ГОСТ 34514-2019. Межгосударственный стандарт. Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности
4 Сокращения и обозначения
4.1 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВУ - выпрямительная установка;
ДГ - дизель-генератор;
И - инвертор;
ИЭЭФ - индикатор энергетической эффективности;
КПД - коэффициент полезного действия;
ПКМ - позиция контроллера машиниста;
РЭ - руководство по эксплуатации (или документ, его заменяющий);
ТГ - тяговый генератор;
ТЗ - техническое задание;
ТУ - технические условия на поставку;
ТЭД - тяговый электродвигатель.
4.2 В настоящем стандарте приведены следующие обозначения по [1]:
- экспериментально-расчетный КПД тепловоза (секции тепловоза);
- контрольный экспериментально-расчетный КПД тепловоза (секции тепловоза);
Экэ - экспериментально-расчетное значение энергии, потенциально переданной на колеса тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
Эвэ - значение энергии топлива, израсходованного дизелем тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
Pтг(ву)ij - текущее значение мощности на клеммах ТГ (ВУ), кВт;
- текущее значение КПД ТЭД;
- значение КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников;
T - время реализации тест-циклограммы, с;
i - номер текущего измерения;
j - номер ПКМ;
- временной шаг реализации типовой тест-циклограммы, с;
Nвспij - текущее значение мощности генератора, затраченной на привод вспомогательных агрегатов, кВт;
Pиij - текущее значение мощности на входе в И, кВт;
- текущее значение КПД И;
Iтг(ву)(и)ij - текущее значение силы тока на клеммах ТГ, ВУ или И, А;
Uтг(ву)(и)ij - текущее значение напряжения на клеммах ТГ, ВУ или ВУ, В;
B - расход топлива дизелем за время реализации типовой тест-циклограммы, кг;
- низшая теплотворная способность топлива, МДж/кг;
- контрольное экспериментально-расчетное значение энергии, которая могла бы быть потенциально передана на колеса тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности ДГ по ТЗ или ТУ на ПКМj, МДж;
- расчетное значение энергии топлива, которое было бы израсходовано дизелем тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности ДГ по ТУ или ТЗ, удельного расхода топлива, расхода топлива на холостом ходу и при отсутствии переходных процессов при переключении ПКМ, МДж;
- значение энергии, выработанной дизелем на ПКМj за время расчетной реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности дизеля по ТУ или ТЗ, с учетом отличия фактических условий реостатных испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ, МДж;
- среднее значение КПД ТГ на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- среднее значение КПД ВУ на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- среднее значение КПД ТЭД на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- значение КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников;
Эвспмехj - энергия, затраченная дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с механическим приводом на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
Эвспэлj - значение энергии, затраченной дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с электрическим приводом на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
- среднее значение КПД И на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- значение мощности дизеля по ТУ или ТЗ на ПКМj, скорректированное по отличию фактических условий реостатных испытаний от стандартных, кВт;
Tj - время работы на ПКМj, с;
- значение мощности дизеля на ПКМj по ТУ или ТЗ, кВт;
- среднее значение изменения мощности дизеля, вызванное отличием фактических условий испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ за время работы на ПКМj, кВт;
- текущее значение изменения мощности дизеля, вызванное отличием фактических условий испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ за время работы на ПКМj, кВт;
zj - количество измерений за время работы на ПКМj;
- суммарная энергия, затраченная дизелем при работе на ПКМj на привод к-го вспомогательного агрегата с механическим приводом за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
к - условный номер вспомогательного агрегата, общее количество и номенклатура которых соответствует энергетической схеме тепловоза;
Nвспкмехij - текущее значение мощности, потребляемой к-ым вспомогательным агрегатом с механическим приводом при работе на ПКМj, в процессе реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- КПД механического привода к-го вспомогательного агрегата при работе на ПКМj;
Nвпкмmax - мощность, потребляемая вентилятором на максимальной ПКМ при стандартных атмосферных условиях, приведенная в ТУ или ТЗ, кВт;
nij - текущее значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ПКМj, мин-1;
nmax - значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ПКМmax, мин-1;
- КПД привода вентилятора при работе на ПКМj;
Iстг - ток СТГ, А;
Uбс - напряжение бортовой сети, В;
- КПД привода стартера-генератора;
- суммарная энергия, затраченная ДГ при работе на ПКМj на привод к-го вспомогательного агрегата с электрическим приводом за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
Nвспкэлпрij - текущее значение мощности, потребляемой к-ым вспомогательным агрегатом с электрическим приводом при работе на ПКМj в процессе реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
- КПД электрического привода к-го вспомогательного агрегата на ПКМj;
Nмвпкмmax - мощность, потребляемая мотор-вентилятором на ПКМmax при стандартных атмосферных условиях, приведенная в ТУ или ТЗ, кВт;
- текущее значение КПД ТГ при работе на ПКМj;
mi - текущее значение количества включенных мотор-вентиляторов;
Pвзбj - мощность возбудителя на ПКМj, кВт;
- КПД возбудителя на ПКМj;
- КПД привода возбудителя на ПКМj;
,
,
- текущие значения КПД ВУ, КПД ТГ и КПД ТЭД при работе на ПКМj;
Nдизj - значения мощности дизеля на ПКМj в соответствии с ТУ или ТЗ, кВт;
gej - значения удельного расхода топлива дизеля на ПКМj в соответствии с ТУ или ТЗ, г/кВт·ч;
- односторонний доверительный интервал для ИЭЭФср;
n - количество реализаций типовой тест-циклограммы;
- значение параметра распределения Стьюдента для одностороннего доверительного интервала при числе степеней свободы n - 1 и принятой доверительной вероятности
;
ИЭЭФi - значение ИЭЭФ в результате i-й реализации тест-циклограммы;
- значение уменьшения ИЭЭФ, установленное по результатам реостатных испытаний тепловозов каждого функционального типа за счет влияния переходных процессов в ДГ;
- относительное уменьшение ИЭЭФ за счет допуска на объявленный удельный расход топлива.
