БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58397-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия

11 Правила производства работ при устройстве асфальтобетонных оснований и покрытий

 

11.1 Общие положения

 

11.1.1 Асфальтобетонные смеси приготавливают на асфальтобетонных заводах в смесительных установках.

11.1.2 Готовую асфальтобетонную смесь выгружают в накопительный бункер, силос длительного хранения или кузов автомобиля.

11.1.3 Время хранения горячей асфальтобетонной смеси ограничивается ее минимальной температурой при отгрузке и не превышает 2 ч для накопительного бункера и 4 суток для силоса длительного хранения. Время хранения горячей щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси в накопительном бункере - не более 30 мин.

11.1.4 Асфальтобетонную смесь транспортируют в автомобилях-самосвалах и асфальтовозах, оборудованных влагонепроницаемыми быстросъемными пологами и подогревом кузовов.

11.1.5 Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна устанавливаться из условий обеспечения необходимой температуры при укладке.

11.1.6 Литую горячую смесь приготавливают в соответствии с ГОСТ Р 54401 и транспортируют в специальных автомобилях, оборудованных термосами с принудительным перемешиванием при соответствующих температурах.

11.1.7 Исключен с 01.12.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.11.2020 N 1025-ст.

 

11.2 Правила укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей

 

11.2.1 Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C. Допускается укладывать асфальтобетонные смеси при более низких температурах при соблюдении условий, указанных в 11.2.3.

11.2.2 Толщина слоя асфальтобетона над прослойкой из геосинтетических материалов должна быть не менее 5 см.

11.2.3 При температуре окружающего воздуха весной и летом от 5 °C до минус 10 °C, осенью и зимой от 10 °C до минус 10 °C укладку и уплотнение асфальтобетонных смесей следует осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 58831.

11.2.4 Исключен с 01.12.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.11.2020 N 1025-ст.

11.2.5 Если нижний слой асфальтобетонного покрытия остается не перекрытым зимой или весной, то его уплотняют до содержания воздушных пустот не более 5%.

11.2.6 Для снижения температурной и фракционной сегрегации применяют перегружатели асфальтобетонной смеси.

11.2.7 Перед укладкой смеси (за 1 - 6 ч) необходимо провести очистку от пыли и грязи поверхности нижележащего слоя и обработку его поверхности битумной или битумно-полимерной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до соответствующей температуры.

11.2.8 Укладку асфальтобетонных смесей проводят асфальтоукладчиком, оборудованным автоматической системой обеспечения заданных высотных отметок. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка.

11.2.9 При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами с применением двух и более одновременно работающих асфальтоукладчиков в процессе уплотнения первой полосы не допускается приближение вальцов катка более чем на 10 см к кромке сопряжения.

11.2.10 Расстояние между асфальтоукладчиком и дорожными катками при уплотнении следует назначать минимально допустимым из соображений безопасности.

11.2.11 Уплотнение смеси следует выполнять катками, находящимися в постоянном движении, без резких маневров и торможения. Остановка катка на недоуплотненном и неостывшем слое не допускается.

11.2.12 Оптимальные режимы укладки и уплотнения определяют пробной укладкой и уплотнением.

11.2.13 Поперечные сопряжения полос устраивают перпендикулярно к оси дороги.

11.2.14 В конце рабочей смены край уплотненной полосы обрубают вертикально по шнуру, а при возобновлении работ разогревают или подгрунтовывают битумом (битумной эмульсией).

11.2.15 При укладке и уплотнении асфальтобетонных смесей с использованием переработанного асфальтобетона (RAP) следует руководствоваться требованиями 11.2.1 - 11.2.14.

 

11.3 Правила производства работ при армировании асфальтобетона геосинтетическими материалами

 

11.3.1 Перед укладкой геосинтетических материалов основание следует подготавливать путем удаления с него пыли и грязи, устранения выбоин, других дефектов, очистки и заделки крупных трещин (шириной более 3 мм).

11.3.2 В качестве вяжущего для розлива по подготовленному основанию (подгрунтовка основания) применяют битум по ГОСТ 33133 и битумные эмульсии по ГОСТ Р 52128. Не допускается применение разжиженного битума, поскольку наличие растворителя может существенно повлиять на прочность синтетического материала и даже привести к его разрушению.

11.3.3 Укладку полотен геосинтетических материалов проводят непосредственно после розлива вяжущего.

11.3.4 При укладке армирующего материала на отфрезерованную поверхность расход битума или битумной эмульсии необходимо увеличить минимум на 25% в пересчете на битум.

11.3.5 Общая длина укладки должна соответствовать длине полосы укладки асфальтобетонной смеси.

11.3.6 При укладке материала в продольном направлении по ходу укладки асфальтобетонной смеси предшествующим полотном перекрывают последующее полотно на 10 - 15 см и в поперечном направлении - на 20 - 25 см.

11.3.7 При укладке асфальтобетонной смеси не допускается повреждение полотен геосинтетических материалов автомобилями-самосвалами, подвозящими асфальтобетонную смесь. В ППР необходимо отразить режимы движения автомобилей-самосвалов.

 

11.4 Правила устройства поверхностной обработки

 

11.4.1 Работы по устройству поверхностной обработки покрытий проводят при температуре воздуха не ниже 15 °C. При использовании катионной эмульсии - при температуре воздуха не ниже 5 °C.

11.4.2 Различают следующие виды поверхностных обработок:

11.4.2.1 Однослойная поверхностная обработка с однократным распределением вяжущего и щебня

На слой нанесенного вяжущего распределяют щебень фракции 4 - 8 мм по ГОСТ 32703 с последующим уплотнением катком.

11.4.2.2 Однослойная поверхностная обработка с двойным распределением щебня

На слой нанесенного вяжущего распределяют щебень фракции 8 - 11 мм или 11 - 16 мм по ГОСТ 32703, прикатывают катком и распределяют щебень фракции 4 - 8 мм по ГОСТ 32703 с последующим уплотнением катком.

11.4.2.3 Двухслойная поверхностная обработка

На первый слой нанесенного вяжущего распределяют щебень фракции 8 - 11 мм или 11 - 16 мм по ГОСТ 32703 и уплотняют. Затем разливают второй слой вяжущего, распределяют щебень фракции 4 - 8 мм по ГОСТ 32703 и окончательно уплотняют.

11.4.3 При устройстве поверхностной обработки применяют щебень по ГОСТ 32703 с содержанием пылевидных и глинистых частиц не более 0,5%, марки не ниже М800 из изверженных и метаморфических горных пород основных фракций, с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% и размером зерен не более 11,2 мм.

11.4.4 При устройстве поверхностной обработки в качестве вяжущего применяют модифицированные битумы.

11.4.5 Расход вяжущего и щебня, а также режимы уплотнения должны соответствовать нормам, установленным в ППР.

11.4.6 Устройство поверхностной обработки проводят по чистой поверхности покрытия: сухой - при применении битума и влажной (0,5 л/м2) - при применении эмульсий.

11.4.7 В течение первых двух-трех суток эксплуатации ограничивают скорость движения автомобилей до 40 км/ч. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

11.4.8 При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий устанавливается следующий порядок действий: розлив эмульсии по покрытию в количестве 30% нормы, распределение щебня в количестве 70% нормы, розлив остального количества эмульсии, распределение остального количества щебня, укатка.

11.4.9 При температуре воздуха ниже 20 °C применяют эмульсии с концентрацией битума 55 - 60% и температурой 40 - 50 °C. При температуре воздуха выше 20 °C эмульсию не подогревают, а концентрация битума может быть снижена до 50%.

11.4.10 При использовании анионных эмульсий движение автомобилей разрешается открывать не ранее чем через одни сутки после окончания работ.

11.4.11 При устройстве поверхностной обработки с использованием эмульсионно-минеральных смесей движение построечного транспорта можно открывать сразу после окончания работ с ограничением скорости до 40 км/ч в течение одних суток.

 

11.5 Правила производства работ при повторном использовании асфальтобетона

 

11.5.1 При устройстве асфальтобетонных слоев с повторным использованием асфальтобетона применяют технологию холодного и горячего ресайклинга.

11.5.2 В зависимости от категории автомобильной дороги выполняемые работы подразделяются следующим образом:

- для автомобильных дорог I - III категорий устроенный слой по технологии холодного ресайклинга асфальтобетонного покрытия распространяется на слои основания и нижние слои покрытия;

- для автомобильных дорог IV - V категорий устроенный слой по технологии холодного ресайклинга асфальтобетонного покрытия допустимо применять в качестве верхнего слоя покрытия (с последующим устройством поверхностной обработки).

11.5.3 Работы по данной технологии разрешается выполнять при температуре воздуха не ниже 5 °C. Не допускается выполнение работ во время осадков.

11.5.4 При определении сменной захватки выполнения работ по данной технологии в качестве ведущей машины принимается ресайклер, и все остальные технологические операции необходимо увязывать с ее производительностью.

11.5.5 Для уплотнения применяют тяжелые пневмоколесные катки и двухосные вибрационные катки со стальными вальцами. При использовании битумных эмульсий и эмульгированных регенерирующих агентов уплотнение откладывается до тех пор, пока эмульсия не начнет распадаться.

11.5.6 Заезд автомобильного транспорта на конструктивный слой, устроенный по технологии холодного ресайклинга, разрешается только после его окончательного уплотнения, с ограничением скорости автомобильного транспорта не более 40 км/ч.

TOC