ГОСТ Р 58401.1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
5 Технические требования
5.1 Требования к исходным материалам
5.1.1 Требования к щебню
5.1.1.1 Щебень из горных пород (в том числе щебень из гравия и валунов) или щебень из шлаков (далее - щебень), входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32703 или ГОСТ 32826 соответственно.
5.1.1.2 Требования к щебню по содержанию дробленых зерен, содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, определяемое в соотношение 5:1, а также рекомендации по выбору марки по сопротивлению дроблению и износу и марки по дробимости, указаны в таблице 2.
Таблица 2
Требования к минеральным материалам для асфальтобетона
Условия движения по количеству приложений АК-11,5 | Содержание дробленых зерен в щебне из гравия, %, не менее | Количество пустот в песке, %, не менее | Эквивалент песка, %, не менее | Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы <2>, %, не более | ||
Глубина слоя от поверхности, мм | Глубина слоя от поверхности, мм | |||||
<= 100 | > 100 | <= 100 | > 100 | |||
Л | 75/- | 50/- | 40 | 40 | 40 | 10 |
Н | 85/80 <1> | 60/- | 45 | 40 | 45 | 10 |
Т | 95/90 | 80/75 | 45 | 40 | 45 | 10 |
Э | 100/100 | 100/100 | 45 | 45 | 50 | 10 |
<1> Значение 85/80 означает, что 85% для крупнозернистого заполнителя имеют минимум одну поверхность излома, а 80% имеют не менее двух поверхностей излома. <2> Данный показатель не определяют для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм.
Примечания 1 Для дорог с легкими условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм содержание воздушных пустот в песке должно быть не менее 40%. 2 Для дорог с нормальными условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером заполнителя 4,0 мм содержание воздушных пустот в песке должно быть не менее 45%. 3 Для верхнего слоя покрытия автомобильных дорог рекомендуется применять щебень марки по сопротивлению дроблению и износу: для экстремально тяжелых условий движения - не ниже И2, для тяжелых условий движения - не ниже И3, для нормальных условий движения - не ниже И4, для легких условий движения - не ниже И5. 4 Для автомобильных дорог с экстремально тяжелыми условиями движения рекомендуется применять щебень с маркой по дробимости не ниже М1000, с тяжелыми условиями движения - не ниже М800, с нормальными условиями движения - не ниже М600, с легкими условиями движения - не ниже М400. |
Содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов определяют по ГОСТ Р 58402.3.
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы определяют по ГОСТ 33053, но с применением средств измерения, позволяющих определять размеры зерен щебня в соотношении 5:1.
Значения марки щебня по показателю "сопротивление дроблению и износу" определяют в соответствии с ГОСТ 33049.
Значение марки щебня по показателю "дробимость" определяют в соответствии с ГОСТ 33030.
5.1.2 Требования к песку
5.1.2.1 Природный или дробленый песок из горных пород (далее - песок), входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32824 или ГОСТ 32730 соответственно.
5.1.2.2 Требования к песку по показателю "эквивалент песка" и по количеству пустот должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Значение эквивалента песка определяют по ГОСТ 33052.
Количество пустот в песке определяют по ГОСТ Р 58402.4.
5.1.3 Требования к минеральному порошку
5.1.3.1 Минеральный порошок, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32761.
5.1.3.2 При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять минеральный материал из системы пылеулавливания частично или полностью взамен минерального порошка.
5.1.4 Требования к битумному вяжущему
5.1.4.1 Назначение допустимых к применению марок битумного вяжущего проводят по ГОСТ Р 58400.3 с учетом максимальной и минимальной расчетных температур слоя с надежностью не менее 98%, а также условий движения и средней прогнозируемой скорости транспортного потока в месте проведения работ.
Примечание - Допускается по согласованию с заказчиком определять расчетные максимальные и минимальные температуры слоя с надежностью менее 98% на основании собственного опыта строительства, экономической целесообразности и остаточного срока службы дорожной одежды.
5.1.4.2 Битумное вяжущее должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 58400.1 или ГОСТ Р 58400.2.
5.1.5 Допускается применение переработанного асфальтобетона (RAP) в соответствии с нормативными документами.
5.2 Требования к асфальтобетону
5.2.1 Требования к зерновому составу
В зависимости от номинально максимального размера, асфальтобетонные смеси по зерновому составу должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.
Зерновой состав минеральной части смеси определяют на ситах с размерами ячеек, указанными в таблице 3 в соответствии с ГОСТ 33029-2014 (раздел 9).
Таблица 3
Требования к зерновому составу минеральной части смеси
в зависимости от номинально максимального размера
Размер ячеек, мм | Зерновой состав минеральной части смеси, проход, % от массы, в зависимости от номинально максимального размера смеси, мм | |||||
31,5 | 22,4 | 16,0 | 11,2 | 8,0 | 4,0 | |
45,0 | Не менее 100,0 | - | - | - | - | - |
31,5 | От 90,0 до 100,0 | Не менее 100,0 | - | - | - | - |
22,4 | Не более 90,0 | От 90,0 до 100,0 | Не менее 100,0 | - | - | - |
16,0 | - | Не более 90,0 | От 90,0 до 100,0 | Не менее 100,0 | - | - |
11,2 | - | - | Не более 90,0 | От 90,0 до 100,0 | Не менее 100,0 | Не менее 100,0 |
8,0 | - | - | - | Не более 90,0 | От 90,0 до 100,0 | От 95,0 до 100,0 |
4,0 | - | - | - | - | Не более 90,0 | От 90,0 до 100,0 |
2,0 | От 14,0 до 40,0 | От 19,0 до 45,0 | От 22,0 до 48,0 | От 28,0 до 58,0 | От 31,0 до 66,0 | - |
1,0 | - | - | - | - | - | От 30,0 до 55,0 |
0,5 | - | - | - | - | - | - |
0,25 | - | - | - | - | - | - |
0,125 | - | - | - | - | - | - |
0,063 | От 0,0 до 6,0 | От 1,0 до 7,0 | От 2,0 до 8,0 | От 2,0 до 10,0 | От 2,0 до 10,0 | От 6,0 до 13,0 |
Примечание - Допускается до 31 декабря 2021 г. при проектировании асфальтобетона применять набор сит с размерами ячеек: 50,0; 37,5; 25,0; 19,0; 12,5; 9,5; 4,75; 2,36; 1,18; 0,6; 0,3; 0,15; 0,075 мм, в этом случае необходимо соблюдать требования, приведенные в приложении Г. |
5.2.2 Требования к объемным свойствам
Асфальтобетон по содержанию воздушных пустот при начальном Nнач, проектном Nпр и максимальном Nмакс числе оборотов вращательного уплотнителя, а также содержанию пустот в минеральном заполнителе ПМЗ, пустот, наполненных битумным вяжущим ПНБ, и по отношению пыль/вяжущее должен соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
Требования к объемным свойствам
Условия движения по количеству приложений АК-11,5 | Содержание воздушных пустот Pa, %, при числе оборотов вращательного уплотнителя | Содержание пустот в минеральном заполнителе (ПМЗ), %, не менее, при номинально максимальном размере смеси, мм | Содержание пустот, заполненных битумным вяжущим (ПНБ), % | Отношение пыль/вяжущее H | |||||||
Nнач | Nпр | Nмакс | 31,5 | 22,4 | 16,0 | 11,2 | 8,0 | 4,0 | |||
Л | >= 9,5 | (4 +/- 0,3) <1> | >= 2,0 | 11,5 | 12,4 | 13,5 | 14,4 | 15,3 | 16,2 | От 65 до 78 | От 0,8 до 1,6 |
Н | >= 11,0 | >= 2,0 | От 65 до 75 | ||||||||
Т | >= 11,0 | >= 2,0 | |||||||||
Э | >= 11,0 | >= 2,0 | |||||||||
<1> Указанное требование выполняют при проектировании состава асфальтобетонной смеси в лабораторных условиях. При производстве смесей на асфальтобетонном заводе руководствуются требованиями ГОСТ Р 58401.5.
Примечания 1 Не рекомендуется проектировать смеси, в которых содержание ПМЗ превышает требуемое количество более чем на 2%. 2 Для смесей с номинально максимальным размером 31,5 мм нижний предел ПНБ допускается снижать до 64% для любых условий движения. 3 Для дорог с нормальными условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 8,0 мм содержание ПНБ должно быть в пределах от 73% до 76%. 4 Для дорог с нормальными условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм содержание ПНБ должно быть в пределах от 66% до 77%. 5 Для дорог с легкими условиями движения и для смесей с номинально максимальным размером 4,0 мм значение отношение пыль/вяжущее должно быть в пределах от 1,0 до 2,0, а для дорог с нормальными условиями движения - от 1,5 до 2,0. 6 В случае если кривая зернового состава запроектированной смеси проходит выше точки первичного контрольного сита (мелкозернистые смеси), то значение отношение пыль/вяжущее должно быть в пределах от 0,6 до 1,2. 7 Для смесей с номинально максимальным размером заполнителя 4,0 мм содержание воздушных пустот при проектном числе оборотов вращательного уплотнителя должно быть от 4,0% до 6,0%. |
5.2.3 Требования к физико-механическим и эксплуатационным характеристикам
5.2.3.1 Коэффициент водостойкости TSR запроектированной смеси при содержании воздушных пустот, равном (7 +/- 0,5)%, должен быть не менее 0,80.
Примечание - Для смеси SP-32 допускается определять коэффициент водостойкости при содержании воздушных пустот, равном (7 +/- 1)%.
5.2.3.2 При проектировании асфальтобетонов для тяжелых (Т) и экстремально тяжелых (Э) условий движения рекомендуется определять число текучести или стойкость к колееобразованию. Рекомендуемые минимальные значения к данным показателям представлены в таблице 5.
Таблица 5
Требования к эксплуатационным характеристикам
Условия движения по количеству приложений АК-11,5 | Число текучести, циклы, не менее | Глубина колеи, мм, не более | Ползучесть, кПа-1 | Предел прочности при непрямом растяжении, кПа | Усталостные свойства |
Т | 190 | 3,5 | Для набора статистики | Для набора статистики | Для набора статистики |
Э | 740 | 2,5 | Для набора статистики | Для набора статистики | Для набора статистики |
Примечания 1 Устойчивость асфальтобетона к пластическим деформациям определяют либо по показателю "число текучести", либо по показателю "глубина колеи". 2 Заказчику допускается устанавливать иные значения к требованиям физико-механических показателей на основе собственного опыта строительства, экономической целесообразности и остаточного срока службы дорожной одежды. |
5.2.3.3 Для набора статистических данных рекомендуется у асфальтобетонов для тяжелых (Т) и экстремально тяжелых (Э) условий движения определять ползучесть, прочность при непрямом растяжении и усталостные свойства.
Расчетные характеристики, принимаемые при расчете конструкций дорожных одежд асфальтобетонных смесей SP-32, SP-22, SP-16, SP-11, SP-8 и SP-4, следует принимать аналогично расчетным характеристикам смесей SP-37, SP-25, SP-19, SP-12, SP-9 и SP-4 соответственно.