ГОСТ 7409-2018. Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля
4.2 Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием
4.2.1 Металлические поверхности грузовых вагонов, их деталей и составных частей перед окрашиванием должны быть подготовлены по ГОСТ 9.402: обезжирены от масложировых и сажевых загрязнений и очищены от ржавчины, окалины, сварочных брызг, формовочной земли, заусенцев механическим способом, с использованием ручного и механизированного инструментов, специального оборудования, а также методом абразивоструйной обработки.
4.2.2 Поверхности кузовов и подвагонного оборудования перед абразивоструйной обработкой должны быть обезжирены до степени 1 или 2 в соответствии с ГОСТ 9.402.
4.2.3 Наружные и внутренние металлические поверхности кузовов грузовых вагонов перед окрашиванием должны быть подвергнуты абразивоструйной или механической обработке по ГОСТ 9.402 с использованием механизированного инструмента с последующим обдувом поверхности сжатым воздухом по ГОСТ 9.010.
Допускается внутренние поверхности кузовов полувагонов, думпкаров и хопперов для перевозки цемента не подвергать абразивоструйной или механической обработке с использованием механизированного инструмента.
4.2.4 Подвагонное оборудование должно быть очищено от окалины и продуктов коррозии абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента с последующим обдувом поверхности сжатым воздухом по ГОСТ 9.010.
Перечень элементов подвагонного оборудования, подлежащих защите от абразивоструйной очистки, должен быть указан в документации на изделие.
4.2.5 Период времени между окончанием абразивоструйной обработки и следующей операцией грунтования не должен превышать 2 ч.
Допускается, при условии соблюдения температуры окружающей среды не ниже 15 °C и влажности воздуха не выше 80%, увеличение времени межоперационного хранения обработанных абразивоструйными и механическими способами деталей и составных частей в соответствии с ГОСТ 9.402 (пункт 4.3).
4.2.6 Для абразивоструйной очистки поверхностей из низколегированной стали должны быть использованы:
а) стальная закаленная, или стальная литая, или стальная литая улучшенная, или стальная колотая, или стальная колотая улучшенная дробь размером от 0,2 до 1,0 мм по ГОСТ 11964;
б) металлический песок или купершлак размером от 0,2 до 2,5 мм;
в) электрокорунд размером от 0,2 до 1,0 мм.
Допускается при абразивоструйной очистке металлических поверхностей толщиной более 3 мм увеличение размера дроби (стальной закаленной, стальной литой или стальной литой улучшенной, стальной колотой, стальной колотой улучшенной по ГОСТ 11964) до 1,4 мм.
4.2.7 Шероховатость металлической поверхности (толщиной не более 3 мм) должна быть после абразивоструйной очистки не более Rz 40 и после механической очистки - не менее Rz 20 по ГОСТ 2789. Требования не распространяются на штампованные и литые детали.
4.2.8 Степень очистки грузовых вагонов по ГОСТ 9.402 должна быть:
- для наружных поверхностей всех видов грузовых вагонов - 1 или 2;
- внутренних поверхностей всех видов грузовых вагонов (кроме полувагонов, думпкаров, хопперов, вагонов-цистерн, хопперов для перевозки цемента) - 2;
- внутренних поверхностей полувагонов, думпкаров, хопперов, хопперов для перевозки цемента - 3;
- подвагонного оборудования - 2 или 3.
Допускается в труднодоступных местах крупногабаритных изделий сложной формы из низколегированной стали толщиной не менее 4 мм степень очистки - 4.
Перечень труднодоступных мест должен быть указан в технологической документации на вагон.
4.2.9 Подготовленные к окрашиванию кузова грузовых вагонов детали и составные части должны быть в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402 сухими и обдутыми после абразивоструйной и механической обработки сжатым воздухом по ГОСТ 9.010.
4.2.10 Поверхности кузовов и подвагонного оборудования, подвергнутые очистке механическим способом ручным или механизированным электро- или пневмоинструментом, должны быть обезжирены.
Качество обезжиривания перед окрашиванием по ГОСТ 9.402 должно соответствовать:
- второй степени обезжиривания - для полувагонов, платформ, думпкаров, хопперов для перевозки цемента;
- первой степени обезжиривания - для остальных вагонов.
4.2.11 Допускается на металлических поверхностях вагонов в местах сварки и термической правки наличие цветов побежалости.
4.2.12 Поверхности деревянных деталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми, обработанными от ворса и соответствовать требованиям ГОСТ 3191.
