ГОСТ 34514-2019. Межгосударственный стандарт. Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности
7.3 Расчет контрольного экспериментально-расчетного значения энергии
7.3.1 Для тепловозов (секций тепловозов) с передачей переменно-постоянного тока контрольное экспериментально-расчетное значение энергии , МДж, вычисляют по формулам:
- при механическом приводе вспомогательных агрегатов
, (12)
где - значение энергии, выработанной дизелем на ПКМj за время расчетной реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности дизеля по ТУ или ТЗ, с учетом отличия фактических условий реостатных испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ, МДж;
Эвспмехj - значение энергии, затраченной дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с механическим приводом на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
- среднее значение КПД ТГ на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- среднее значение КПД ВУ на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- среднее значение КПД ТЭД на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- значение КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников;
- при электрическом приводе вспомогательных агрегатов
, (13)
где Эвспэлj - значение энергии, затраченной дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с электрическим приводом на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
- при смешанном приводе вспомогательных агрегатов
. (14)
7.3.2 Для тепловозов (секций тепловозов) с передачей постоянно-постоянного тока контрольное экспериментально-расчетное значение энергии , МДж, вычисляют по следующим формулам:
- при механическом приводе вспомогательных агрегатов
; (15)
- при электрическом приводе вспомогательных агрегатов
; (16)
- при смешанном приводе вспомогательных агрегатов
. (17)
7.3.3 Для тепловозов (секций тепловозов) с передачей переменно-переменного тока контрольное экспериментально-расчетное значение энергии , МДж, вычисляют по формулам:
- при механическом приводе вспомогательных агрегатов
; (18)
- при электрическом приводе вспомогательных агрегатов
; (19)
- при смешанном приводе вспомогательных агрегатов
, (20)
где - среднее значение КПД И на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат.
7.3.4 Значение, , МДж, вычисляют по формуле
, (21)
где - нормативное значение мощности дизеля по ТУ или ТЗ на ПКМj, скорректированное по отличию фактических условий реостатных испытаний от стандартных условий по ТУ или ТЗ, кВт;
Tj - время работы на ПКМj, с.
Значение , кВт, вычисляют по формуле
, (22)
где - нормативное значение мощности дизеля на ПКМj по ТУ или ТЗ, кВт;
- среднее значение изменения мощности дизеля, вызванное отличием фактических условий испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ за время работы на ПКМj, кВт.
Значение , кВт, вычисляют по формуле
, (23)
где - текущее значение изменения мощности дизеля, вызванное отличием фактических условий испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ за время работы на ПКМj, кВт;
zj - количество измерений за время работы на ПКМj.
Значение , кВт, вычисляют в соответствии с РЭ или нормативными документами <*>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52517-2005 (ИСО 3046-1:2002) "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявления мощности, расхода топлива и смазочного масла. Методы испытаний".
7.3.5 Значение Эвспмехj, МДж, вычисляют по формуле
, (24)
где - суммарная энергия, затраченная дизелем при работе на ПКМj на привод к-го вспомогательного агрегата с механическим приводом за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
к - условный номер вспомогательного агрегата, общее количество и номенклатура которого соответствуют энергетической схеме тепловоза.
Значение вычисляют по формуле
, (25)
где Nвспкмехij - текущее значение мощности, потребляемой к-м вспомогательным агрегатом с механическим приводом при работе на ПКМj в процессе реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;
- КПД механического привода к-го вспомогательного агрегата при работе на ПКМj.
Допускается значение вычислять по формуле
. (26)
При определении текущих значений мощности, затрачиваемой дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с механическим приводом при работе на ПКМj, текущие значения мощности, затрачиваемой дизелем на привод вентилятора , кВт, вычисляют по формуле
(27)
где nij - текущее значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ПКМj, мин-1;
nmax - значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ПКМmax, мин-1;
Nвпкмmax - мощность, потребляемая вентилятором на максимальной ПКМ при стандартных атмосферных условиях, приведенная в ТУ или ТЗ, кВт;
- КПД привода вентилятора при работе на ПКМj.
Мощность, затрачиваемую дизелем на привод стартера-генератора Nстг, кВт, вычисляют по формуле
, (28)
где Iстг - ток СТГ, А;
Uбс - напряжение бортовой сети, В;
- КПД привода стартера-генератора.
7.3.6 Значение , МДж, вычисляют за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат по формуле
, (29)
где - суммарная энергия, затраченная ДГ при работе на ПКМj на привод к-го вспомогательного агрегата с электрическим приводом за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж.
Значение , МДж, вычисляют по формуле
, (30)
где Nвспкэлпрij - текущее значение мощности, потребляемой к-м вспомогательным агрегатом с электрическим приводом при работе на ПКМj в процессе реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
- КПД электрического привода к-го вспомогательного агрегата на ПКМj.
Значение допускается вычислять по формуле
. (31)
При определении текущих значений мощности, затрачиваемой дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с электрическим приводом при работе на ПКМj, текущие значения мощности , кВт, затрачиваемой дизелем на привод мотор-вентиляторов, вычисляют по формуле
(32)
где nij - текущее значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ПКМj, мин-1;
nmax - значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ПКМmax, мин-1;
Nмвпкмmax - мощность, потребляемая мотор-вентилятором на ПКМmax при стандартных атмосферных условиях, приведенная в ТУ или ТЗ, кВт;
mi - текущее значение количества включенных мотор-вентиляторов;
- текущее значение КПД ТГ при работе на ПКМj.
7.3.7 Значение потерь мощности дизеля при работе на ПКМj на привод возбудителя , кВт, вычисляют по формуле
, (33)
где Pвзбj - мощность возбудителя на ПКМj, кВт;
- КПД возбудителя на ПКМj;
- КПД привода возбудителя на ПКМj.
7.3.8 Средние значения КПД электрических машин на ПКМj за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат вычисляют по следующим формулам:
- среднее значение КПД ВУ
; (34)
- среднее значение КПД ТГ
; (35)
- среднее значение КПД ТЭД
, (36)
где ,
,
- соответственно текущие значения КПД ВУ, КПД ТГ и КПД ТЭД при работе на ПКМj;
zj - количество измерений за время работы на ПКМj.
