ГОСТ Р 58338-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования к дистрибьюторам продукции
8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
8.1 Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
Организация должна планировать, внедрять процессы (см. 4.4), необходимые для выполнения требований к поставке продукции и предоставлению услуг и для выполнения действий, определенных в разделе 6, и осуществлять управление этими процессами посредством:
a) определения требований к продукции и услугам.
Примечание - При определении требований к продукции и услугам необходимо учитывать следующие факторы:
- безопасность персонала и безопасность продукции;
- возможность производства и возможность проверки;
- устаревание продукции;
- предотвращение попадания, выявление и изъятие посторонних предметов;
- манипуляция, упаковка и консервация;
- переработка или окончательная утилизация изделия по истечении его срока службы;
b) установления критериев для:
1) процессов;
2) приемки продукции и услуг.
Примечание - В соответствии с типом изделия и в зависимости от заданных требований статистические методы могут быть использованы при проведении следующих процедур:
- управление технологическим процессом;
- оценка возможностей технологического процесса;
- статистический контроль процесса;
- разработка процессов проведения испытаний;
- верификация;
c) определения ресурсов, необходимых для достижения соответствия требованиям к продукции и услугам и своевременной поставки продукции и услуг;
d) управления процессами в соответствии с установленными критериями;
e) определения, разработки, актуализации и применения, а также регистрирования и сохранения документированной информации в объеме, необходимом для:
1) обеспечения уверенности, что процессы были выполнены, как это было запланировано;
2) демонстрации соответствия продукции и услуг требованиям;
f) привлечения представителей подразделений, задействованных в основных видах деятельности организаций для планирования и управления работами;
g) определения продукции и услуг, которые будут получены от внешних поставщиков;
h) установления средств управления, необходимых для предотвращения поставки несоответствующей продукции и услуг потребителю.
Примечание - Одним из методов достижения операционного планирования и управления может быть использование интегрированных поэтапных процессов.
Насколько это применимо к организации, требованиям потребителя и продукции/услугам организации, она должна планировать и управлять производством продукции/услуг структурированным и контролируемым способом, включая временное планирование событий в определенной последовательности для обеспечения соответствия требованиям с приемлемым риском в рамках имеющихся ограничений по ресурсам и графику работ.
Примечание - Такая деятельность часто называется планированием проектов, менеджментом проектов или менеджментом программ.
Результаты такого планирования должны быть подходящими для деятельности организации.
Примечание - Документированная информация, определяющая процессы системы менеджмента качества, а также ресурсы, задействованные в отношении конкретных продукции, услуг, проекта или контракта, может рассматриваться как план по качеству (программа качества).
Организация должна управлять запланированными изменениями и анализировать последствия непредусмотренных изменений, принимая, при необходимости, меры по смягчению любых негативных воздействий.
Организация должна обеспечивать, чтобы процессы, переданные внешним организациям, находились под управлением (см. 8.4).
Организация должна установить, применить и поддерживать процесс планирования и управления временной или постоянной передачей работ для обеспечения постоянного соответствия работы требованиям. Процесс должен обеспечить управление влиянием и рисками от передачи работ.
Примечание - Управление передачей работ от организации внешнему поставщику или от внешнего поставщика другому внешнему поставщику - в соответствии с требованиями 8.4. Управление передачей работ от одной производственной площадки организации на другую или от внешнего поставщика организации - в соответствии с 8.5.
8.1.1 Управление операционными рисками (не используется)
8.1.2 Управление конфигурацией
Насколько это применимо для организации и ее продукции/услуги, организация должна установить, реализовать и управлять процессом менеджмента конфигурации для обеспечения идентификации и контроля физических и функциональных атрибутов (характерных признаков) на протяжении всего жизненного цикла продукции. Этот процесс должен:
a) управлять идентификацией и прослеживаемостью продукции по отношению к требованиям, включая реализацию идентифицированных изменений;
b) обеспечивать, чтобы документированная информация (например, требования, проект, верификация, валидация и документация на приемку) соответствовала реальным атрибутам продукции/услуг.
8.1.3 Безопасность продукции (не используется)
8.1.4 Предотвращение поставки контрафактной продукции
Насколько это применимо для организации и ее продукции, организация должна планировать, осуществлять и управлять процессами для предотвращения использования контрафактных или подозрительных частей и включения их в продукцию, поставляемую потребителю.
Примечание - При планировании процессов предотвращения использования контрафактных частей следует рассматривать:
- подготовку и ознакомление соответствующих лиц о предотвращении использования контрафактных деталей;
- применение программы мониторинга устаревания частей;
- средства управления для приобретения продукции у оригинальных или авторизованных внешних производителей, уполномоченных дистрибьюторов или других разрешенных источников;
- требования к обеспечению прослеживаемости деталей и компонентов до их оригинальных или авторизованных производителей;
- методологии верификации и тестирования для выявления контрафактных частей;
- мониторинг отчетности о контрафактных частях из внешних источников;
- изоляцию и оповещение о подозрительных или выявленных контрафактных деталях.
8.1.5 Предотвращение поставки предположительно несоответствующего изделия
Организация должна планировать, внедрять и управлять процессами, свойственными организации и продукции, которые идентифицируют изделия и предотвращают поставку несоответствующей продукции либо предположительно несоответствующей продукции.
Примечание - Процесс по предотвращению поставки предположительно несоответствующей продукции должен учитывать:
- обучение персонала в части осведомленности и идентификации предположительно несоответствующей продукции;
- требования по обеспечению прослеживаемости деталей и компонентов до авторизированного источника;
- процесс проверки, направленный на выявление предположительно несоответствующей продукции;
- сбор и мониторинг информации по предположительно несоответствующей продукции от внешних источников;
- при необходимости, изоляцию и оповещение об обнаружении предположительно несоответствующей продукции согласно соответствующим требованиям авиационных властей или потребителя.
