ГОСТ 10935-2019. Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые крытые. Общие технические условия
4 Технические требования
4.1 Общие требования
4.1.1 Технические условия на вагон должны включать следующие основные параметры и размеры:
а) грузоподъемность, т;
б) массу тары, т;
в) количество осей, шт.;
г) максимальную статическую расчетную нагрузку от колесной пары на рельсы, кН (тс);
д) статическую погонную нагрузку на путь от вагона, т/м;
е) номинальный объем кузова, м3;
ж) длину по осям сцепления автосцепок, мм;
и) ширину максимальную, мм;
к) площадь пола, м2;
л) базу вагона, мм;
м) внутренние размеры кузова, мм;
н) количество и тип дверей (при их наличии);
п) размеры в свету дверного проема (ширина и высота при его наличии), мм;
р) размеры в свету люка боковой стены (ширина и высота при его наличии), мм;
с) диаметр печной разделки (при ее наличии), мм;
т) высоту вагона от уровня головок рельсов, мм;
у) высоту от оси автосцепок до уровня головок рельсов, мм;
ф) габарит;
ц) конструкционную скорость, км/ч.
4.1.2 Вагоны изготавливают в климатическом исполнении УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
4.1.3 Габарит вагона - по ГОСТ 9238.
4.1.4 Вагоны должны иметь кузов, включающий в себя раму, боковые и торцевые стены, крышу, и должны быть оборудованы:
а) тележками по ГОСТ 9246 или иным нормативным документам по согласованию с владельцем железнодорожных путей общего пользования (далее - владельцем инфраструктуры);
б) автосцепными устройствами с установочными размерами по ГОСТ 33434 и контуром зацепления автосцепки по ГОСТ 21447, с оборудованием автосцепок нижним ограничителем вертикальных перемещений и расцепным приводом с блокировочной цепью и поглощающими аппаратами по ГОСТ 32913 с номинальной энергоемкостью не менее 70 кДж;
в) автоматическими пневматическими тормозами в соответствии с ГОСТ 34434 и обязательным применением системы раздельного торможения для длиннобазных вагонов;
г) стояночным тормозом в соответствии с ГОСТ 32880;
д) подножками и поручнями составителя;
е) кронштейнами для установки поездных сигналов;
ж) предохранительными поддерживающими скобами, исключающими падение деталей тормозной рычажной передачи на путь;
и) устройствами для закрепления грузов внутри вагона и (или) приспособлениями для перевозки специализированных грузов;
к) дверями, размеры и количество которых должны быть указаны в технических условиях на вагон конкретной модели, двери должны иметь несъемные приспособления для облегчения их открывания;
л) вагоны по требованию заказчика или владельца инфраструктуры допускается выпускать с переходными площадками со стоп-краном, стояночным тормозом и торцевым ограждением высотой не менее 1000 мм.
4.1.5 На вагонах должны быть установлены тяговые кронштейны для перемещения вагонов.
4.1.6 В конструкции вагонов должны быть предусмотрены элементы для подъема вагона домкратами с поверхностью, препятствующей скольжению, и с прочностью, соответствующей усилию подъема.
4.1.7 В соответствии с договором на поставку вагоны допускается изготавливать с концевыми балками для установки буферных комплектов, с раздвижной или съемной крышей, раздвижными стенами (при этом дверями могут быть не оборудованы).
4.1.8 Вагоны могут быть оборудованы устройствами для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и другими устройствами и приспособлениями.
4.1.9 Конструкция и оборудование вагонов должны обеспечивать сохранность груза при проведении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ по ГОСТ 22235.
4.1.10 Опорная поверхность подножек и настилов должна быть выполнена с поверхностью, препятствующей скольжению, и отверстиями для стока воды.
4.1.11 В крыше универсальных вагонов с деревянным или деревометаллическим полом следует обеспечивать установку двух печных разделок, представляющих собой устройство для пропуска трубы вагонной печи или походной кухни. Печная разделка должна состоять из патрубка, ввариваемого в люк цельнометаллической крыши или крышку люка в случае совпадения расположения разделки и загрузочного люка, а также крышки этого патрубка с петлями и запорными устройствами. При этом должны быть выполнены следующие требования:
- минимальное расстояние от оси патрубка до возгораемых элементов конструкции вагона - 440 мм;
- внутренний диаметр патрубка - 130 мм;
- проходное сечение патрубка должно быть ограничено четырьмя противоположно расположенными выступами, в которые должна вписываться окружность диаметром (125 +/- 5) мм;
- патрубки должны быть приварены к листу крыши или крышке люка с наружной стороны сплошным (непрерывным) швом;
- крышка патрубка в закрытом положении должна предохранять внутреннее помещение кузова от попадания туда искр и влаги, в открытом - иметь возможность откидываться на петлях, полностью освобождая при этом пространство над патрубком;
- петли крышки патрубка должны быть соединены с крышей неразъемным соединением.
В вагонах с деревометаллическим полом должно быть обеспечено крепление печи.
4.1.12 Универсальный вагон должен быть изготовлен с несъемным оборудованием для установки нар, дверных закладок, ружейных зубчаток.
4.1.13 Двери универсальных вагонов задвижной конструкции должны иметь упоры амортизирующего типа, ограничивающие перемещение при полном открывании.
4.1.14 Боковые стены универсальных вагонов должны иметь дверные проемы, размеры которых должны быть указаны в технических условиях на вагон конкретной модели. Люки в боковых стенах вагонов должны быть оборудованы крышками с запорными устройствами, исключающими их преднамеренное открывание снаружи и обеспечивающими плотное прилегание крышек по периметру.
4.1.15 Запоры дверей вагонов должны обеспечивать постановку съемных запорно-пломбировочных устройств, гарантирующих сохранность перевозимых грузов.
4.1.16 Технические условия на конкретное исполнение модели вагона должны включать в себя следующее:
- назначенный срок службы;
- назначенный пробег в груженом состоянии;
- назначенный срок службы до первого капитального ремонта;
- назначенный пробег до первого капитального ремонта;
- назначенный срок службы до первого деповского ремонта;
- назначенный пробег до первого деповского ремонта.
4.2 Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям
4.2.1 Вагоны должны соответствовать требованиям ГОСТ 33211 по показателям прочности, динамическим качествам и сцепляемости, в том числе:
а) по напряжениям при квазистатическом нагружении;
б) напряжениям при соударениях;
в) напряжениям при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
г) коэффициенту запаса сопротивления усталости;
д) коэффициенту запаса устойчивости колеса от схода с рельсов;
е) коэффициенту запаса устойчивости колеса от схода с рельсов при выжимании;
ж) коэффициенту запаса устойчивости от опрокидывания;
и) отношению рамной силы к статической осевой нагрузке;
к) коэффициенту динамической добавки обрессоренных и необрессоренных частей;
л) вертикальному и боковому ускорению обрессоренных частей;
м) автоматическому сцеплению и проходу сцепленных вагонов кривых участков в пути;
н) обеспечению прохода вагоном в сцепе сортировочной горки и аппарельного съезда парома.
4.2.2 Для изготовления деталей несущей конструкции балок рамы и кузова из проката следует применять низколегированные стали по ГОСТ 19281 или другие стали по согласованию с владельцем инфраструктуры.
4.2.3 Листы металлической обшивки кузова и крыши следует изготавливать из стали марки 10ХНДП, 09Г2СД, 09Г2Д по ГОСТ 19281 и ГОСТ 17066 или из других сталей, показатели физико-механических и коррозионных свойств которых не уступают указанным в ГОСТ 19281 и ГОСТ 17066.
4.2.4 Пол вагона может быть металлическим с рифленой поверхностью, из древесных материалов или другой конструкции. Пол из древесных материалов по ГОСТ 3191 следует армировать металлическим рифленым листом.
4.2.5 Для слабонагруженных элементов конструкции вагонов допускается применение стали по ГОСТ 380, ГОСТ 535, ГОСТ 1050, ГОСТ 14637, ГОСТ 16523.
4.2.6 Для изготовления деталей, подвергающихся сварке, должен быть использован прокат с обеспечением свариваемости. Сварочные материалы, способы и режимы сварки должны обеспечить сварное соединение с пределом текучести не ниже, чем у основного металла.
4.2.7 Стальные литые детали вагонов - по ГОСТ 977, литые детали автосцепных устройств - по ГОСТ 22703. Поковки стальные штампованные изготавливают по ГОСТ 7505, поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали - по ГОСТ 8479.
4.2.8 Для изготовления вагонов допускается применение иных материалов, если это соответствует ГОСТ 33211 и согласовано с владельцем инфраструктуры.
4.2.9 Автоматический тормоз должен обеспечивать тормозные пути в соответствии с ГОСТ 34434.
4.2.10 Требования к лакокрасочным покрытиям - по ГОСТ 7409. Подготовка металлических поверхностей к нанесению лакокрасочных покрытий - по ГОСТ 9.402.
4.2.11 Тип смазки и необходимость ее применения указывают в технической документации на конкретную модель вагона.
4.2.12 Расстояние от уровня головок рельсов до уровня оси автосцепки должно соответствовать ГОСТ 33434.
4.2.13 Статическая погонная нагрузка груженого вагона не должна превышать 103 кН/м.
4.2.14 Динамическая погонная нагрузка на железнодорожный путь от группы осей одной тележки не должна превышать 168 кН/м. Предельно допустимые силы по воздействию вагона на путь должны соответствовать нормативным документам государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <*>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55050-2012 "Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний".
4.2.15 Конструкция вагона должна исключать касание составных частей между собой при проходе одиночного вагона по кривой минимального радиуса в соответствии с ГОСТ 22235.
4.2.16 Вагон должен сохранять работоспособность при кратковременном (не более 4 ч) повышении температуры в соответствии с ГОСТ 22235.
4.2.17 Максимальная расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы должна соответствовать ГОСТ 33200.
4.2.18 При проектировании вагонов рекомендуется руководствоваться требованиями [1] <**>.
--------------------------------
<**> В Российской Федерации действуют "Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)", утвержденные Министерством путей сообщения РФ в 1996 г.
4.3 Требования надежности
4.3.1 Вероятность безотказной работы по отказам, приводящим к списанию вагона, за срок службы - не менее 0,9.
4.3.2 Вероятность безотказной работы по отказам, приводящим к досрочному поступлению в капитальный ремонт, - по [2], до первого капитального ремонта - не менее 0,95.
4.3.3 Вероятность безотказной работы по отказам, приводящим к досрочному поступлению в деповской ремонт, - по [3], до первого деповского ремонта - не менее 0,98.
4.4 Комплектность
4.4.1 В комплект поставки вагона должны входить:
- паспорт на вагон;
- копия документа о соответствии требованиям безопасности;
- руководство по эксплуатации по ГОСТ 2.601;
- ремонтная документация по ГОСТ 2.602 (по отдельному договору с заказчиком).
4.4.2 Допускается по согласованию с заказчиком оформлять один комплект указанных документов на партию вагонов, отправляемых по одному адресу. При этом паспорт оформляют на каждый вагон из партии.
4.4.3 Ремонтную документацию поставляют при необходимости в соответствии с договором (контрактом) на поставку. Номенклатуру ремонтной документации по ГОСТ 2.602 устанавливают по согласованию между заказчиком и изготовителем.
4.5 Требования к маркировке
4.5.1 Каждый вагон должен иметь маркировку, содержащую:
- знак обращения на рынке по [4];
- условный номер по [5], наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- порядковый номер вагона по системе нумерации предприятия-изготовителя или сетевой номер;
- дату изготовления (арабскими цифрами в формате: ДД.ММ.ГГ);
- грузоподъемность, т;
- массу тары, т;
- конструкционную скорость, км/ч;
- цифровой железнодорожный код государства - собственника вагона по [4];
- надпись о последнем проведенном ремонте (для вагонов, проходивших плановый ремонт) и следующем планируемом ремонте.
4.5.2 На металлическую табличку, установленную на наружной поверхности хребтовой балки вагона, наносят:
- порядковый номер вагона по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- условный номер по [5] и товарный знак предприятия-изготовителя;
- марку материала хребтовой балки;
- месяц и год изготовления (арабскими цифрами, последние две цифры).
4.5.3 Знак обращения на рынке наносят в непосредственной близости к металлической табличке на хребтовой балке (см. 4.5.2).
4.5.4 Дополнительные знаки и надписи должны быть согласованы с заказчиком и владельцем (владельцами) инфраструктуры, на которой эксплуатируют вагон.
4.5.5 Маркировка, нанесенная на вагон, должна быть четкой и визуально различимой. Все идентификационные и предупреждающие надписи и маркировка должны быть повторены и пояснены в руководстве по эксплуатации.
4.5.6 Остальные, не указанные в данном разделе знаки и надписи наносят в соответствии с требованиями [4].
