ГОСТ 34514-2019. Межгосударственный стандарт. Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности
6.6 Расчет экспериментально-расчетного коэффициента полезного действия тепловоза (секции тепловоза)
6.6.1 Значение экспериментально-расчетного КПД тепловоза (секции тепловоза) вычисляют по формуле
(2)
где Экэ - экспериментально-расчетное значение энергии, потенциально переданной на колеса тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;
Эвэ - значение энергии топлива, израсходованного дизелем тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж.
6.6.2 Экспериментально-расчетное значение энергии, потенциально переданной на колеса тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат Экэ, МДж, для тепловозов с передачей переменно-постоянного тока, а также тепловозов с передачей постоянного тока, у которых вспомогательные нагрузки запитаны от вспомогательного генератора, вычисляют по формуле
, (3)
где T - время реализации тест-циклограммы;
Pтг(ву)ij - текущее значение мощности на клеммах ТГ (ВУ), кВт;
- текущее значение КПД ТЭД, вычисляемое для ПКМj с помощью зависимости от тока нагрузки, установленной по экспериментальным данным;
- значение КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников;
i - номер текущего измерения;
j - номер ПКМ.
Допускается использовать формулу
, (4)
где - временной шаг реализации типовой тест-циклограммы, с.
Если на тепловозе с передачей постоянно-постоянного тока вспомогательные агрегаты запитаны от одного генератора с ТЭД, то формула (3) имеет вид
, (5)
где Nвспij - текущее значение мощности генератора, затраченной на привод вспомогательных агрегатов, кВт. В этом случае для определения величины Nвспij в соответствующие цепи электрической схемы тепловоза устанавливают дополнительные шунты.
Допускается использовать формулу
. (6)
Для тепловозов с передачей переменно-переменного тока Экэ вычисляют по формуле
, (7)
где Pиij - текущее значение мощности на входе в И, кВт;
- текущее значение КПД И.
Допускается использовать формулу
. (8)
6.6.3 Текущее значение мощности на клеммах ТГ, ВУ или И Pтг(ву)(и)ij, кВт, вычисляют по формуле
Pтг(ву)(и)ij = Iтг(ву)(и)ij·Uтг(ву)(и)ij·10-3, (9)
где Iтг(ву)(и)ij - текущее значение силы тока на клеммах ТГ, ВУ или И, А;
Uтг(ву)(и)ij - текущее значение напряжения на клеммах ТГ, ВУ или И, В.
6.6.4 Значение энергии топлива, израсходованного дизелем тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат Эвэ, МДж, вычисляют по формуле
, (10)
где B - расход топлива дизелем за время реализации типовой тест-циклограммы, кг;
- низшая теплотворная способность топлива, МДж/кг, определяемая по ГОСТ 21261.
