ГОСТ Р 58397-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия
10 Правила производства работ при устройстве оснований и покрытий из смесей щебеночно-гравийно-песчаных и грунтов, обработанных неорганическими и органическими вяжущими материалами
10.1 Общие положения
10.1.1 До устройства слоев из смесей щебеночно-гравийно-песчаных и грунтов, обработанных неорганическими и органическими вяжущими материалами, следует завершить и принять работы по сооружению нижележащих слоев. При устройстве слоев из данных смесей и грунтов следует соблюдать требования [1], [2], [3] и [4].
Примечание - При применении переработанного асфальтобетона (RAP) в холодных органоминеральных смесях следует соблюдать требования [5].
10.1.2 Смеси приготавливаются как в смесительных установках, так и методом смешения на дороге.
10.1.3 Устройство оснований и покрытий проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C.
10.1.4 Исключен с 01.12.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.11.2020 N 1025-ст.
10.2 Правила производства работ при устройстве оснований и покрытий из смесей, обработанных неорганическими вяжущими материалами
10.2.1 Влажность смеси перед уплотнением должна соответствовать оптимальной с учетом вяжущего. Допускаются отклонения не более чем на 2 - 3% выше оптимальной при сухой погоде и температуре окружающего воздуха выше 20 °C и на 1 - 2% меньше оптимальной при температуре окружающего воздуха ниже 10 °C и при наличии осадков.
10.2.2 Перед распределением смеси поверхность нижележащего слоя должна быть очищена от посторонних предметов и увлажнена. При устройстве основания в два слоя нижний слой перед укладкой верхнего должен быть подготовлен аналогично.
10.2.3 Поперечные сопряжения следует очищать от остатков смеси и обильно смачивать водой.
10.2.4 Перед началом работ необходимо провести пробную укладку и уплотнение смеси с целью отработки режимов укладки и уплотнения, обеспечивающих требуемую ровность и плотность.
10.2.5 Правила укладки смеси, приготовленной в смесительной установке.
10.2.5.1 Укладку смеси проводят асфальтоукладчиком, профилировщиком или распределителем бетона на всю проектную ширину без образования продольного стыка.
10.2.5.2 При проектной толщине не более 22 см укладку следует проводить в один слой. При большей проектной толщине укладку осуществляют в два слоя.
10.2.5.3 Необходимо следить, чтобы в процессе работы приемный бункер был постоянно заполнен смесью и перед отвалом был равномерный по длине валик смеси.
10.2.5.4 При устройстве оснований и покрытий на дорогах IV - V категорий допускается проводить укладку смеси автогрейдером.
10.2.6 Правила укладки смеси, приготовленной смешением на дороге
10.2.6.1 Укладку смеси проводят профилировщиком или ресайклером. Допускается для смешения на дороге применение дорожных фрез.
10.2.6.2 Ширина устраиваемого слоя зависит от технических возможностей профилировщика и перемешивающего рабочего органа ресайклера.
10.2.6.3 При укладке смежной полосы ширина перекрытия края уложенной полосы смесью должна составлять 20 - 30 см. При этом к концу смены должен быть уложен слой на всю проектную ширину.
10.2.6.4 После устройства слоя проводится планировка его поверхности автогрейдером с обеспечением ровности и поперечного уклона.
10.2.7 Для обеспечения требуемых плотности, ровности и поперечных уклонов слой уложенной смеси следует начинать уплотнять со стороны обочины. При этом первый проход должен проводиться таким образом, чтобы вальцы катка не доходили до края распределенного слоя на 10 - 15 см. Перекрытие каждого следа при последующем проходе - 20 - 30 см.
10.2.8 Не допускается смачивание вальцов и пневмоколес катков в процессе уплотнения. В процессе уплотнения не допускается остановка катка на уплотняемой полосе.
10.2.9 Уход за свежеуложенным слоем может проводиться быстрораспадающейся битумной эмульсией, или водоразбавляемым пленкообразующим материалом, или влажным песком слоем толщиной 5 - 7 см. Уход за основанием должен осуществляться до устройства на нем покрытия или продолжительностью не менее 28 суток. Уход за покрытием должен осуществляться продолжительностью не менее 28 суток.
10.2.10 Движение построечного транспорта, а также устройство конструктивных слоев поверх устроенного слоя с применением неорганических вяжущих разрешается не ранее чем через 5 суток после его устройства. Допускается устройство вышележащих конструктивных слоев поверх устроенного слоя в течение 8 ч после окончания уплотнения щебеночно-гравийно-песчаных смесей, обработанных неорганическими вяжущими или с применением комплексного метода укрепления (совместное применение органических и неорганических вяжущих).
10.2.11 При среднесуточных температурах окружающего воздуха в пределах от плюс 5 °C до минус 10 °C следует осуществлять специальные меры: утепление основания, подогрев воды и заполнителей ("термос"), введение в смесь водных растворов хлористых солей (химический метод - применение добавок).
10.2.12 Уход за уплотненным слоем при отрицательных температурах окружающего воздуха следует проводить с помощью слоя песка толщиной не менее 6 см.
10.2.13 Движение транспортных средств по укрепленному слою основания или покрытия разрешается не ранее чем через 28 суток. В период оттепелей и весеннего таяния движение транспортных средств по слою не допускается.
10.3 Правила производства работ при устройстве оснований и покрытий из смесей, обработанных органическими вяжущими материалами
10.3.1 В качестве вяжущего применяют битумы по ГОСТ 33133, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) по ГОСТ Р 52056, эмульсии по ГОСТ Р 52128 и другие органические вяжущие, обеспечивающие установленные к смеси требования.
10.3.2 Температура нагрева органических вяжущих материалов по ГОСТ 33133 и ГОСТ Р 52056 при их использовании должна быть выше температуры размягчения на (90 +/- 10) °C, но не ниже 120 °C и не выше 160 °C. Температура смеси при выпуске из смесителя зависит от применяемого вяжущего и должна быть не ниже 120 °C и не выше 160 °C. Температура смеси при укладке должна быть не ниже 100 °C.
10.3.3 При приготовлении эмульсий температура водного раствора эмульгатора, поступающего в эмульсионную машину, должна быть не выше 80 °C, а сумма температур битума и раствора эмульгатора не должна превышать 200 °C. В противном случае эмульсию приготавливают под давлением, после чего охлаждают до температуры ниже 100 °C.
10.3.4 Устройство оснований и покрытий из щебеночно-гравийно-песчаных смесей по [1], обработанных битумными эмульсиями в смесителе
10.3.4.1 Температура битумной эмульсии должна быть не выше 40 °C при выпуске щебеночно-гравийно-песчаных смесей по [1] из смесителя.
10.3.4.2 Устройство конструктивных слоев с применением щебеночно-гравийно-песчаных смесей по [1], обработанных битумной эмульсией, выполняют в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C весной и не ниже 10 °C осенью.
10.3.4.3 Перед укладкой щебеночно-гравийно-песчаных смесей по [1] поверхность нижележащего слоя предварительно увлажняют водой и обрабатывают битумной эмульсией из расчета 0,5 - 0,8 л/м2.
10.3.4.4, 10.3.4.5 Исключены с 01.12.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.11.2020 N 1025-ст.
10.3.5 Правила производства работ при устройстве оснований и покрытий по способу пропитки
10.3.5.1 Покрытия и основания из щебня, обработанного по способу пропитки битумом или эмульсиями, устраивают в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 °C.
10.3.5.2 При температуре воздуха ниже 10 °C применяют эмульсии с рабочей температурой 40 - 50 °C.
10.3.5.3 Работы по устройству покрытий и оснований способом пропитки включают в себя: распределение основной фракции щебня, уплотнение катком массой 6 - 8 т (5 - 7 проходов по одному следу, уточняется в зависимости от массы катка при пробной укатке), розлив 50% вяжущего от общего расхода, распределение расклинивающей фракции щебня, уплотнение катком массой 10 - 13 т (2 - 4 прохода по одному следу), розлив 30% вяжущего от общего расхода, распределение второй расклинивающей фракции щебня, уплотнение катком массой 10 - 13 т (3 - 4 прохода по одному следу), розлив 20% вяжущего, распределение замыкающей фракции щебня, уплотнение катком массой 10 - 13 т (3 - 4 прохода по одному следу).
10.3.5.4 При температуре воздуха до 20 °C щебень основной фракции уплотняют без увлажнения. При температуре воздуха выше 20 °C щебень поливают водой в количестве 8 - 10 л/м2. В этом случае разливают битум только после просыхания щебня, а эмульсию разливают по влажному щебню.
10.3.5.5 Покрытие по подготовленному основанию устраивают через 10 - 15 суток при пропитке анионными эмульсиями и через 3 - 5 суток - при пропитке катионными.
10.3.5.6 При использовании эмульсий движение следует открывать через 1 - 3 суток после распределения и уплотнения последней фракции щебня.
10.3.5.7 В течение 10 дней движение следует регулировать по всей ширине покрытия с ограничением его скорости не более 40 км/ч.
10.3.5.8 Исключен с 01.12.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.11.2020 N 1025-ст.
10.3.6 Правила производства работ при устройстве оснований и покрытий из смесей, обработанных органическими вяжущими материалами, смешиванием на дороге
10.3.6.1 Валик из каменного материала перед розливом битума (эмульсии) разравнивают на ширину, меньшую ширины будущего покрытия на 0,5 м, или на ширину машин, которыми будет проводиться перемешивание.
10.3.6.2 Данные основания и покрытия устраивают при температуре воздуха не ниже 15 °C и заканчивают за 15 - 20 суток до начала периода дождей или устойчивой температуры воздуха ниже 10 °C.
10.3.6.3 Влажность щебеночных и гравийных смесей, обрабатываемых эмульсией в сухую и ветреную погоду и при температуре воздуха выше 15 °C, должна быть не менее 5%, а песчано-щебеночных и песчано-гравийных смесей - на 1 - 2% выше оптимальной.
10.3.6.4 Смесь уплотняют катками массой 6 - 8 т за 3 - 5 проходов по одному следу.
10.3.6.5 Движение построечного транспорта открывают сразу после окончания уплотнения с ограничением скорости до 40 км/ч.