БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58304-2018 (МЭК 61439-6:2012). Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 6. Системы шинопроводных линий (шинопроводы)

10 Испытания конструкции

 

Применяется раздел 10 ГОСТ IEC 61439-1 со следующими изменениями:

 

10.1 Общие требования

 

Применяется подраздел ГОСТ IEC 61439-1 со следующими изменениями:

Заменяется второй абзац:

Если испытания СШП были выполнены в соответствии с ГОСТ Р 51321.2 и результаты испытаний удовлетворяют требованиям данного стандарта, повторять испытание на соответствие этим требованиям не нужно.

Дополняется подраздел ГОСТ IEC 61439-1, пункт 10.1 "Общие положения", подпункт b) "Работоспособность" перечислениями:

10.101 Сопротивляемость распространению горения;

10.102 Огнестойкость при проходах в здании.

10.2.6 Механическое воздействие

Подраздел 10.2.6 ГОСТ IEC 61439-1 применяется в редакции:

СШП должна быть испытана в соответствии с ГОСТ IEC 62262.

После испытания СШП должна продолжать обеспечивать соответствующий код IP и диэлектрическую прочность; должна быть возможность снимать и устанавливать заново съемные крышки и ответвительные секции, и открытия, и закрытия дверок, если требуется.

Подраздел дополняется подпунктами:

10.2.101 Стойкость к механическим нагрузкам

10.2.101.1 Методика испытаний прямой шинопроводной секции

Первое испытание должно быть выполнено на одной прямой секции шинопровода, установленной, как для нормальной эксплуатации, на двух опорах, расстояние D между которыми указано первичным изготовителем. Расположение и форма опор должны быть указаны первичным изготовителем. См. рисунок. 101.

 

ГОСТ Р 58304-2018 (МЭК 61439-6:2012). Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 6. Системы шинопроводных линий (шинопроводы)

 

Рисунок 101 - Испытание шинопроводной секции

механической нагрузкой

 

Масса M должна быть приложена без механических усилий к жесткому квадратному элементу с шириной сторон, равной ширине секции шинопровода, расположенному посередине между опорами поверх оболочки.

Масса M должна быть равна:

- m + mL - для нормальных нагрузок;

- m + mL + 90 кг - для тяжелых нагрузок,

где

- m - масса секции шинопровода между опорами;

- mL - масса, указанная первичным изготовителем для вводной и ответвительной секций, которые должны быть присоединены к участку D.

Продолжительность испытания должна быть не менее 5 мин.

10.2.101.2 Методика испытаний соединения

Второе испытание должно быть выполнено на двух шинопроводных секциях, соединенных между собой и установленных, как для нормальной эксплуатации, с минимальным количеством опор на участках D и D1. Расстояние D указано в 10.2.101.1; расстояние D1 - максимальное расстояние между опорами, ближайшими к соединению, указанное первичным изготовителем. Соединение должно находиться посередине между опорами. См. рисунок 102.

 

ГОСТ Р 58304-2018 (МЭК 61439-6:2012). Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 6. Системы шинопроводных линий (шинопроводы)

 

Рисунок 102 - Испытание соединения

механической нагрузкой

 

Масса M1 должна быть приложена без механических усилий к жесткому квадратному элементу с шириной сторон, равной ширине секции шинопровода, расположенному поверх оболочки над соединением.

Масса M должна быть равна:

- m1 + mL1 - для нормальных нагрузок;

- m1 + mL1 + 90 кг - для тяжелых нагрузок,

где

- m1 - масса частей секций шинопровода, включая соединение, расположенных на участке D1;

- mL1 - максимальная масса вводной и ответвительной секций, которые должны быть присоединены на участке D1, указанная первичным изготовителем.

Продолжительность испытания должна быть не менее 5 мин.

10.2.101.3 Сопротивление оболочки сдавливанию

Прямая секция шинопровода должна быть подвергнута сдавливанию и выдержать его успешно в четырех или более точках, включая одну точку между соседними изоляторами, если таковые имеются.

Секция шинопровода должна быть установлена на плоской поверхности, и усилие должно быть приложено через жесткую пластину, имеющую ширину, равную ширине секции, и длину, равную 120 мм.

Сила сдавливания должна быть равна не менее чем четырехкратному весу 1 метра прямой секции для СШП, заявленных для нормальных механических нагрузок; для СШП, заявленных для тяжелых механических нагрузок должна быть добавлена масса 90 кг.

Продолжительность испытания должна быть не менее 5 мин в каждой точке.

10.2.101.4 Результаты, которые должны быть получены

Во время и после испытаний, соответствующих 10.2.101.1 - 10.2.101.3, не должны образовываться ни трещины, ни необратимые деформации оболочки, которые могли бы подвергать риску понижение степени защиты, уменьшение зазоров и расстояния путей утечки до значений меньших, чем указанные в 8.3.3, или нарушить правильное подключение входящих и отходящих секций.

Функция цепи защитного проводника не должна быть нарушена, и испытуемые образцы должны выдержать диэлектрические испытания в соответствии с пунктом 10.9.2 ГОСТ IEC 61439-1.

10.2.102 Испытание циклическими изменениями температуры

10.2.102.1 Общие требования

Ответвительные секции штепсельного типа должны быть испытаны циклическими изменениями температуры.

10.2.102.2 Испытуемый образец

Если одна и та же конструкция штепсельного типа используется для ряда ответвительных секций с различными номинальными токами или различными защитными устройствами, испытание одного сочетания (одной комбинации) секции шинопровода и ответвительной секции считается представительным для всего ряда. Конструкция устройства штепсельного типа включает физические характеристики, материал и отделку поверхности (например, покрытие металлом), если это применялось.

В ответвительных секциях, содержащих плавкие предохранители, должны быть установлены плавкие предохранители с максимальным номинальным током, указанным первичным изготовителем. Ответвительная секция, содержащая автоматический выключатель, должна быть совместима с автоматическим выключателем на максимальную нагрузку, заявленную первичным изготовителем.

Ответвительная секция должна быть собрана и нагружена в соответствии с 10.10.2.3.6.

Перед испытанием образец должен быть подготовлен при помощи некоторого количества присоединений и отсоединений ответвительной секции преднамеренным способом без тока нагрузки, указанным в таблице 105.

 

Таблица 105

 

Подготовка к испытанию циклическими

изменениями температуры

 

Номинальный ток, А

Количество циклов соединений и отсоединений

Inc <= 63

25

63 < Inc <= 200

10

200 < Inc

5

 

10.2.102.3 Метод испытания

Через образец пропускается ток до достижения образцом установившейся температуры. Записываются значения температуры, указанные для испытания превышения температуры. Ток отключается, и образец выдерживается до возвращения его температуры до уровня температуры помещения.

Затем образец подвергается 84 циклам, состоящим из:

a) 3 ч в положении "Включено" при номинальном токе и 3 ч в положении "Отключено" или

b) 2 ч в положении "Включено" при номинальном токе и 2 ч в положении "Отключено", если температура, измеренная в конце начального двухчасового периода положения "Включено" находится в пределах 5 К температур, записанных в конце стабилизационной выдержки.

10.2.102.4 Результаты, которые должны быть получены

Значения температуры, полученные после 84-го цикла, не должны превышать более чем на 5 К значения температур, записанных в конце стабилизационной выдержки.

 

10.3 Степень защиты комплектных устройств СШП

 

Применяется подраздел 10.3 ГОСТ IEC 61439-1 со следующими изменениями:

Замена предпоследнего абзаца:

Если следы воды могут вызвать сомнения в правильном функционировании и безопасности оборудования, должно быть выполнено испытание на диэлектрическую прочность в соответствии с пунктом 10.9.2 ГОСТ IEC 61439-1.

10.5.3.1 Общие требования

Применяется подпункт 10.5.3.1 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

Стойкость к току короткого замыкания, указанная первичным изготовителем, должна быть подтверждена испытанием в соответствии с пунктом 10.5.3.5 ГОСТ IEC 61439-1 или путем сравнения с испытанной эталонной конструкцией в соответствии с пунктом 10.5.3.3 ГОСТ IEC 61439-1.

Эталонная конструкция для использования в соответствии с пунктом 10.5.3.3 ГОСТ IEC 61439-1 должна быть определена (должны быть определены) первичным изготовителем.

10.5.3.3 Подтверждение путем сравнения с эталоном - Использование контрольной ведомости

Применяется подпункт 10.5.3.3 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

Соответствие считается подтвержденным, если СШП, подлежащая проверке, при сравнении с уже испытанной конструкцией обеспечивает все следующие требования:

a) выполняются требования пунктов 1 - 3, 5, 6 и 8 - 10 таблицы 13 ГОСТ IEC 61439-1;

b) опоры шин каждой цепи СШП, подлежащей проверке, относятся к тому же типу, имеют ту же форму, выполнены из того же материала и имеют те же самые или меньшие расстояния по длине шины, что и эталонная конструкция, и изоляционные материалы имеют тот же тип, форму и толщину.

Для гарантии той же самой проводимости по току для той части тока короткого замыкания, который протекает по открытым проводящим частям, конструкция, количество и устройство частей, обеспечивающих контакт между защитным проводником и открытыми проводящими частями, должны быть теми же самыми, что и в испытанной эталонной конструкции.

10.5.3.4 Подтверждение путем сравнения с эталоном - Использование расчетов.

Этот подпункт ГОСТ IEC 61439-1 не применяется.

 

10.10 Испытание на превышение температуры

 

Пункты и подпункты подраздела 10.10 ГОСТ IEC 61439-1 изложить в следующей редакции:

10.10.1 Общие требования

Испытаниями должно быть подтверждено, что пределы превышения температуры, указанные в 9.2 для различных частей СШП, не будут превышены.

Подтверждение может быть выполнено:

a) испытанием по 10.10.2 и/или

b) подбором номинального тока аналогичных видов по 10.10.3.

10.10.2 Подтверждение испытанием

10.10.2.1 Общие требования

Подтверждение испытанием должно включать в себя следующее:

a) если СШП, подлежащая испытанию, содержит несколько видов, выбирают наиболее опасное(ые) в соответствии с 10.10.2.2;

b) испытание выбранного(ых) варианта(ов) в соответствии с 10.10.2.3.

10.10.2.2 Выбор представительных образцов

10.10.2.2.1 Общие требования

Испытание должно быть выполнено на выбранных представительных секциях шинопровода и ответвительных секциях в соответствии с 10.10.2.2.2 и 10.10.2.2.3.

Трехфазные/трехпроводные секции шинопровода и ответвительные секции должны рассматриваться соответственно в качестве представительных для трехфазных/четырехпроводных, трехфазных/пятипроводных и однофазных/двухпроводных или однофазных/трехпроводных секций шинопровода и ответвительных секций, если при этом нейтральный проводник имеет сечение, равное или превышающее сечение фазного проводника, и проложен тем же способом, что и фазные проводники.

За выбор ответственен первичный изготовитель.

Первичный изготовитель должен учитывать также другие исполнения секций, номинальные токи которых должны быть определены на основании исполнения секций, испытанных в соответствии с 10.10.3.

10.10.2.2.2 Секции шинопровода

a) Идентификация аналогичных секций

Секции шинопровода, состоящие из блоков с прямоугольным проводником на полюс, могут рассматриваться в качестве аналогичных видов одного и того же конструктивного исполнения, даже если они предназначены для разных номинальных токов, если выполнены следующие условия:

- одно и то же устройство шин;

- одно и то же расстояние между проводниками;

- одни и те же оболочки.

b) Выбор представительной секции шинопровода

Представительный вид из аналогичных видов должен соответствовать следующим требованиям:

- наиболее низкая удельная проводимость;

- наибольшие вес, толщина и площадь поперечного сечения проводника;

- наихудшая предпочтительная вентиляция (размеры проемов, естественное или искусственное охлаждение...).

Если все требования не могут быть проверены на одной-единственной секции, должны быть выполнены дальнейшие испытания.

10.10.2.2.3 Ответвительные секции (коробки)

a) Идентификация аналогичных ответвительных секций

Ответвительные секции одной и той же конструкции могут рассматриваться в качестве аналогичных видов одного и того же конструктивного исполнения, даже если они предназначены для разных номинальных токов, если выполнены следующие условия:

1) функция главной цепи одна и та же (например, кабельный фидер, магнитный пускатель);

2) устройства имеют один и тот же габарит и относятся к одной и той же серии;

3) структура монтажа и оболочка ответвительной секции относятся к одному и тому же типу;

4) устройство (устройства) имеют одно и то же взаимное расположение;

5) тип и расположение проводников, включая тип соединения и материал проводника между ответвительной секцией и секцией шинопровода, одни и те же;

6) номинальный ток поперечного сечения проводников главной цепи равен как минимум номинальному току наименее мощного устройства из установленных последовательно в главной цепи. Проводники следует выбирать в соответствии с испытанием либо в соответствии с ГОСТ 50571.5.52.

Примеры применения требований настоящего стандарта в условиях внутри ответвительной секции приведены в приложении H ГОСТ IEC 61439-1. Поперечное сечение шин должно соответствовать испытанному либо указанному в Приложении N ГОСТ 61439-1.

b) Выбор представительной ответвительной секции

Максимальным возможным номинальным током для каждого вида ответвительной секции является установившийся. Для ответвительных секций, содержащих только одно устройство, это номинальный ток этого устройства. Для ответвительных секций с несколькими устройствами, включенными в главную цепь последовательно, это ток устройства с наименьшим номинальным током.

Для каждой ответвительной секции рассчитываются потери мощности при максимальном возможном токе с учетом специфических данных для каждого устройства (включая устройства, установленные во вспомогательных цепях) вместе с потерями мощности в соответствующих проводниках главных цепей.

Представительный вид ответвительной секции должен соответствовать следующим требованиям:

- наименьшая удельная проводимость проводников главной цепи;

- наиболее высокие потери мощности;

- наиболее неблагоприятное исполнение оболочки (общие размеры, перегородки и вентиляция).

Если все требования не могут быть проверены на одной-единственной секции, должны быть проведены дальнейшие испытания.

Первичный изготовитель должен установить, требуется ли дополнительное испытание в случае, если ориентация испытуемой секции отличается от ориентации эталонного образца.

10.10.2.3 Методы испытаний

10.10.2.3.1 Общие требования

Испытания превышения температуры отдельных цепей должны быть выполнены на их номинальной частоте.

Для получения требуемого тока может быть использовано испытательное напряжение любого подходящего значения.

Испытательные токи должны быть отрегулированы таким образом, чтобы они были как можно более равными друг другу во всех фазных проводниках. Любая непреднамеренная циркуляция воздуха внутри линии шинопровода во время испытания должна быть исключена (например, закрытием торцов оболочки).

Если ответвительная секция содержит плавкие предохранители, они для испытания должны быть укомплектованы плавкими вставками, указанными первичным изготовителем. Потери мощности в плавких вставках, используемых при испытании, должны быть указаны в протоколе испытаний. Потери мощности в плавких вставках могут быть определены измерением либо альтернативно приняты по указанию изготовителя плавких вставок.

В ответвительных секциях, которые могут содержать дополнительные цепи управления или устройства, для имитации потерь, выделяемых этими элементами, могут быть применены сопротивления нагрева.

Если в процессе испытания проводится включение управляющего электромагнита, температуру следует измерять, когда установившаяся температура достигнута как в главной цепи, так и в управляющем электромагните.

Площадь поперечного сечения и расположение внешних проводников, используемых при испытании, должны быть указаны в протоколе испытания.

Испытание должно выполняться в течение времени, достаточного для достижения превышением температуры установившегося значения. Практически это условие считается достигнутым, когда отклонение температуры во всех точках измерения (включая температуру окружающего воздуха) не превышает 1 К/ч.

Для сокращения продолжительности испытания, если устройства допускают, ток может быть завышен в первой части испытания, а впоследствии понижен до значения, установленного для испытания.

10.10.2.3.2 Испытательные проводники

Применяется пункт 10.10.2.3.2 ГОСТ IEC 61439-1.

10.10.2.3.3 Измерение температур

Для измерения температур должны быть использованы термопары или термометры. Для измерения температуры обмоток, как правило, следует применять метод изменения сопротивления.

Термометры или термопары должны быть защищены от потоков воздуха и от тепловых излучений.

Температура должна быть измерена и записана для всех точек, указанных в 9.2. Особое внимание должно быть уделено точкам проводников и зажимов главных цепей. Конкретное расположение точек указано в 10.10.2.3.5 и 10.10.2.3.6.

Для измерения температуры внутри СШП при необходимости должно быть установлено несколько измерительных устройств в соответствующих местах.

10.10.2.3.4 Температура окружающего воздуха

Термометры или термопары должны быть защищены от потоков воздуха и от тепловых излучений.

Окружающая температура в течение испытания должна быть между плюс 10 °C и плюс 40 °C.

Окружающая температура является средним значением окружающих температур всех точек измерения.

Конкретное расположение точек указано в 10.10.2.3.5 и 10.10.2.3.6.

10.10.2.3.5 Испытание линии шинопровода

Вводная секция и одна или более представительных прямых секций (см. 10.10.2.2.2) со всеми их крышками, установленными на место, должны быть соединены между собой, образуя линию шинопровода, включая не менее двух соединений для образования общей длины не менее 6 м.

Вспомогательные секции СШП (например, угловые, гибкие секции и т.д.) могут быть установлены вдоль линии шинопровода в наиболее подходящих местах и испытаны при том же самом испытании.

Эта представительная сборка должна быть установлена в соответствующих ей условиях монтажа и испытана при ее номинальном токе Inc.

Температура проводников должна быть измерена на середине длины линии шинопровода и на каждом соединении. Температура соответствующих частей оболочки должна быть измерена на всех доступных сторонах.

a) Горизонтальная ориентация

Линия шинопровода должна быть установлена на опорах горизонтально на расстоянии примерно 1 м от пола.

Температура окружающего воздуха должна быть измерена в непосредственной близости от центра линии шинопровода на том же самом уровне и на расстоянии приблизительно 1 м от обеих продольных сторон оболочки.

b) Вертикальная ориентация

Линия шинопровода должна быть установлена вертикально, т.е. иметь не менее 4 м вертикального расположения, и прикреплена к жесткой конструкции в соответствии с указаниями первичного изготовителя.

Температура окружающего воздуха должна быть измерена на расстоянии 1,5 м вниз от верхнего конца испытуемой сборки на расстоянии приблизительно 1 м от каждой из продольных сторон оболочки.

10.10.2.3.6 Испытание ответвительной секции

Ответвительная секция должна быть установлена в соответствующих монтажных условиях относительно линии шинопровода, номинальный ток которой не менее чем в два раза превышает номинальный ток ответвительной секции (или имеет ближайший к нему из возможных).

Ответвительная секция должна выдерживать ее номинальный ток, и линия шинопровода должна выдерживать свой номинальный ток до места установки ответвительной секции.

Должны быть измерены превышения температуры соединений проводников и зажимов устройств главной цепи и всех соответствующих частей всех доступных сторон оболочки ответвительной секции так же, как и превышения температуры проводников и соответствующих частей оболочки секции шинопровода, к которой присоединена ответвительная секция.

a) Горизонтальная ориентация

Линия шинопровода должна быть установлена в соответствии с 10.10.2.3.5, перечисление a).

Ответвительная секция должна быть размещена по центру линии шинопровода, насколько это возможно.

Температура окружающего воздуха должна быть измерена в непосредственной близости от центра испытуемой ответвительной секции на том же самом уровне и на расстоянии приблизительно 1 м от обеих продольных сторон оболочки ответвительной секции.

b) Вертикальная ориентация

Линия шинопровода должна быть установлена в соответствии с 10.10.2.3.5, перечисление b).

Ответвительная секция должна быть установлена таким образом, чтобы ее центр находился приблизительно на уровне, расположенном на 1,5 м ниже верхнего конца линии шинопровода.

Температура окружающего воздуха должна быть измерена на уровне центра испытуемой ответвительной секции на расстоянии, равном приблизительно 1 м от каждой продольной стороны оболочки.

10.10.2.3.7 Ответвительная секция с несколькими отходящими цепями

Если все отходящие цепи ответвительной секции могут одновременно и длительно быть нагружены их номинальным током (Kо = 1), тогда должен быть применен 10.10.2.3.6 ко всем отходящим цепям, нагруженным их номинальным током.

Если коэффициент одновременности ниже 1, ответвительные секции должны быть испытаны в два этапа:

a) каждый тип отходящей цепи должен быть испытан индивидуально своим номинальным током в соответствии с 10.10.2.3.6;

b) ответвительная секция в полном комплекте должна быть нагружена до ее номинального тока, и каждая отходящая цепь - до ее номинального тока, помноженного на номинальный коэффициент Kо.

Если номинальный ток ответвительной секции меньше суммы испытательных токов отходящих линий (т.е. номинальных токов, помноженных на коэффициент Kо), то отходящие цепи должны быть разделены на группы, соответствующие номинальному току ответвительной секции. Группы должны быть сформированы таким образом, чтобы было достигнуто наиболее высокое из возможных превышение температуры. Должно быть сформировано достаточное количество групп, и испытания должны быть организованы таким образом, чтобы все различные варианты отходящих цепей были представлены как минимум в одной группе.

10.10.2.3.8 Результаты, которые должны быть получены

При окончании испытания превышения температуры не должны быть больше значений, указанных в таблице 6 ГОСТ IEC 61439-1. Аппараты должны работать удовлетворительно в пределах напряжений, заявленных для них при температуре внутри СШП.

10.10.3 Определение номинального тока из имеющихся вариантов

10.10.3.1 Общие требования

Следующие пункты устанавливают, каким образом может быть подтвержден номинальный ток для вариантов посредством определения его из уже проверенных испытанием аналогичных устройств.

Испытания превышения температуры, выполненные на частоте 50 Гц, действительны также для частоты 60 Гц для номинальных токов, включая ток до 800 А. При отсутствии испытаний на частоте 60 Гц для токов, превышающих 800 А, номинальный ток, соответствующий частоте 60 Гц, должен быть понижен до 95% тока частоты 50 Гц. Либо, если максимальное превышение температуры на 50 Гц не превышает 90% допустимого значения, понижение для 60 Гц не требуется.

Испытания превышения температуры, выполненные на специфических частотах, применимы с тем же самым номинальным током для более низких частот, включая постоянный ток.

10.10.3.2 Секции шинопровода

Номинальный ток аналогичных вариантов испытуемых секций шинопровода (см. 10.10.2.2.2) может быть рассчитан с применением следующей понижающей формулы

 

ГОСТ Р 58304-2018 (МЭК 61439-6:2012). Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 6. Системы шинопроводных линий (шинопроводы)

 

где In2 - номинальный ток, который должен быть определен;

In1 - номинальный ток испытанной секции;

S2 - площадь поперечного сечения проводников варианта секции шинопровода;

S1 - площадь поперечного сечения проводников испытанной секции шинопровода.

10.10.3.3 Ответвительные секции

Номинальный ток аналогичных вариантов испытуемой ответвительной секции (см. 10.10.2.2.3) должен быть рассчитан с применением следующей понижающей формулы

 

ГОСТ Р 58304-2018 (МЭК 61439-6:2012). Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 6. Системы шинопроводных линий (шинопроводы)

 

где Intou2 - номинальный ток, который должен быть определен;

Intou1 - номинальный ток испытанной секции;

Imax2 - максимальный возможный ток варианта ответвительной секции;

Imax1 - максимальный возможный ток испытанной секции.

 

10.11 Стойкость к токам короткого замыкания

 

10.11.1 Общие требования

Применяется подпункт 10.11.1 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

Номинальная стойкость к токам короткого замыкания должна быть испытана за исключением случаев, приведенных в 10.11.2 ГОСТ IEC 61439-1. Проверка может быть выполнена испытанием в соответствии с 10.11.5 ГОСТ IEC 61439-1 или сравнением по соответствующей конструкции в соответствии с 10.11.3.

Расчет значений токов короткого замыкания шинопроводов должен проводиться по ГОСТ 28249-93.

Испытания должны быть выполнены на представительных линиях шинопровода, имеющих представительную структуру, и на представительных ответвительных секциях, выбранных в соответствии с 10.11.5.1.

За выбор ответственен первичный изготовитель.

Первичный изготовитель должен учитывать другие устройства, номинальные значения тока короткого замыкания которых должны быть определены в соответствии с 10.11.3 на основании испытанных устройств.

10.11.3 Проверка путем сравнения с эталонной конструкцией - Использование контрольной ведомости

Применяется подпункт 10.11.3 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

Проверка считается выполненной, если в результате сравнения испытуемой СШП с уже испытанной конструкцией выполняются все следующие требования:

a) пункты 1 - 3 и 5 - 10 контрольного перечня таблицы 13 ГОСТ IEC 61439-1;

b) опоры шин каждой цепи СШП, подлежащие проверке, имеют тот же тип, форму и материал и то же наименьшее промежуточное расстояние по длине шины, что и эталонная конструкция, и изоляционные материалы имеют тот же самый тип, форму и толщину.

Если какое-либо требование контрольного перечня не выполняется, проверка должна быть выполнена испытанием в соответствии с 10.11.5 ГОСТ IEC 61439-1.

10.11.4 Проверка путем сравнения с эталонной конструкцией - Применение расчета

Этот подпункт ГОСТ IEC 61439-1 не применяется.

10.11.5 Проверка испытанием

10.11.5.1 Организация испытания

Применяется подпункт 10.11.5.1 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

СШП или ее части, если необходимо по условиям испытания, должны быть установлены, как для нормальной эксплуатации.

10.11.5.3.2 Отходящие цепи

Применяется подпункт 10.11.5.3.2 ГОСТ IEC 61439-1 с дополнением в начале подпункта:

Ответвительная секция должна быть присоединена к секции шинопровода, установленной, как указано в 10.11.5.3.3, практически как можно ближе к входному краю.

10.11.5.3.3 Входящая цепь и главные шины

Применяется подпункт 10.11.5.3.3 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

Испытание должно быть выполнено на СШП, содержащей как минимум одну вводную секцию, присоединенную к соответствующему количеству прямых секций шинопровода для получения длины не более 6 м, включая не менее одного соединения. Для проверки номинальной стойкости к кратковременному допустимому току (см. пункт 5.3.5 ГОСТ IEC 61439-1) и стойкости к ударному току (см. пункт 5.3.4 ГОСТ IEC 61439-1) может быть использована большая длина при условии, что максимальное значение и среднеквадратичное значение переменной составляющей испытательного тока, соответственно, как минимум равны номинальной стойкости к ударному току и номинальной стойкости к допустимому кратковременному току [см. пункт 10.11.5.4, перечисление b) ГОСТ IEC 61439-1].

Секции шинопровода, не включенные в вышеприведенное испытание, должны быть смонтированы, как для условий нормальной эксплуатации, и испытаны отдельно.

10.11.5.5 Результаты испытаний

Применяется подпункт 10.11.5.5 ГОСТ IEC 61439-1 с дополнением после пятого абзаца условием:

Повреждения допустимы для контактов ответвительных секций (например, троллейных щеток), предназначенных для периодической замены в соответствии с указаниями изготовителя.

10.11.5.6.2 Результаты испытаний

Применяется подпункт 10.11.5.6.2 ГОСТ IEC 61439-1 в редакции:

Непрерывность и стойкость к току короткого замыкания защитной цепи, состоит ли она из отдельных проводников или для этого используется оболочка, не должны быть существенно нарушены.

Для ответвительной секции это может быть проверено измерениями при помощи тока порядка номинального тока ответвительной секции.

Для секции шинопровода после испытания и по истечении достаточного времени для охлаждения шины до температуры окружающей среды сопротивление петли фаза-нуль между фазой и PE Rb20phPEN или Rb20phPE не должно увеличиться более чем на 10% (см. 5.101).

Если в качестве защитного проводника используется оболочка, допускается искрение и местный нагрев в соединениях при условии, что это не нарушает непрерывность электрической цепи и не происходит возгорания примыкающих легковоспламеняющихся частей.

Деформация оболочки или внутренних перегородок, барьеров и изоляции токами короткого замыкания допустима в той мере, в какой степень защиты оболочки не получает явных повреждений, зазоры и расстояния путей утечки не понижены до значений, указанных в пункте 8.3 ГОСТ IEC 61439-1.

 

10.13 Работоспособность механических частей

 

Применяется этот пункт ГОСТ 61439-1, за исключением следующего:

Изменение второго абзаца:

Число циклов срабатывания должно быть 50.

Дополнение к последнему абзацу:

Для ответвительных секций троллейного типа скорость каретки, имеющей скользящие контакты, и расстояние, на которое она перемещается, должны быть определены в соответствии с условиями, для работы в которых она запроектирована. Если каретка предназначена для удержания инструмента или другой механической нагрузки, к ней на время испытания должен быть подвешен эквивалентный вес. После завершения испытания не должно быть механических или электрических повреждений, таких как выкрашивание, выгорание или сваривание контактов.

Дополнительные подпункты:

 

10.101 Сопротивляемость распространению пламени

 

Испытание подходит для всех типов и серий секций шинопроводов для оценки сопротивляемости СШП распространению пламени в условиях монтажа и установки, встречающихся на практике. Испытание должно быть выполнено в соответствии с ГОСТ Р МЭК 60332-3-10 с приложением пламени в течение 40 мин.

Испытание выполняется на прямом отрезке линии шинопровода, с наименьшей длиной 3 м и соединением.

Три прямые линии шинопровода одного и того же типа должны быть установлены вертикально с равными промежутками на вертикальной лестнице в установке испытания пламенем, и каждая линия шинопровода должна подвергаться воздействию пламени горелки в отличную от других сторону.

Если секции шинопровода имеют большую ширину, количество испытуемых прямых секций шинопровода может быть уменьшено, но в этом случае испытания должны быть повторены для выполнения трех типов испытаний в зависимости от ориентации сторон оболочки.

Для секций шинопровода с ответвительными устройствами одна сторона с ответвительным выводом должна быть установлена, как для нормальной эксплуатации (например, с крышкой), с ориентацией на горелку и в непосредственной близости к воздействию пламени горелки.

После затухания пламени оболочки линии шинопровода вытираются до чистоты. Удалением всей сажи полностью можно пренебречь, если после протирания исходная поверхность остается неповрежденной. Размягчением или деформацией неметаллических материалов также можно пренебречь. Максимальная протяженность повреждения измеряется в метрах до одного знака после запятой от нижнего края горелки до начала обугливания.

Система считается прошедшей испытания, если:

- она не воспламеняется.

Примечание - Возгоранием небольших частей, не влияющих на целостность линии шинопровода, пренебрегают;

 

- обугленная часть (внешняя или внутренняя) линий шинопровода не достигла высоты, превышающей 2,5 м над нижним краем горелки.

 

10.102 Сопротивление проникновению огня в помещение

 

Испытание предназначено для огнестойких барьеров, спроектированных для предотвращения распространения огня путем проникновения в помещение. Испытание следует выполнять в соответствии с ГОСТ 30247.0-94 и ГОСТ 39247.1-94 для времени огнестойкости 60, 90, 120, 180 и 240 мин. Испытание следует проводить на представительных образцах прямых секций шинопровода. Образец, включая любые дополнительные части, должен быть установлен на испытательном основании, и пустое пространство вокруг образца должно быть заполнено огнестойким затвором. Испытательное основание должно быть выполнено из бетона, толщина должна соответствовать времени огнестойкости. Огнестойкий затвор должен соответствовать требованиям пожаробезопасности здания. Вся установка должна быть смонтирована в соответствии со строительной практикой и отвечать всем требованиям первичного изготовителя. Для записи температуры оболочки секции с огнезащитным барьером с внутренней стороны образца должен быть размещен комплект термопар. Все размеры в соответствии с рисунком 103 должны быть указаны в протоколе испытания.

 

ГОСТ Р 58304-2018 (МЭК 61439-6:2012). Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 6. Системы шинопроводных линий (шинопроводы)

 

Индекс Обозначение

a, b

-

ширина и длина проема испытательного пола

c

-

толщина испытательного пола

d

-

длина секции с барьером огнезащитным

e

-

зона расположения термопар на защищенной части образца

h

-

длина незащищенной части образца

H

-

длина образца

 

Рисунок 103 - Испытательная установка для проверки секции

шинопровода с огнезащитным барьером

 

Оценка результатов испытаний приведена в ГОСТ 30247.0-94 и ГОСТ 39247.1-94.

Испытание с испытательным полом является также действительным для проникновения сквозь стены.