, проектном Nпр и максимальном Nмакс числе оборотов вращательного уплотнителя, а также содержанию пустот в минеральном заполнителе ПМЗ, пустот, наполненных битумным вяжущим ПНБ, и по отношению пыль/вяжущее должен соответствовать значениям, указанным в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Требования к объемным свойствам

 

Условия движения по количеству приложений АК-11,5

Содержание воздушных пустот Pa, %, при числе оборотов вращательного уплотнителя

Содержание пустот в минеральном заполнителе (ПМЗ), %, не менее, при номинально максимальном размере смеси, мм

Содержание пустот, заполненных битумным вяжущим (ПНБ), %

Отношение пыль/вяжущее H

Nнач

Nпр

Nмакс

31,5

22,4

16,0

11,2

8,0

4,0

Л

>= 9,5

(4 +/- 0,3) <1>

>= 2,0

11,5

12,4

13,5

14,4

15,3

16,2

От 65 до 78

От 0,8 до 1,6

Н

>= 11,0

>= 2,0

От 65 до 75

Т

>= 11,0

>= 2,0

Э

>= 11,0

>= 2,0

<1> Указанное требование выполняют при проектировании состава асфальтобетонной смеси в лабораторных условиях. При производстве смесей на асфальтобетонном заводе руководствуются требованиями ГОСТ Р 58401.5.

 

Примечания

1 Не рекомендуется проектировать смеси, в которых содержание ПМЗ превышает требуемое количество более чем на 2%.

2 Для смесей с номинально максимальным размером 31,5 мм нижний предел ПНБ допускается снижать до 64% для любых условий движения.

3 Для дорог с нормальными условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 8,0 мм содержание ПНБ должно быть в пределах от 73% до 76%.

4 Для дорог с нормальными условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм содержание ПНБ должно быть в пределах от 66% до 77%.

5 Для дорог с легкими условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм значение отношение пыль/вяжущее должно быть в пределах от 1,0 до 2,0, а для дорог с нормальными условиями движения - от 1,5 до 2,0.

6 В случае если кривая зернового состава запроектированной смеси проходит выше точки первичного контрольного сита (мелкозернистые смеси), то значение отношение пыль/вяжущее должно быть в пределах от 0,6 до 1,2.

7 Для смесей с номинально максимальным размером заполнителя 4,0 мм содержание воздушных пустот при проектном числе оборотов вращательного уплотнителя должно быть от 4,0% до 6,0%.

 

5.2.3 Требования к физико-механическим и эксплуатационным характеристикам

5.2.3.1 Коэффициент водостойкости TSR запроектированной смеси при содержании воздушных пустот, равном (7 +/- 0,5)%, должен быть не менее 0,80.

Примечание - Для смеси SP-32 допускается определять коэффициент водостойкости при содержании воздушных пустот, равном (7 +/- 1)%.

 

5.2.3.2 При проектировании асфальтобетонов для тяжелых (Т) и экстремально тяжелых (Э) условий движения рекомендуется определять число текучести или стойкость к колееобразованию. Рекомендуемые минимальные значения к данным показателям представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Требования к эксплуатационным характеристикам

 

Условия движения по количеству приложений АК-11,5

Число текучести, циклы, не менее

Глубина колеи, мм, не более

Ползучесть, кПа-1

Предел прочности при непрямом растяжении, кПа

Усталостные свойства

Т

190

3,5

Для набора статистики

Для набора статистики

Для набора статистики

Э

740

2,5

Для набора статистики

Для набора статистики

Для набора статистики

Примечания

1 Устойчивость асфальтобетона к пластическим деформациям определяют либо по показателю "число текучести", либо по показателю "глубина колеи".

2 Заказчику допускается устанавливать иные значения к требованиям физико-механических показателей на основе собственного опыта строительства, экономической целесообразности и остаточного срока службы дорожной одежды.

 

5.2.3.3 Для набора статистических данных рекомендуется у асфальтобетонов для тяжелых (Т) и экстремально тяжелых (Э) условий движения определять ползучесть, прочность при непрямом растяжении и усталостные свойства.

Расчетные характеристики, принимаемые при расчете конструкций дорожных одежд асфальтобетонных смесей SP-32, SP-22, SP-16, SP-11, SP-8 и SP-4, следует принимать аналогично расчетным характеристикам смесей SP-37, SP-25, SP-19, SP-12, SP-9 и SP-4 соответственно.

TOC